В Алтайском крае нависла угроза над новыми стройками соцобъектов. Виной всему удорожание стройматериалов и санкции. Но государство оказывает беспрецедентные меры поддержки отрасли
Возведение новых социальных объектов в Алтайском крае оказалось под угрозой из-за кризисных явлений в экономике. Об этом "Толку" рассказал председатель регионального союза строителей Александр Мишустин. Такие же опасения ранее высказывали и подрядчики. Однако государство уже предпринимает ряд мер для решения проблем с финансированием госконтрактов.
Сработали в убыток
Эксперты называют две основные причины, по которым бюджетные стройки оказались в глубоком кризисе. Во-первых, это стремительное удорожание строительных материалов. Начиная со второго полугодия 2020 года, рост стоимости отмечен на изоляционную, отделочную продукцию, металл, дерево и прочие позиции. Некоторые товары увеличились в цене на 105%.
Но несовершенная система ценообразования не учитывает этот рост. Она и раньше делала бюджетные стройки невыгодными, а в предыдущие два года ситуация еще больше усугубилась. По словам Александра Мишустина, сметы на новые госконтракты надо постоянно пересчитывать с учетом инфляции, но этого не происходит.
Многие подрядчики с убытками отработали предыдущие контракты в прошлые годы и больше не хотят заходить на новые площадки. У кого-то просто нет собственных оборотных средств. Хотя они также заинтересованы в том, чтобы брать заказы, загружать мощности, содержать штат. Отсутствие контрактов будет означать остановку деятельности и роспуск рабочих, а это никому не выгодно.
Во-вторых, мешает новый санкционный кризис, в который страна погрузилась весной этого года. Поставки комплектующих из недружественных стран обрывались в одночасье, а банки вдвое поднимали ставки по кредиту. В такое смутное время мало кто рискует браться за новые объекты, предпочитая переждать и не взваливать на себя заведомо не выполнимые обязательства.
Музей отменяется
В результате возникла реальная угроза того, что в крае еще долго не построят новые социально важные объекты и не отремонтируют старые. Так, например, сорвалась реконструкция краеведческого музея, который в следующем году отметит 200-летие.
Власти несколько раз объявляли аукцион на поиск подрядчика в 2021 году и даже увеличивали смету: к ноябрю прошлого года она выросла с 242 до 265 млн рублей. Но желающих все равно не нашлось – они посчитали и эту цену госконтракта крайне низкой.
Другой пример – школа на 550 мест в барнаульском микрорайоне Спутник, которая должна была избавить местных ребятишек от часовой езды в соседние образовательные учреждения. Ее начали строить в 2020 году, изначально закладывалось 500 млн рублей, но стройматериалы стали резко дорожать. Площадку в прошлом году посетил губернатор Виктор Томенко после того, как темпы работ замедлились.
Цену госконтракта пришлось пересчитывать, и подрядчик предупредил – срок сдачи сдвинется минимум на три месяца. Но учитывая то, что он придется на весну 2023 года, губернатор предложил планировать открытие еще позже – к 1 сентября.
О проблемах соцстроек в крае рассказал и депутат Государственной думы от нашего региона Александр Прокопьев.
"С 2018 года у меня на особом контроле строительство новой школы в селе Боровиха Первомайского района. Сначала была длительная процедура по расторжению контракта с недобросовестным подрядчиком, потом работа над новой проектно-сметной документацией, экспертизы и оформление документов для включения в краевую адресную программу", – отмечает народный избранник.
Строительство должно было начаться в 2021 году, но для потенциальных подрядчиков объект оказался неинтересен – на конкурс никто не заявился.
"Лично разговаривал с некоторыми руководителями строительных организаций края. Сумма, заложенная на строительство, оказалась слишком мала, и строить за эту цену – себе в убыток. За прошедший год единый стройзаказчик смету пересчитывал два раза. В итоге цена выросла почти на 24,5% по сравнению с прошлым годом. В ближайшее время заявка снова появится на торговой площадке. Я очень надеюсь, что в этот раз конкурс будет результативным и застройщик зайдет на объект", – говорит Александр Прокопьев.
