Дошли до Путина: какие скандалы сотрясали алтайскую медицину последние месяцы
Череда событий в здравоохранении на минувшей неделе заставила наблюдателей говорить о возможном системном кризисе в этой отрасли в Алтайском крае. Напомним, сначала в отставку ушел главврач "первой горки" Владислав Бомбизо, в пятницу вечером стало известно, что отставку социального заместителя Ирины Долговой принял губернатор Виктор Томенко. И в пятницу же "Банкфакс" сообщил о наличии коллективного обращения сотрудников все той же "горки" президенту Путину, в котором они обвиняют администрацию стационара и минздрав края во вспышке коронавируса, произошедшей среди пациентов и медиков.
Это не первый случай этим летом, когда коллективы стационаров открыто выступают против решений минздрава или руководства своих учрежденицй. "Толк" вспомнил наиболее громкие из них.
Поликлиника "раскололась"Первой ласточкой стало коллективное обращение части сотрудников барнаульской поликлиники №9 к главе регионального минздрава Дмитрию Попову. Они требовали уволить главврача Вячеслава Голдаева, так как он не подготовил клинику к приему во время пандемии и с насмешками относился к опасениям сотрудников.
Ранее региональное отделение партии "Яблоко" критиковало Голдаева за то, что недоплатил ряду сотрудников, что подтверждала проверка Гострудинспекции.
Однако затем другая часть коллектива вступилась за главврача. Минздрав принял решение провести проверку, дал время коллективу договориться. В результате в июле минздрав не продлил контракт с главврачом.
Врачей – в дворники30 мая видеообращение выложил в Сеть завотделением травматологии и ортопедии краевой детской больницы Арсен Осипов. Он рассказал, что ему и сотрудникам его отделения предложено уволиться с 1 июня в связи с реорганизацией отделения, в качестве вариантов трудоустройства предлагалось, в частности, место дворника.
Обращение всех переполошило. Почти сразу видео с разъяснениями разместил главврач Центра охраны материнства и детства Константин Смирнов, который сказал, что документ, направленный в отделение, – лишь обязательная документальная процедура, которая бывает при реорганизациях, а на самом деле никто никого увольнять не собирается, потому что все врачи – ценные специалисты.
Позже свою позицию озвучил и минздрав, объяснивший, что создается крупное отделение детской "травмы" на базе двух существовавших других – в Центре и в горбольнице № 12 ("шинники"), а вместо 30 прежних коек в краевом Центре появится 50. И все врачи сохранят рабочие места.
Осипову после всего шума пришлось даже извиняться и оправдываться, говоря, что медики не до конца разобрались сразу (интересно, почему, если в минздраве уверяли, что всё объясняли персоналу в течение нескольких месяцев?).
Однако вопросы все равно остались. Совокупно раньше в двух отделениях коек было больше, чем в одном объединенном на базе Центра. А если так, то все ли врачи и медперсонал сохранили свои места? Тему "затерли" на фоне борьбы с коронавирусом, который на тот момент начал набирать обороты в регионе.
"Откройте роддом!"В начале июня петицию написал коллектив барнаульского роддома № 1, в ней сотрудники призывали минздрав края открыть стационар для приема рожениц.
Оказалось, что после того, как в роддоме обнаружили 22 мая роженицу с ковидом, учреждение закрыли на санобработку и планировали открыть к началу июня, но к 8 июня этого не произошло, что и послужило причиной написания петиции.
Позже минздрав пояснял, что роддом не могли открыть раньше, потому что оказалось, что он совершенно не приспособлен к приему пациентов в условиях распространения коронавируса – многие требования были попросту не соблюдены.
После того, как роддом привел стационар в порядок, его открыли. Но с главврачом роддома Вячеславом Нечаевым расторгли трудовой договор. Ситуацию тогда комментировал глава минздрава Дмитрий Попов: "У нас есть в крае примеры того, как может развиваться ситуация по заболеваемости коронавирусом. В том числе и в медицинских организациях. Почему же после полученного опыта мы вновь должны совершать подобные ошибки. Все руководители были предупреждены о личной ответственности за готовность медучреждений".
Диагностический в эфиреВскоре после петиции в роддоме грянул скандал в Диагностическом центре Алтайского края. Сотрудники учреждения возмутились низкими зарплатами за май, в течение которого они не сидели дома, как в апреле, а уже полноценно работали – некоторые из них получили чуть выше МРОТ.
Попытки получить ответы на свои вопросы у главврача Оксаны Лексенковой привели лишь к конфликту с руководством центра. Позже те работники, которые считали выплаты им несправедливыми, вышли на улицу пообщаться с журналистами.
Позже Лексенкова объяснила, почему зарплаты снизились: из-за запрета приема пациентов, в том числе платных, доходы организации упали, платить стимулирующие стало не из чего.
"Диагностический центр – эксклюзивное учреждение: у нас нет прикрепленного населения, подушевого норматива и койко-дня. Мы как потопали, так и полопали", – объяснила главврач.
Проверками начислений занялись минздрав, прокуратура, следком. По итогам оказалось, что нарушения все же были, причем в отношении многих сотрудников, а не только тех, кто высказывал недовольство.
"Мы выявили ряд недостатков при начислении зарплаты, которые должны быть устранены – деньги начислят и выплатят в июле за июнь. Мы должны сотрудникам майскую зарплату, а также объем работы июня учесть и выплатить", – заявил тогда Попов.
За помощью к ПутинуКульминацией этой серии выступлений коллективов стало обращение сотрудников БСМП к президенту Владимиру Путину, которое оказалось в распоряжении редакции "Банкфакс".
Письмо было написано якобы еще в начале августа. В нем сотрудники просят главу государства, чтобы он дал поручение Генпрокуратуре проверить работу больницы на предмет возможной халатности администрации стационара и минздрава региона, которые, по мнению авторов, допустили вспышку в больнице коронавируса, так как некоторое время якобы не предпринимали никаких действий по защите персонала и пациентов от ковида и скрывали информацию о заразившихся.
По неподтвержденным данным, письмо подписали и заслуженные врачи. Пока минздрав не прокомментировал данную ситуацию.
Однако недавнее увольнение главврача Владислава Бомбизо связывают и с этим событием в том числе.
Стресс или теория заговораУже сейчас высказываются версии того, почему в относительно небольшом промежутке времени спрессовалось столько публичных выступлений недовольных коллективов в отрасли, которая всегда считалась закрытой, в которой все конфликты происходили внутри и редко выносились в публичное пространство.
Версия первая – очевидная. Коронавирус стал стрессом для краевого здравоохранения, который высветил и обострил все проблемы, связанные с управляемостью, обеспеченностью кадрами, оснащением и т. д. Плюс дикая загрузка одних медиков, работающих с ковид-пациентами, при снижении зарплат у других из-за прекращения оказания плановой помощи. И стало "взрываться".
Версия вторая – конспирологическая. Якобы есть группа заинтересантов, которые были бы не против добиться отставки Дмитрия Попова и обеспечить себе доступ к неким должностям или удобную им кадровую конфигурацию. Об этой версии уже писал "Банкфакс" в июле, говоря о возможном конфликте двух управленческих команд – фаворитов экс-губернатора Карлина и назначенцев действующего главы Томенко.
По мнению наблюдателей, кадровая политика министра-варяга, которая в том числе привела и к перераспределению финансовых бюджетных потоков внутри отрасли, могла вызвать жажду реванша. С этим, в частности, связывают появление петиции за отставку Попова, который считал, что голоса под ней "накручиваются".