Толк новости
Общество |

С небес под землю: какие дорожные чудо-стройки стоит пожелать Барнаулу на Новый год

"Толк" собрал топ-5 самых мощных проектов для развития дорожной инфраструктуры Барнаула и Алтайского края, запуск которых отложен на неопределенный срок
Читать в полной версии ➔

Новые дороги, мосты и развязки – дорожная сфера Барнаула, как и Алтайского края в целом, переживает настоящий ренессанс. Сезон-2025 на всех уровнях прошел на максималках. Апогеем для города и края стал запуск трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте. Она разгрузила этот сложный транспортный узел и стала удобными воротами для всех видов автотранспорта. В идеале эффект призвана усилить развязка №2 на улице Власихинской, но денег на ее строительство нет. Как и на другие очень нужные, но крайне дорогостоящие дорожные объекты. Появлению большинства из них может помочь, пожалуй, только чудо. И это повод внести хотя бы один из проектов в список новогодних желаний.

Редакция "Толка" собрала пять наиболее ярких дорожных объектов, с появлением которых жизнь в Барнауле точно не будет прежней. Каждый из них нашел отражение не только в генеральном плане города, но и в глобальной программе развития транспортной инфраструктуры Алтайского края расчетной стоимостью 330 млрд рублей. Обход – мечта любого города Объект: обход Барнаула с мостом через Обь. Локация: городской округ Барнаул, Первомайский, Павловский, Калманский районы. Стоимость: 60-70 млрд рублей.

Начнем с одного из самых дорогих и "старых" проектов – с обхода Барнаула. Его строительство обсуждают с 1980-х годов. Тогда он получил название Северный обход. Последний раз о перспективах появления объекта говорили в прошлом году на Днях Алтайского края в Совете Федерации, где принимал участие глава региона Виктор Томенко. Впрочем, пока сдвинуть реализацию проекта с мертвой точки не удается.

Главная причина – капиталоемкость. В давно устаревших ценах конца 2010-х годов стоимость объекта составляла около 60 млрд рублей. Судя по более свежим данным, озвученным на заседании в Совфеде в 2024 году, она ощутимо выросла – до 70 млрд рублей, ранее писал "Толк".

При этом проект давно готов и одобрен госэкспертизой. Только это уже не Северный, а Южный обход. Его разработали по заказу "Алтайавтодора" еще в 2018 году. Тендер стоимостью почти 700 млн рублей выиграл питерский институт "Стройпроект". Наряду с московскими, питерскими, сочинскими и другими объектами, большая часть которых уже эксплуатируется, барнаульский проект теперь просто украшает портфолио организации.

Нюансы разработки описаны на официальном сайте института. В карточке объекта говорится, что обход представляет собой дорожное полукольцо вокруг Барнаула, опоясывающее город с его южной стороны. Его начальная точка запроектирована на Павловском тракте в районе села Новомихайловка. Далее дорога должна пройти между поселками Новые Зори и Лесной, пересечь Змеиногорский тракт у поселка Бельмесево и по мосту уйти на правый берег Оби, чтобы соединиться с Чуйским трактом.

Проектная протяженность обхода составляет 68,1 км. Предполагается, что объект пройдет по трем районам – Павловскому, Калманскому и Первомайскому – и соединит правый и левый берега Оби. В состав обхода входят четырехполосная дорога, 25 искусственных сооружений, включая пять развязок, 12 мостов и т. д. Ключевой элемент – мост через Обь протяженностью 2394 метра. Новую автодорогу предполагали построить в три этапа. Третий мост через Обь планировали возвести параллельно с устройством восточной части трассы в рамках первой очереди.

В настоящее время проект стоит на паузе. Из-за дороговизны он вряд ли в ближайшее время увидит свет. Между тем обход может существенно разгрузить город от тяжелого и транзитного транспорта. Главное, что перспектива появления объекта закреплена не только в проекте, но и в ключевых документах регионального и городского масштабов – программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Алтайского края и генеральном плане Барнаула.

