Двором больше, двором меньше. С какими проблемами благоустройства столкнулся Алтайский край в 2021 году

Благоустройство по программе «Формирование комфортной городской среды»
Благоустройство по программе «Формирование комфортной городской среды» Фото: altairegion22.ru

По словам властей, сроки ремонта в крае в этом году не нарушатся

Программа «Формирование комфортной городской среды» в Алтайском крае идет уже несколько лет. В целом эксперты высоко оценивают ее результаты, но остается множество мелких и не очень проблем. На что-то – например, рост цен – региональные власти повлиять не могут, а какие-то вопросы уже активно решаются. О том, какие трудности в благоустройстве дворов и общественных территорий есть в крупных городах Алтайского края, разобрался «Политсибру».

Рост цен

Резкий скачок стоимости строительных материалов – вот главная проблема, которая стоит перед подрядчиками всего Алтайского края. Ведь суммы контрактов с государством остаются все теми же. Например, из-за этого под угрозой срыва строительство социальных объектов в регионе.

Подорожало все. Тот же дорожный битум, который всегда нужен при благоустройстве, поднялся в цене почти вполовину. Глава алтайской компании ООО «АТН» Денис Криволапов (его фирма поставляет этот материал) заявляет: сейчас компании-подрядчики уходят в большой минус. В нынешних условиях обязательно кто-то пострадает: либо поставщик, либо заказчик. Поэтому первые заключают со вторыми контракты только при условии повышения цены. Конечно, в этой ситуации страдает в основном подрядчик, которому новые цены, что называется, ломают хребет.

Главный инженер подрядной организации ООО СПК «Индустрия» (она ремонтирует дворы в Барнауле) Андрей Багдасарян также характеризует ситуацию фразой «стоим на грани выживания». Работают только, чтобы сохранить коллективы.

«Мы несем убытки. Если битум зимой был в районе 22-23 тысяч рублей, то сейчас он стоит 32-33 тысячи рублей за тонну. Металл тоже в два раза подорожал. Все это не соответствует сметным расценкам и сказывается на работах», – отмечает Багдасарян.

Он считает, что решить проблему можно только справедливыми сметами, которые пока «никуда не годятся».

«Сегодня изменение смет предусматривается только в рамках 10%, и то позиционно», – добавляет собеседник.

Проблема с компаниями-исполнителями есть и в Бийске, и Рубцовске. Начальник управления капитального строительства Рубцовска Ольга Автушко открыто признает: подрядчики у них в городе зарабатывают «копейки», и чтобы не выйти в «минус», им приходится брать много объектов и работать с утра до ночи.

Двор
Двор
Фото: altairegion22.ru

Барнаул

Все хорошо?

Архитектор Андрей Атаджанов отмечает, что качество работ в городе сейчас на хорошем уровне, все сроки соблюдаются. И в 2021 год, несмотря на ценовой фактор, задержек быть не должно.

В этом с ним солидарен эксперт Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ в Алтайском крае Константин Ветров. По его словам, подрядчик сейчас идет даже с небольшим опережением.

«Уверенность есть, что программа будет реализована в тех объемах, которые запланированы. Подрядчик понимает, что он делает», – пояснил Константин Ветров.

Несмотря на то, что в городе нет никаких связанных с проектом скандалов или срывов сроков, Барнаулу в 2021 году выделили меньше денег и сократили число попавших под ремонт дворов. Как сообщили «Политсибру» в управлении по жилищно-коммунальному хозяйству краевого Минстроя, в краевой столице в текущем году будет благоустроено 66 дворов на 148,6 млн рублей и две общественные территории. При этом в прошлом, 2020 году, в списке был 81 двор, на который потратили 216,7 млн рублей.

Разброд и шатание

Есть в Барнауле (да и других муниципалитетах) более мелкие, но уже системные проблемы. Напомним, по программе делают только минимальный перечень работ (новый асфальт, освещение и так далее). А такая «роскошь», как детские площадки, автомобильные парковки и озеленение территорий, уже за счет жителей.

Марина Понкрашева
Марина Понкрашева
Фото: Олег Укладов

Председатель комитета по социальной политике Барнаульской городской думы Марина Понкрашева, например, отмечает, что со старта программы в 2017 году барнаульцы все чаще приходят к пониманию важности вложения своих денег в благоустройство. Но часто жильцы дома не могут договориться: кто-то за площадку, но против стоянки, и наоборот. А потому и вовсе отказываются от необходимой инфраструктуры.

«Бывает, что старшее поколение говорит: зачем нам ваша парковка или детская площадка? А другим она нужна. Или дерево стоит посреди проезжей части, но жильцы не хотят его сносить. Мы его не трогаем, потом результатом не все довольны. Иногда жители разобраться не могут, чего они хотят. В итоге не договариваются, и получается минимальный перечень. О какой комфортной среде можно тогда говорить?» – задается вопросом собеседница.

