Снегопады, засуха и взрыв смертности: какие рекорды поставил Алтай в 2020 году
2020 год для Алтайского края можно назвать по-настоящему выдающимся. Регион поставил сразу несколько рекордов. Но большая часть из них принесла жителям проблемы или даже горе. Были, впрочем, и светлые "пятна". "Толк" вспомнил главные "заслуги" края в уходящему году.
1. Горы снегаЗимой 2019-2020 года выпало аномальное число осадков. К весне снегозапасы в регионе превышали среднемноголетние показатели в 1,5-3 раза в разных территориях, рассказывал глава Алтайского гидрометцентра Александр Люцигер. Он говорил, что за 25 лет такого в регионе не наблюдал ни разу.
В начале февраля в 12 территориях края обновились рекорды по объему выпавших осадков за сутки. Так, в ночь на 10 февраля в Барнауле выпало 14 мм снега, этот объем побил рекорд 1922 (!) года, сообщал региональный гидрометцентр. За сутки выпало 94% месячной нормы.
К январю в Барнауле выпало столько снега, сколько годом ранее — за всю зиму. Высота снежного покрова превышала норму в полтора раза.
Но еще больше снега выпадало в юго-западных районах края. В числе самых пострадавших оказался Змеиногорский район, где дома засыпало по крыши, а большинство сел оказались отрезанными от мира. Там за одни сутки выпадало 22 мм осадков, прежний рекорд 47-летней давности составлял 16 мм.
Чем это обернулось жителям? В пик снегопадов от мира были отрезаны более 260 населенных пунктов, более 1,5 тыс. км дорог требовали расчистки, рассказывал "Толку" вице-премьер алтайского правительства Игорь Степаненко.
Дороги просто исчезли. Их чистили — снег тут же засыпал их снова. Людям поставляли воду и продукты на снегоходах. Также вывозили больных и беременных, вызволяли из плена автомобили и заметенных горе-охотников. В некоторых населенных пунктах сломались насосы, и они остались без воды.
Власти проводили экстренные совещания, но режим ЧС так и не ввели, ограничившись только режимом повышенной готовности, хотя руководство особенно пострадавших районов просило об этом, чтобы иметь возможность быстрее решать проблемы.
2. Невиданная сушьЛетом Алтайский край испытал невероятную засуху. Растаявшие тонны снега не помогли. Некоторые территории края не видели не единой капли дождя в течение двух-трех месяцев. Аграрии, пострадавшие от отсутствия осадков, говорили "Толку", что такой аномалии не было даже в 2012 году, когда тоже стояла небывалая сушь.
Посевная в 2020 году началась фактически на месяц раньше — тепло пришло гораздо раньше, чем обычно. К маю запасы влаги в почве составляли всего 14-45% от среднегодовых. И уже в июне, к концу посевной, аграрии стаи говорить о засухе — некоторые из них не видели дождя с апреля. Треть посевов уже на тот момент пострадали, сообщал министр сельского хозяйства края Александр Чеботаев.
К июлю уже в 44 районах края из 59 наблюдалось "критическое снижение урожайности". От отсутствия влаги страдало порядка 4 млн га посевов — 78% засеянной пашни.
Власти ввели режим ЧС. Это позволило аграриям пролонгировать кредиты, а региону надеяться на компенсации из федерального бюджета (их в итоге выделили, но только тем, кто страховал урожай, а таких меньшинство).
Из-за засухи "погорели" и корма. Цены на них сразу взлетели. От этого стали страдать уже животноводы. Но им на компенсации выделили несколько сот миллионов рублей из бюджета края.
Посевы погибли на территории 90 тысяч га. Это сравнимо с пашней двух крупных районов края.
Аграрии собрали примерно на 10% меньше урожая, чем в прошлом году. Однако это никак не ухудшило из финансовые результаты сезона. Во-первых, качество зерна оказалось выше, а оно дороже. Во-вторых, мировые и российски цены на зерно взлетели, и аграрии продали свой урожай крайне удачно.
Как рассказал Чеботаев, чистая прибыль сельхозпредприятий региона выросла на 40%! Увеличилось число прибыльных компаний в отрасли. По году рентабельность составит в целом по отрасли 30%, а в растениеводстве — и вовсе 50%.
Однако оказалась у засухи и другая сторона. Районы, которые и в хорошие годы испытывали проблемы с водоснабжением, в этом столкнулись с крайним социальным напряжением — у жителей некоторых сел вода бывала только по ночам, несколько часов, да и та — с минимальным напором. А людям нужно было не только обслуживать бытовые надобности, но еще и поливать "засыхающие" огороды.
Например, лоб в лоб с этой проблемой столкнулись жители Змеиногорского, Усть-Калманского районов. Некоторые из них даже собирались перекрывать федеральную трассу.
3. Заболеваемость "ОРВИ" в сентябре-октябреВ начале осени система здравоохранения в регионе "встала колом". Чтобы попасть к терапевту, нужно было простоять в одной для всех очереди в лучшем случае несколько часов, скорые могли ехать до трех суток, потому что нагрузка возросла до 2,5 тысяч вызовов в сутки при прежнем максимуме 800-900, в очередях на КТ люди падали в обмороки, мест в ковидных госпиталях не хватало, и задыхающимся людям с температурой под 40 говорили, что у них ОРВИ и оставляли дома.
