Нововведения на выборах вызывают большой скепсис у представителей оппозиционных партий
В 2021 году выборы в Госдуму и региональные парламенты продлятся не один, а сразу три дня. Причиной этому в избиркоме называют санитарно-эпидемиологическую обстановку и необходимость обезопасить голосующих от коронавируса. Приводят «главные по выборам» и другие плюсы, например то, что голосование будет более удобным для самих избирателей. Однако остается немало и тех, кто настроен по отношению к «продленке» скептически. Корреспондент «Политсибру» пообщался с противниками электоральных нововведений и экспертами-политологами, чтобы узнать, так ли все страшно.
«Ночь темна и полна ужасов»
Главное, что пугает «антитрехдневочников», это две ночи: между первым и вторым, а также вторым и третьим днями голосования, когда бюллетени останутся одни-одинешеньки. По мнению оппозиционеров, простор для фальсификаций открывается невероятный.
«Это самые страшные «окна». Наступает ночь, просыпается мафия, и с бюллетенями может произойти что угодно», – выразил опасения коммунист Антон Арцибашев, который с электоральным процессом знаком хорошо и давно.
Арцибашев сомневается, что видеонаблюдение, о котором ранее говорили в крайизбиркоме, действительно будет организованно на всех участках. Особенно в сельской местности. То же самое относится и к сейфам, где будут храниться бюллетени. Особого доверия у коммуниста эта мера не вызывает. В этом с ним солидарна и депутат алтайского Заксобрания Евгения Боровикова.
«Закончится голосование в первый день, бюллетени положат и что дальше? Будет ли на всех участках видеонаблюдение, чтобы любой житель мог зайти онлайн и посмотреть, что происходит, даже ночью»?, – задала риторический вопрос депутат.
А вот эксперт-политтехнолог Антон Понкрашев считает, что все сомнения оппозиционеров беспочвенны. И у них, конечно же, есть «двойное дно»: вполне возможно, что политики с помощь подобной критики просто привлекают к себе внимание и зарабатывают предвыборные очки. По его мнению, процедура многодневного голосования зарекомендовала себя еще во время референдума по поправкам в Конституцию: когда были озвучены его результаты, они не вызвали вопросов ни у кого из системной оппозиции.
Что же касается сельской специфики, то здесь у Понкрашева точка зрения прямо противоположная той, которую озвучил Арцибашев.
«В деревнях все друг друга знают. Никто не будет ничего подтасовывать, понимая, что об этом узнают люди», – заявляет эксперт.
Дорого-богато
Еще одной проблемой, связанной с трехдневным голосованием, становится поиск наблюдателей. Особенно остро он стоит перед малыми партиями: у тех не хватает ни идейных наблюдателей, ни денег на «наемников». А значит, для того, чтобы застраховать свои голоса, придется очень и очень сильно попотеть.
Впрочем, Антон Понкрашев считает: отсутствие ресурса можно скомпенсировать. Во-первых, за счет волонтеров, поиск которых не должен быть проблемой.
Что же касается наемных наблюдателей, то и здесь все не так безнадежно. Средства на этих электоральных «солдат удачи» избирательное объединение может получить с помощью таких кандидатов, которые могут и готовы вкладываться в компанию. Ежели таковых заинтересовать не удалось, остается пенять только на себя.
Что, конечно, не по душе Арцибашеву. По его мнению, бизнес в таких условиях получает слишком откровенные преимущества. А вот кандидат «из народа», особенно самовыдвиженец, сталкивается с серьезными трудностями.
Евгения Боровикова тоже согласна, что трудности с поиском наблюдателей бывают. Но не у нее лично. Депутат уже укомплектовала свой штат ревизоров. Причем сугубо за счет добровольцев.
А вот в алтайском избиркоме кадровые опасения оппозиции стремятся развеять полностью. По словам председателя комиссии Ирины Акимовой, в этом году все будет даже безопаснее, чем раньше. А все потому, что теперь основную роль в защите чистоты выборов сыграют не люди-наблюдатели, а бездушные машины: камеры видеонаблюдения и видеорегистраторы. Кроме того, бюллетени и сейф-пакеты теперь будут храниться в сейфах.
Неожиданные последствия
А вот доцент кафедры политологии Алтайского государственного университета Сергей Асеев обращает внимание на факторы, которые сторонники и противники «трехдневки» склонны не замечать. Это, в первую очередь, рост возможной явки на выборы.
«Создается временной лаг, появляется возможность проголосовать в любое время», – объявил причины увеличения «популярности» выборов в случае их продления Асеев.
Он отмечает, что у идеологизированных партий, например, у КПРФ, электорат постоянный и готов прийти на выборы в любое время. Но при трехдневном голосовании заметно растет количество «случайных избирателей», которые, по словам Асеева, не склонны голосовать за радикалов и чаще выбирают стабильность.
А экс-эсер, депутат краевого парламента Владислав Вакаев считает, что опасностью для оппозиции будут не фальсификации на трехдневных выборах, а сложности, связанные с мобилизацией своего электората. Партия власти с этой задачей справляется лучше, чем оппозиция. Однако, по словам Вакаева, на этот случай у него заготовлены некие хитрые тактические замыслы. Впрочем, поделиться ими депутат, которому еще предстоит вести в бой партию «Новые люди», не захотел.
А вот избиратель от продления голосования, по мнению Вакаева, все-таки скорее в выигрыше: ведь во второй половине сентября может сохраняться теплая погода. А очень многие россияне в этом месяце на выходные покидают города, ведомые необходимостью выкопать картошку. Трехдневка же позволяет им избежать трудного выбора между гражданским долгом и земледелием.
«Однажды в ходе кампании в октябре я понял, что проигрываю. Стояла теплая погода и я видел вереницы машин, которые ехали за город», – рассказал поучительную историю Вакаев.
Так что, похоже, трудности, с которыми партии бы не справились, трехдневное голосование вряд ли создаст. А резюмируя все сказанное экспертами, хочется вспомнить древнее выражение на латыни – «Amat victoria curam». «Победа любит подготовку». И для всех желающих попасть «в политику» оно, в свете сентябрьских нововведений, становится особенно актуальным.