И дело не только в парковках и детских площадках. Если их нет, то страдает только часть жильцов – либо автомобилисты, вынужденные ставить машины где попало, либо дети, которым негде играть. Но есть и то, что затрагивает вообще всех.

Например, ливневые канализации, которые нужны для быстрого отвода воды с улиц. Депутат барнаульской гордумы Евгений Носенко напоминает, что без «ливневки» двор может просто затопить, и пострадают все. Но скинуться на этот, казалось бы, ненужный элемент обустройства соглашаются единицы.

Кто крайний?

Проблема договоренность есть не только на уровне жителей. Часто в только что благоустроенный двор приходят коммунальщики и раскапывают свежий асфальт, чтобы поменять трубы или провести плановый ремонт. Власти Барнаула уже не первый год пытаются наладить систему, при которой такие работы будут согласовываться с проектами «Комфортная городская среда» и «Безопасные и качественные дороги». Но несостыковок пока еще много, говорит Носенко.

«В этой ситуации мы не можем предъявить гарантийные обязательства к нашему первому подрядчику, потому что он-то выполнил все хорошо. Раскопали после него и закопали обратно другие люди, причем они сделали это хуже», – поясняет депутат.

Евгений Носенко
Евгений Носенко
Фото: duma-barnaul.ru

Кроме того, чтобы после ремонта территория сохраняла приличный вид, следить за ней должны сами жители, напоминает Марина Понкрашева. Ведь если, например, во дворе порвалась сетка на спортивной площадке или сломались качели из-за вандалов, то такие случаи – не гарантийные, их не будут устранять за счет подрядчика.

А вот если рабочие действительно сделали плохой асфальт, который быстро потрескался, некачественные скамейки, урны или бордюры, то все это ремонтирует подрядчик.

По словам Евгения Носенко, к уже отремонтированным дворам сейчас претензий мало. В основном по качеству урн и лавочек. Бетонное основание у них оказалось некачественным и разрушалось, пришлось заменять.

Но вопросы стали возникать по объектам прошлых лет. Недавно барнаульское эксперты из ОНФ проверили дворы, благоустроенные в 2018 году, и выявили недостатки: опять же некачественное бетонное основание урн и скамеек, асфальта и бордюрного камня, просадка грунта на детских площадках и так далее.

Константин Ветров говорит, что многие из таких разрушений связаны с уборкой территории спецтехникой – например, экскаваторами.

В краевом Минстрое отметили, что выявленные нарушения берут «под особый контроль до устранения». Правда, каких-либо серьезных недостатков в реализации программы текущего года эксперты министерства пока не нашли.

Претензии бывают не только к качеству ремонта, но и к «количеству». Случается, что после работ остаются «белые пятна» и проплешины из старого асфальта родом из 90-ых. Это происходит, когда земля дома заканчивается, и до проспекта или улицы остается еще несчастных 10 метров, которые не входят ни в какую программу.

«Эта земля либо не разграничена, либо муниципальная, и туда заходить нельзя. Но мы ищем ресурсы, и эти последние участки тоже сейчас доделывают. Чтобы не было такого, что есть улица, потом разрыв, а потом красивый двор», – говорит Носенко.

Ремонт, а не благоустройство

Впрочем, архитектор Андрей Атаджанов считает все это несостыковки мелочью в сравнении с главной проблемой создания комфортной городской среды. По его словам, многие работы делаются без эскизов и архитектурных проектов, и обновленная территория может не вписываться в окружающее пространство.

Отсюда такие казусы, как маленькая карусель посреди неблагоустроенной грунтовой площадки. Поэтому, по мнению архитектора, программа «Формирование комфортной городской среды» – это все же обычный ремонт, нежели реальное благоустройство дворов.

«Это больше планировочные проекты. Там все подгоняют под текущие нормативы: для доступа маломобильных групп, под парковки и детские площадки. Полноценного эскизного проекта здесь нет, ведь его создание съедает несколько месяцев», – поясняет Атаджанов.

Благоустройство по программе «Формирование комфортной городской среды»
Благоустройство по программе «Формирование комфортной городской среды»
Фото: altairegion22.ru

Бийск

В наукограде с реализацией программы проблем куда больше. Из-за срыва сроков в прошлом году там существенно сократился бюджет на текущий: тогда было 100 млн только на дворы, теперь эта сумма на всю программу, то есть и на общественные территории. И если в 2020 году в программу ремонта вышли 80 дворов, то в этом только до 34 (и еще четыре общественные территории).