Все потому, что именно в конце сентября — начале октября Алтайский край пережил небывалый всплеск заболеваемости.
В сентябре заболеваемость ОРВИ (этот диагноз ставили в подавляющем числе случаев даже при полном "букете" симптомов ковида) превышала прошлогодние показатели в 2,5 раза. При этом основными заболевшими стали работоспособные взрослые в то время, как в прошлые годы львиную долю простудившихся составляли дети.
В октябре тренд продолжился. В первые две недели месяца в регионе выявляли более 26 тысяч и 28 тысяч случаев, что превышало аналогичные показатели 2019 года на 70-80%. Власти говорили: всё потому, что ОРВИ наложился на коронавирус. Но даже губернатор и глава миздрава края признавали, что реальных ковидных пациентов может быть в разы больше.
3 ноября глава региона Виктор Томенко заявил о превышении эпидпорога по ОРВИ на 70%.
4. Марш пневмонииВ сентябре 2020 года жители Алтайского края заболевали пневмониями в 10 раз чаще, чем в прошлые годы, заявил глава регионального минздрава Дмитрий Попов. Значительный перевес был в сторону вирусных воспалений легких, которые являются одним из самых распространенных осложнений ковида.
Осенью в Алтайском крае 1,2 тысячи человек умерли от внебольничной пневмонии, сообщил Попов. Только в октябре от нее скончались 486 человек – в 5,5 раз больше, чем в октябре 2019-го.
5. Смертность: впереди России всейВ октябре в Алтайском крае умерли 4 637 человек — на 62% больше, чем в этом же месяце год назад, это самый большой показатель с 2011 года.
В начале октября стало известно, что эта динамика оказалась почти максимальной в России. Больше оказалась на Чукотке, но общее число умерших там — 53 человека — и рядом "не стояло" с алтайским.
Октябрьский рекорд регион превысил уже в ноябре, когда умер 4 751 человек. По сравнению с 2019 годом показатель смертности вырос на 85,2%.
На ситуацию отдельно в Барнауле обратил внимание мэр Вячеслав Франк на ноябрьском заседании гордумы — он сообщил, что к этому времени обычно в городе регистрировали около 7 тысяч умерших, в этом году есть уже порядка 8 тысяч.
6. Вскрытия умерших без выходныхПервым звоночком к тому, что в Алтайском крае можно ожидать обновления рекордов по смертности, стало число вскрытий инфицированных пациентов — в основном тех, кто болел коронавирусом.
По словам заведующего патологоанатомическим отделением горбольницы №11 Владимира Климачёва (сюда отдавали для вскрытий как минимум тела из горбольниц №12 и №4), до пандемии здесь вскрывали около 80 тел в месяц, а в октябре — до 200.
При этом раньше это могли быть люди, умершие от самых разных заболеваний, осенью это были в основном ковидные пациенты. А у них высокая категория сложности. По нормативу на одного врача должно приходиться не более 100 таких вскрытий в год. А осенью норматив выполняли, считай, за месяц. Например, только за первые 20 дней октября в "Шинниках" (горбольница №12) умерли 98 пациентов с ковидом.
Патологоанатомы работают без выходных в две смены, то есть фактически круглосуточно. И это при том, что они тоже заражались и болели.
7. Взлетевшие цены на жильеОсенью в Барнауле был поставлен еще один — нековидный — рекорд. Цена кв. метра на новое и вторичного жилье преодолела несколько психологических отметок и в отдельных случаях превысила 100 тыс. рублей за "квадрат".
Свою роль сыграла льготная ипотека и традиционное в кризис желание людей, имеющих накопления, инвестировать в недвижимость.
На рынке сметалось враз любое жилье. К ноябрю цена кв. метра в строящемся доме в центре города уже держалась уверенно на планке в 50-70 тыс. рублей. Премиум — за 80 тысяч.
Эксперты не говорят уверенно, когда произойдет спад и произойдет ли. Особенно на фоне дефицита предложения и продления льготной ипотеки минимум до лета 2021 года.
Позитивных рекордов малоТрадиционные сферы, где Алтайский край обычно мог похвастаться позитивными достижениями: например, туризм, растениеводство, время от времени – спорт, – в этом году оказались не состоятельны из-за коронавирусных ограничений. Туробъекты простаивали практически три месяца, и ожидается падение турпотока на 40% по году. У спортсменов сезон тоже, считай, пошел насмарку. Аграрии пострадали от засухи, хотя и получили рекордную прибыль.
Заметным можно назвать рост экспорта сельхозпродукции – если брать 10 месяцев 2020 года к такому же периоду прошлого года, то рост составил около 16%, следует из данных алтайской таможни. В этом году экспортировали продукции на почти 250 млн долларов, в 2019-м – порядка 211 млн.
Но о выдающихся позитивных прорывах речи в ковидный год не идет. Большинство отраслей работали на самосохранение.