В далеком 2017 году некоторые барнаульские эксперты называли обход Барнаула мечтой любого города. И спустя семь лет она начнет сбываться. Но не для столицы края, а для Бийска. В 2026 году в наукограде начнутся подготовительные работы по строительству обхода города в сторону Белокурихи. Об этом в ходе пресс-конференции 21 ноября сообщил глава регионального минтранса Андрей Подолян. Два спасительных тоннеля Объект: тоннель под железнодорожными путями. Локация: Железнодорожный район Барнаула (центр города). Стоимость: 4-9 млрд рублей.

Не менее амбициозной выглядит перспектива строительства тоннеля в центре Барнаула, который эксперты обсуждают далеко не первый год. Его появление также тормозит преимущественно цена вопроса. В 2023 году в администрации Барнаула озвучили примерную сумму реализации проекта.

Так, только на проект может потребоваться минимум 250 млн рублей. Что касается основного строительства, то в разное время его оценивали от 4 до 9 млрд рублей. Перспектива больших трат не помешала заложить объект на перспективу – внести в глобальную программу развития транспортной инфраструктуры края и генплан Барнаула.

Что о нем говорится в документах? Как и задумывалось с самого начала, тоннель хотят "пробить" в "створе" улицы Георгия Исакова с выходом на проспект Красноармейский. По предварительным оценкам, протяженность тоннеля составит 1,2 км, а ширина – не менее 24 метров.

Благодаря такой мере город наконец-то "шагнет" через железнодорожные пути, нахождение которых в центре краевой столицы существенно осложняет и без того непростую дорожно-транспортную ситуацию.

Кстати, тоннель под железнодорожным вокзалом – не единственный. Второй тоннель, протяженностью 40 метров, разработчики генплана поместили в Железнодорожном районе на дороге от улицы Власихинской до улицы Загородной. Во сколько обойдется он, пока неизвестно.

Власихинская развязка Объект: двухуровневая развязка. Локация: Индустриальный район Барнаула. Стоимость: более 4 млрд рублей.

Этот жизненно важный инфраструктурный объект был в шаге от старта строительства. Речь идет о транспортной развязке №2 на пересечении улицы Власихинской и объездной дороги. Ее появление поддержали на самом верху – Федеральное собрание рекомендовало Минтрансу России внести объект в госпрограмму по развитию транспортной системы. В ноябре стало известно, что на строительство дорогостоящего элемента дорожной сети Барнаула пока нет средств. По словам министра транспорта Алтайского края Андрея Подоляна, деньги на вторую развязку в федеральном бюджете не заложат ни в 2026-м, ни в 2027-м году.

Между тем развязка только дорожает. За два года "ожидания" стоимость строительства увеличилась на 500 млн рублей – с 3,5 до 4 млрд рублей. Падения цен при этом ждать не приходится.

Между тем эксперты уверены, что пропускная способность перекрестка Власихинская/шоссе Ленточный Бор уперлась в свой потолок и требует принятия мер – строительства объекта, который развяжет этот транспортный узел. И развязка вполне способна справиться с растущим автотрафиком. Разработчики (компания "РосИнсталПроект") запроектировали ее в два уровня. Верхний уровень представлен эстакадой, нижний – дорогами по улице Власихинской и "объездной".

"Согласно проекту, шоссе Ленточный Бор пройдет по путепроводу и левым поворотом уйдет на улицу Власихинскую. По нему разведена улично-дорожная сеть, установлено два светофорных объекта – для автотранспорта и пешеходов", – рассказал нашему изданию представитель компании, проектировавшей объект.

Протяженность дорог составит около 970 метров. Самым длинным элементом задумана эстакада. Ее протяженность – 830 метров. Более короткой станет дорога со стороны Власихинского кладбища. Ее протяженность – всего 135 с небольшим метров. Здесь разработчики заложили три-четыре полосы для движения.