Несмотря на то, что об уменьшении финансирования и провалах прошлого года говорят и эксперты, и местные чиновники, в алтайском минстрое утверждают, что объем господдержки не сокращался, «поскольку жители города не виновны в сложившейся в 2020 году ситуации, и лишать их права на комфортную среду жизнедеятельности было бы неверным решением».

Напомним, конкурс на ремонт бийских дворов в прошлом году выиграла томская фирма «Стройкомплект». Однако у них не оказалось нужной техники, найти подрядчиков на месте тоже не вышло даже при посильной помощи бийских чиновников.

Бийский эксперт ОНФ Вячеслав Пермяков считает: властям стоило «разбить» весь объем работы по районам города, нанять разных подрядчиков, а не ставить один лот на весь Бийск. Тогда проблем можно было бы избежать.

По информации минстроя, в 2020 году из 80 дворов, которых ждал большой ремонт, в итоге работы приняли только по 63. А из двух территорий готова только одна (многострадальный парк в микрорайоне Зеленый клин так и остался в полуотремонтированном состоянии). Работы сдвинулись на 2021 год.

Бийский депутат Руслан Курасов рассказал, что все эти объекты власти вынуждены доделывать за счет местного, а не федерального бюджета. и он опасается, что сроки не будут соблюдены и в этом году. Тогда программу могут «урезать окончательно».

Руслан Курасов
Руслан Курасов
Фото: biwork.ru

Впрочем, власти уверяют, что серьезных проблем в наукограде нет. И.о. управления ЖКХ города Ирина Скобкова рассказывает, что никаких сроков и переносов не зафиксировано. По ее словам, везде уже ведутся работы, и в августе их закончат. По информации алтайского Минстроя, из 38 объектов (34 двора и четыре общественные территории) в 21 дворе работы уже завершены.

Вячеслав Пермяков тоже пока не склонен драматизировать. В июне-июле специалисты ОНФ уже проводили осмотры. Тогда поступали замечания от граждан, но конкретных претензий к ремонту не было.

«В целом работы ведутся неплохо, но все оценки мы дадим в августе», – обещает Пермяков.

В 2021 году случались только локальные истории. Так, в июле «Бийский рабочий» писал, что жители одного из дворов наукограда жаловались, что в проект ремонта попала дорожка, ведущая к соседней пятиэтажке, а не та, по которой они часто ходят.

Разобраться в этой проблеме обещал помочь глава города Александр Студеникин.

Рубцовск

Меньше денег на ремонт дворов в этом году дали и Рубцовску. Если в 2020-м город получил 100 млн рублей на 41 двор и две общественные территории, то в 2021 году – 60 млн рублей на 15 дворов и три общественные территории. При этом на 2022 год Рубцовску дадут все те же 60 млн.

Власти, понятное дело, уверяют, что сейчас все планы выполняются, и никого срыва сроков они не допустят. Но проблемы все-таки есть. По словам начальника управления капитального строительства Рубцовска Ольги Автушко, в прошлом году подрядчикам пришлось переделывать объекты в нескольких дворах.

А в 2021 году на плохой ремонт пожаловались уже четыре дома, но случаи были гарантийные, и подрядчик все устранил.

Среди претензий – отсутствие обратной засыпки, когда рабочие выкорчевывают растения и не засыпают ямы. По словам Автушко, подрядчиков надо буквально заставлять привозить землю и заканчивать начатое. Также во дворах остаются ямки, из-за которых в период дождей во дворах образуются лужи.

«Кое-где они есть, но мы разрешаем лужи 5-7 мм глубиной, от этого никуда не уйти», – объяснила Ольга Автушко.

Если в Барнауле жители стали охотнее соглашаться платить за благоустройство, то в Рубцовске ситуация хуже. Люди отказываются от детской площадки, от малых скульптур, потому что сейчас все это слишком дорого. Многие просто не хотят отдавать свои кровные и считают, «что государство им должно все сделать бесплатно», говорит Автушко.

Сроки работ в этом году не нарушатся, обещает представитель администрации. Впрочем, в краевом минстрое говорят, что никаких переносов и срывов нет вообще нигде по краю. По информации ведомства, сейчас из 200 территорий в регионе работы завершены на 61 объекте (это 45 дворов и 16 общественных территорий).

P.S.

Напомним, что в Барнауле в 2022 году по нацпроекту «Жилье и городская среда» власти Алтайского края планируют благоустроить две общественные территории – набережную Речного вокзала и парк «Юбилейный». В 2021 году горожане выбрали Мизюлинскую рощу и зеленую зону в поселке Южный. На них выделили 110 млн рублей. Предполагается, что в 2022 году сумма будет той же.

При этом большую часть денег (80 млн рублей) могут выделить на парк «Юбилейный». Это небольшая сумма, так как для полномасштабной реконструкции объекта требуется около 500 млн рублей.

Читать tolknews.ru в

Лента новостей