Профессиональный инвестор Наталья Девяткова считает Алтай одним из самых привлекательных регионов России. Она продемонстрировала это на цифрах и фактах
Республику Алтай и Алтайский край инвесторы из других регионов видят как один рекреационный край. Они обращают внимание на то, как эти территории аккумулируют федеральные деньги на развитие инфраструктуры и как власти общаются с бизнесом. "Толк" поговорил с Натальей Девятковой, основателем клуба инвесторов "Деньги в квадрате" и вице-президентом Российской гильдии управляющих и девелоперов, которая рассказала, как оценивается потенциал Алтая и в чем феномен его привлекательности.
Туристы голосуют рублем
— Наталья, расскажите, какие регионы России сегодня наиболее перспективны с точки зрения развития туризма и инвестиций?
— Сейчас есть несколько регионов с растущим инвестиционным потенциалом: Новая Анапа, Дагестан, Калининград, Байкал, Камчатка, "Золотое кольцо" и, конечно, Алтай.
Вообще внутренний туризм — это быстрорастущий сегмент коммерческой недвижимости. 17% россиян имеют загранпаспорта, но в 2024 году только 4% выезжали за границу. Это говорит о том, что мы активно путешествуем внутри страны.
Если говорить о цифрах, то в 2024 году численность туристов в краткосрочных средствах размещения выросла на 11,8% по сравнению с 2023 годом (по данным Росстата, в первом полугодии 2024 года в гостиницах и других коллективных средствах размещения России остановилось 38,8 млн туристов, что на 11,8% больше, чем за аналогичный период 2023 года. – Прим. ред.). Но если смотреть по регионам, то Байкал дал прирост почти на 10%, Камчатка — на 7,8%, а Алтай — на 23%. Это значит, что туристы голосуют рублем в пользу Алтая, в том числе потому, что он становится более доступным логистически. Сюда становится проще добраться.
У Алтая очень разнообразный туристический продукт:
- оздоровительный туризм,
- сельский,
- гастрономический,
- экологический,
- событийный.

Но для инвесторов важны маркеры роста. Первое — это историческое место силы с уникальным природным ландшафтом. Второе — масштабное строительство инфраструктуры. Вот это ключевой фактор для частных инвестиций. В 2024 году только в Алтайском крае было выделено 16 млрд рублей на строительство дорог — это сигнал для инвесторов.
Появляются крупные проекты — например, "Манжерок" в Республике Алтай. Когда возникает такой флагманский объект, вокруг него начинают развиваться и небольшие частные проекты, которые взаимодополняют друг друга. Строительство международного аэропорта в Горно-Алтайске и вовсе мощнейший маркер роста экономики региона и сигнал для инвестора: "Приходи, тут будет расти турпоток и твой доход".
Так было в "Сириусе" (особая федеральная территория в Сочи с 2020 года, призванная сохранить олимпийское наследие, стать центром развития инноваций и обучения одаренной молодежи. – Прим. ред.). Вместе с этим проектом вокруг выросли гостиницы, концертные залы, сервисы. Это были магниты для людей, которые приезжали отдыхать, потреблять услуги, качественно отдыхать.
Кроме того, до 2030 года Алтайскому краю и Республике Алтай выделят по 6 млрд на развитие, увеличивают финансирование детского отдыха.
Главный принцип – не навреди
— Как регион может усилить свою привлекательность?

— Первое — это инфраструктура: дороги, коммуникации, газификация, электрификация, решение вопросов с канализацией и утилизацией мусора. Второе — легкие производства (light Industrial) вдоль трасс. Это склады, небольшие перерабатывающие цеха, которые, с одной стороны, не вредят экологии, а с другой – обеспечивают регион продукцией и услугами. Это важно, потому что многие районы Алтая удалены от логистических узлов, в том числе от железной дороги. Это значит, что для строительства, запуска и работы проектов все нужно вести дорогим автотранспортом.
Но как в случае с light Industrial, так и в случае запуска туристических и рекреационных объектов, заходя в этот Богом поцелованный регион, главное – придерживаться принципа "не навреди". Здесь нельзя строить что попало — только бережные, экологичные проекты. Только сохраняя самый дорогой капитал Алтая – экологию и аутентичность.
И есть еще один фактор роста инвестпривлекательности региона – поиск новых возможностей. Как было в моем "материнском" регионе – в Тюменской области. Созданный там Координационный совет в поисках драйверов роста обратил внимание на неиспользуемый ресурс – термальные источники. Они легли в основу развития туризма региона, и за 10 лет сбор налогов по этой статье вырос в восемь раз.
То есть раньше сюда люди ездили преимущественно в командировку, а теперь отдыхать. Представляете, это все произошло буквально за 15 лет, когда мы вдруг обратили внимание еще на один ресурс своего региона, который раньше не развивали!
Вечный страх
— А если туристы снова массово поедут за границу? Не получится ли так, что вложения в инфраструктуру не окупятся?

— Это вечный страх предпринимателей: "А вдруг все изменится?" Это нормальная человеческая реакция. Но если мы будем бояться, ничего не создадим. Задача предпринимателя — просчитать и минимизировать риски, увидеть возможности, решиться, а дальше нести ответственность за свой проект. Если мы будем все время бояться, то никогда ничего не создадим.
Алтай — место силы, которое всегда будет привлекать людей. У него всегда будет потенциал. Всегда. Понимаете? Потому что у него есть уже наработанная годами и столетиями история, которая всегда будет привлекательна для людей. Они захотят прикоснуться к этому. В мире миллиарды людей, которые хотят путешествовать, покупать, развиваться. И в России таких много.
— Какой совет вы дадите Алтаю для привлечения инвесторов?
— Нужна четкая стратегия:
- Разработать концепцию территориального развития, чтобы четко понимать, какие локации заточены под деловую активность, какие под рекреационную зону.
- Прописать портрет инвестора и самому выходить на них. Буквально звать того, кого реально хочешь видеть, а не получать того, кто сам решил прийти и принес непонятный проект.
- Создать координационный совет из бизнеса, власти и общественных организаций.