Какие меры приняты
В региональном министерстве строительства и ЖКХ говорят, что ситуация с бюджетными стройками под контролем и совсем не такая печальная, как кажется на первый взгляд. В правительствах РФ и Алтайского края приняты десятки нормативных актов для заключения новых контрактов и спасения от заморозки текущих проектов школ, больниц, детсадов, спортивных клубов, музеев.
"В краевую адресную инвестиционную программу на 2022 год включено 314 социально значимых объектов. Из них – 174 должны построить и 140 капитально отремонтировать. На 60% площадок контракты заключены или находятся в стадии подписания. Для еще 30% объектов закупка опубликована либо осуществляется подготовка документации", – пояснили "Толку" в ведомстве.
Важно, что с недавнего времени появилась возможность в некоторых случаях проводить закупки у единственного контрагента (до 31.12.2022 включительно). Кроме того, теперь допускается и изменение условий контрактов, подписанных до 1 января 2023 года.
Также госзаказчикам позволили производить расчет дополнительных средств для изменений сметы в связи с увеличением цен на строительные ресурсы. На сегодня эту процедуру уже прошло порядка 30 госконтрактов. А на пересчет отдельных объектов, финансируемых из федерального бюджета, Алтайскому краю выделены допсредства – почти миллиард рублей.
Рост авансирования
Другим постановлением утверждены особенности корректировки проектной документации. Теперь застройщик вправе не проводить госэкспертизу, если изменения в проектной документации, связанные с заменой комплектующих на аналоги, не приводят к росту сметы более чем на 30% и свыше 100 млн рублей.
Кроме этого, упрощено оформление новой, продление имеющейся разрешительной документации на строительство и аренду участков.
"С недавних пор изменены и параметры авансирования госконтрактов. Теперь компании, участвующие в госзакупках, смогут получать в качестве аванса до 90% от цены контракта. Первым объектом в регионе стала Тальменская средняя общеобразовательная школа №3. На ее строительство подрядчику увеличили размер аванса с 10 до 50%", – приводят пример в минстрое.
Такие меры позволят подрядчикам избегать обременительных кредитов, не отвлекать из оборота собственные средства, быстро получить большой объем средств и вложить в строительные ресурсы, зафиксировав их цену.
Маловато будет
А между тем строители скептически относятся к принимаемым мерам и говорят, что они или частично, или вообще не решают проблемы. К тому же долго длятся сами процедуры господдержки, что в условиях бешеной инфляции опять же "крадет" прибыль. Пока подрядчик получит перерасчет (через полгода-год), деньги обесценятся, материалы вновь подорожают.
"Минстрой пересчитал госконтракты только по тем объектам, где работает единый заказчик, а что касается ведомственных заказов (минобр, соцзащита, минздрав), там проблемы остаются. Объекты выставляются на конкурсы, а стоимость для них посчитана в октябре-ноябре прошлого года. Она стала неактуальной уже в начале 2022-го, а в марте мы увидели новый скачок цен на стройматериалы. Конечно, на такие объекты не заявятся подрядчики", – объясняет Мишустин.
Также в строительном сообществе заявляют, что пересчитанные сметы не покрывают реально понесенные расходы, потому что в правительстве учитывают далеко не все позиции, по которым идет рост цен. Например, подрядчик в ходе возведения объекта увеличил затраты за счет повышения зарплаты рабочим, удорожания доставки комплектующих, электроэнергии, стройматериалов, а пересчитали ему только стройматериалы, и то не все.
"И получается, сделали подрядчику перерасчет, увеличили цену госконтракта на 30%. А по факту затратил-то он гораздо больше. Надо по факту смотреть", – говорит Александр Мишустин.