В начале года в резерве управленческих кадров региона состояло 79 человек, но что конкретно это за люди - до сих пор остается загадкой
В кабмине Алтайского края до сих пор остается незакрытой последняя вакансия - зампредседателя правительства региона. Пустующее кресло «промышленного» вице-губернатора, который должен курировать работу трех министерств и управления, вновь дало повод пристальнее взглянуть на резерв управленческих кадров.
Напомним, для замещения руководящих должностей в каждом регионе существует кадровый резерв – официальный список, сформированный из перспективных работников, обладающих деловыми, морально-этическими качествами и профессиональным опытом, которые уже положительно проявили себя на каких-то занимаемых должностях. Списки формирует управление по вопросам госслужбы и кадров совместно с органами местного самоуправления, а утверждает специальная комиссия, которую возглавляет замгубернатора Виталий Снесарь.
На сайте правительства Алтайского края в разделе, посвященном резерву управленческих кадров и работе с ним, всей актуальной информации нет. Зато оперативно выкладываются сообщения о проведении конкурсов на замещение различных должностей в органах исполнительной власти.
Как же так? Источником для замещения должностей высшей группы государственной гражданской службы является резерв управленческих кадров. Где и как принимаются решения?
"Политсибру" разбирался, как ведется работа с кадрами в регионе
Для сравнения, после I полугодия 2018 года список включал 89 фамилий, а на конец 2017-го в нем фигурировали 96 перспективных управленцев. С чем связано снижение кадрового потенциала? Почему он тает на глазах?
В этой связи нелишним будет напомнить о том, что в нынешнем составе правительства ряд ключевых должностей занимают «варяги». Так, трое получили посты заместителей председателя правительства, еще двое «иногородних» заняли министерские кресла.
Вернемся, впрочем, к резерву управленческих кадров Алтайского края. На сайте региона в настоящее время нет списка не только с актуальной версией резерва, но и документов за предыдущие годы. Департамент администрации губернатора и правительства Алтайского края по вопросам госслужбы и кадров при общении ссылался на закон о защите персональных данных, который не позволяет выкладывать в открытый доступ документ без согласия людей, включенных в резерв. Это выглядит не убедительно - в той версии, что загружается на сайт, нет ничего, кроме ФИО претендента, даты рождения, текущей должности и потенциального места работы. Все это без труда можно найти на разных сайтах, воспользовавшись любым интернет-поисковиком. Еще больше вопросов возникает, если обратить внимание на то, что предыдущие списки с кадровыми резервистами с сайта убираются. Причем делается это так основательно, что следов не найти и в кэше поисковых систем (единственный вариант, который по какой-то причине не был удален и до сих пор доступен в Сети - резерв образца далекого 2009 года. Это как раз был исторически первый подобный документ).
При этом выходцы из других сибирских территорий в документе фигурируют неоднократно
Потом по какой-то причине департамент взял за правило выставлять только максимально общие статистические сведения. Информация о конкретных персоналиях остается недоступной. А ведь одним из главных принципов при формировании кадрового резерва является гласность. Это положение закреплено и в соответствующем указе губернатора.
Сам факт, что никто не может увидеть историю резерва, может свидетельствовать как об отсутствии системного подхода в работе с кадрами, так и о кулуарных подходах. Наличие в открытом доступе списка с управленцами за все предыдущие годы позволило бы объективно оценить и исправность социального лифта, и профессиональный рост, мобильность кадров. Но в данный момент мы лишены такой возможности.
Анализируя ту информацию, что есть в открытом доступе, мы обратили внимание на работу самой комиссии, которая отвечает за формирование и подготовку резерва. Прежний состав был утвержден еще в 2013 году при губернаторе Александре Карлине. Состав комиссии не менялся даже тогда, когда члены комиссии в силу разных причин уже не могли исполнять эти обязанности - экс-руководитель Главобразования Юрий Денисов, например, оказался за решеткой, бывший председатель Союза промышленников региона Александр Жарков скончался.
В июне 2018 года Виктор Томенко, тогда еще в статусе врио губернатора, утвердил новый состав комиссии. Комиссия заметно сократилась – с 26 человек до 15 и обновилась. Кстати, за то время, что регионом руководит Томенко, из резерва управленческих кадров были назначены министр экономического развития края Павел Дитятев, начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Александр Большаков, региональный министр строительства и ЖКХ Иван Гилев, начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности Евгений Дешевых, замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин.
Показательно: за 10 лет с момента формирования резерва управленческих кадров Алтайского края из него было назначено около 130 человек. Для региона с разветвленной системой исполнительной власти это весьма скромные цифры. Так, начиная с 2009 года, когда в крае появился резерв управленческих кадров, назначения из списка на должности происходили в очень умеренных количествах. Конечно, кто-то может оправдать это отсутствием текучки – и сказать, что это хорошо, с другой стороны, движение кадров есть и любая власть нуждается в обновлении.
Однако вернемся к цифрам.
В послужном списке Дениса Губина, помимо прочего, 4 года работы в администрации президента
Интересно, есть ли вообще хоть какая-то стратегия в работе с кадрами у ведомства, которое отвечает за кадровый резерв?
По словам начальника департамента администрации губернатора и правительства Алтайского края по вопросам госслужбы и кадров Игоря Гниденко, работа с кадровым резервом запланирована. Но конкретные сроки чиновник не называет.
Не понятно, почему обычная рутинная работа по обновлению списков занимает у профильного ведомства так много времени, ведь кардинально состав кадрового резерва за год не меняется.
Подковерная кадровая политика ответственных чиновников порождает недоверие. Четкая и прозрачная - дает сигнал жителям региона, что карьеру можно сделать и у себя дома, на родине. Стоит ли удивляться, тому, что на протяжении долгих лет мы видим отрицательный миграционный баланс, сложившейся в регионе. Виной тому – не только низкие зарплаты, но и отсутствие внятных перспектив.