На федеральный уровень хотят вынести существенные поправки в закон, которые регулируют охрану памятников культуры. Но с таким механизмом нужно обращаться разумно
Депутаты краевого законодательного собрания (АКЗС) инициируют внесение поправок в федеральный закон об охране объектов культурного наследия. Одно из предложений позволяет быстрее и проще снять с охраны памятники, которых уже нет. Только в Алтайском крае таких 35 штук, что влечет бюджетные расходы и останавливает развитие территории. Если в Совете законодателей РФ эту и другие поправки примут, то они будут работать на всей территории страны.
Что предлагают поправить
Отказаться от охранных зон для памятников, которые находятся в земле. Например, некрополей, отдельных захоронений, объектов археологического наследия и других скрытых в земле. В управлении отметили, что зоны охраны нужны, чтобы сохранить видовое раскрытие здания. Поэтому их нецелесообразно устанавливать на то, что скрыто в земле.
Изменить процедуру, по которой снимают с учета объекты культуры регионального и местного значения. Это касается памятников, чей облик физически утрачен. Процедура длительная, поэтому иногда здания уже нет, а обременение его участка сохраняется.
В Алтайском крае 35 объектов, которые были физически утрачены еще в 1990-х годах, а документов для восстановления нет. Между тем формальная госохрана таких объектов требует финансирования на утверждение предмета охраны и границ их территорий, установление зон охраны. Это нерационально, когда нет оснований для воссоздания утраченных объектов.
Разработчики предлагают сохранить действующий порядок в отношении памятников федерального значения. Судьбу памятников регионального значения должны решать в регионе на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Отказаться от продажи земли, на которой стоят здания-памятники, по рыночной цене. Закон позволяет приватизировать исторические здания за 1 рубль, чтобы у собственника остались деньги на дорогостоящую реставрацию. Однако земельный участок он может получить только по рыночной цене и через отдельный аукцион. Например, участок на ул. Мало-Тобольской, 36, где расположен дом купца Сухова, оценивался в 20 млн рублей. Это останавливало инвесторов, которые могли бы реставрировать его. Поправки в закон предлагают выставлять землю на аукцион также за 1 рубль.
Прояснить условия капремонта в жилых домах – объектах культурного наследия. Разработчики поправок предлагают закрепить обязанности по исполнению охранного обязательства за управляющей компанией, ТСЖ или жилищным кооперативом (с согласия общего собрания собственников). Сейчас требования об этом содержатся только в законодательстве о сохранении объектов культурного наследия, что позволяет УК игнорировать эти предписания.
Главное, чтобы не "чохом"
Руководитель архитектурной мастерской "Классика" Александр Деринг согласен, что закон должен предусматривать подобные механизмы. В частности, возможность снять с охраны памятник, который утрачен, или отказаться от охранных зон объектов в земле. Однако он призывает в каждом случае подходить к вопросу индивидуально, "не чохом".
"Например, в Павловске есть остатки стен сереброплавильного завода. Или в Барнауле остов дома купца Поскотинова на ул. М. Олонской. Их однозначно надо реставрировать, а не снимать с охраны и сносить. Кроме того, есть моменты, о которых мы долго будем помнить. Например, как в Барнауле с охраны сняли несколько исторических зданий, в том числе купца Михайлова на ул. Партизанской, а потом снесли для строительства прокуратуры", – говорит Деринг.
Кроме того, обращает внимание архитектор, надо понимать, чем в итоге будет занят когда-то исторический участок. Он боится, что "найдутся сумасшедшие, которые захотят воткнуть туда или рядом что-нибудь высотой в 75 метров".
"Мы должны думать не только о сохранении зданий, которым присвоен охранный статус, но и исторической среды. Сейчас получается, что территория вокруг одного здания может охраняться, а на соседнем участке – пожалуйста, ставь дом любой этажности. Это неправильно", – говорит архитектор.