Как и в случае с Южным обходом Барнаула, проект готов и благополучно прошел госэкспертизу. Кстати, для обоих объектов (обхода и развязки) подготовлен плацдарм. Готовы постановления об изъятии земель под строительство. Процедура является необходимым условием для проектирования такого рода объектов.

Генеральный план Барнаула буквально пестрит значками красного цвета "транспортная развязка в разных уровнях". В частности, такая отметка стоит на пересечении трех проспектов: Красноармейского, Строителей и Социалистического. Среди претендентов на собственную развязку также отмечены перекрестки Попова с такими улицами как Юрина, Власихинская и Трактовая, а также Павловским трактом. Развязку запланировали также на автодороге Н-3324 (подъезда к селу Лебяжье) со Змемногорским трактом и в других точках города. Мамонтовская магистраль Объект: автомобильная дорога. Локация: Центральный район Барнаула. Стоимость: неизвестна.

Миссия спасти город от пробок возложена еще на один дорожный объект из генерального плана Барнаула. Речь идет о так называемой Мамонтовской магистрали. Около 40 лет назад ее заложили в проект дорожной инфраструктуры Нового моста, но в силу разных причин так и не построили. С тех пор объект кочует из генплана в генплан. Пока лишь в качестве перспективы на будущее. Главный градостроительный документ, утвержденный в конце 2024 года, не стал исключением.

Проект дороги разработали в институте "Алтайкоммунпроект". Ее протяженность составляет 6,5 км. Дорога проложена от путепровода проспекта Красноармейского по улице Мамонтова мимо здания "АрсиДома", чтобы протянуться вдоль правого берега Барнаулки, с выходом к месту примыкания с шоссе Ленточный бор. Известно, что на сегодняшний день проект также готов к дальнейшей реализации.

Перспективы появления Мамонтовской магистрали обсуждали в 2024 году, когда шла к завершению работа над проектом обновленного генплана Барнаула. Тогда вместе с ней на повестку совещаний выносили и перспективу появления "дороги жизни" протяженностью около 11 км, которую предложили в СРО "Алтайские строители" во главе с барнаульским застройщиком Юрием Гатиловым. Подробнее о ней можно прочитать здесь.

Трамваи в поле новостроек Объект: трамвайная линия. Локация: Индустриальный район Барнаула. Стоимость: неизвестна.

Все вышеописанные объекты впечатляют, но перспектива их появления выглядит более вероятной, чем наш заключительный претендент на чудо. Речь идет о трамваях в новом микрорайоне на окраине Барнаула (в районе аэропорта).

Согласно утвержденной версии генерального плана города, на пересечении улиц Попова и Власихинской должна появиться транспортная развязка. Отсюда же запроектировано продление трамвайных путей по улице Власихинской в сторону перекрестка с Павловским трактом.

От этой точки трамваи должны будут двинуться по тракту до новой улицы, названной в честь Михаила Евдокимова, чтобы проехать насквозь будущее поле новостроек и упереться в проспект Космонавтов. Вдобавок, от новой линии на улице Евдокимова запроектирована ветка по предполагаемой к продлению улице Антона Петрова – вплоть до существующей трамвайной линии.

Стоимость работ неизвестна. Да и перспектива реализации туманна, особенно в свете закупки новой партии троллейбусов с большим запасом автономного хода – 40 км. К тому же город планировал продлить линию троллейбусов в квартал новостроек 2012, который протянулся вдоль улицы Власихинской вблизи пересечения с Павловским трактом. Для этого здесь даже отвели место для разворотного кольца.

Мы же напомним, что проект на продление троллейбусных линий разработали в институте "Алтайкоммунпроект". Согласно "дорожной карте", запланировано обустройство 3,5 км контактной сети для продления троллейбусного маршрута №7. Мера связана с увеличением пассажиропотока и необходимостью организовать беспересадочный проезд горожан из густонаселенного района Барнаула в его центр с сохранением льгот для отдельных категорий граждан.

Читать в полной версии ➔