Чтобы мусорная инфраструктура росла и крепла, она должна приносить прибыль
Не так давно минприроды Алтайского края утвердило новую версию территориальной схемы по обращению с отходами в регионе. И она впечатляет: в крае хотят (пока только на бумаге) построить множество объектов обращения с ТКО, от новых полигонов до мусоросортировочных комплексов. Но воплотить все это великолепие в жизнь будет крайне сложно: нужны деньги, подходящие земельные участки, а также одобрение жителей края, которые почти никогда не согласны на «мусорное» соседство. О том, что нужно, чтобы новые объекты обращения с отходами стали реальностью, у коммунальных экспертов узнал корреспондент «Политсибру».
Где хранят, а где сжигают
В территориальной схеме фигурирует множество различных объектов «мусорной» инфраструктуры. И вот самые примечательные из них:
- Полигоны ТКО
Они-то как раз и привлекли больше всего внимания СМИ из перечисленных в терсхеме объектов. В планах властей оборудовать в регионе восемь новых таких объектов.
Полигон – это то самое место, где мусор чаще всего и заканчивает свой «жизненный путь». Отходы просто хранятся, пусть и (в теории) в экологически безопасных условиях. Сейчас в крае 17 таких полигонов. Многие из них скоро будут переполнены. А значит, вопрос о появление новых хранилищ так или иначе маячит на горизонте.
- Мусороперегрузочные пункты
МПП служат для сокращения транспортного «плеча», если населенные пункты находятся в отдалении от полигонов. Но, в отличие от площадок временного хранения, там мусор еще и прессуют для дальнейшей отправки на свалку.
- Мусоросортировочные комплексы
Они существуют (опять же пока только на бумаге) в основном совместно с полигонами и представляют собой линию (конвейер), где мусор разделяют по типу. То, что может быть использовано вторично, должно отправиться в переработку.
- Участки термического обезвреживания
Слово «обезвреживание» вызывает ассоциации с оружием и взрывчаткой. И не зря: под этим понятием подразумевается обыкновенное сжигание мусора. Разумеется не всего, а того, с которым это операцию можно провернуть без вреда для экологии.
Несите ваши денежки
Для появление нового объекта нужны две глобальные вещи. Первая – необходимость в нем. Например, переполнение существующего полигона очевидно потребует создания нового участка захоронения или иного способа избавляться от отходов. Второе и самое главное – интерес инвесторов.
Даже мусорный полигон, который многие экологи считают устаревшим примером утилизации отходов, не получится обустроить бесплатно. Цена создания такого объекта очень велика и очень пластична: существует огромная вариативность применяемых технологий и решений. На стоимость создания объекта влияет и его мощность (сколько отходов он в итоге может вместить).
Итак, даже самый примитивный полигон – дело дорогое. По словам директора бийской компании «Спецобслуживание плюс» (которая является регоператором в Бийской зоне обращения с ТКО и владеет единственным в наукограде полигоном) Олеси Тырышкиной, абстрактный мусорный полигон, который мог бы обслуживать тот же Барнаул, обойдется в «сотни миллионов рублей».
Руководитель мусороперерабатывающего комплекса в Рубцовске (который уже построен, но пока не запущен) Сергей Почуев рассказывает такой пример: запуск полигона в Чистозерном (Новосибирская область) обошелся в 42 миллиона рублей. Однако это был маленький объект, да и цена эта – образца 2013 года. А вот более молодой полигон в Карасуке в том же регионе стоил уже 90 млн рублей. Для среднего города цифра выходит все те же «сотни миллионов».
Предполагаемый размер инвестиций в объекты обращения ТКО в Алтайском крае указан и в самой территориальной схеме по обращению с ТКО. Так, например, самым дорогим объектом там являются именно полигоны. Стоимость создания мусорного «склада» под Алейском – 1,44 млрд рублей. Что наводит на мысль о том, что этот объект там вряд ли появится.
Мусоросортировочные комплексы обойдутся дешевле. Например, создание такового в Романовском районе оценивают в 125 млн рублей. А вот МСК с «линией по производству альтернативного топлива» в Заринске будет уже дороже: 335 млн рублей.
Стоимость мусороперегрузочных пунктов варьируется: от 26,5 млн рублей в Баевском, Панкрушихинском, Тюменцевском и Шелаболихинском районах до 49 млн рублей в Славгороде.
Жечь мусор и вовсе будет совсем недорого. Каждый участок термического обезвреживания в крае обойдется в 24,8 млн рублей. Сущие копейки.
Некоторое представление о ценах на мусорные предприятия можно получить через аукционы на «Госзакупках». Сейчас там есть запрос на разработку проектной документации для строительства полигона ТКО и мусоросортировочного комплекса в Воронежской области. Эти работы заказчик (власти региона) оценил почти в 16 миллионов рублей. А вот стоимость строительства полигона ТКО в Слюдянском районе Иркутской области, согласно аукциону, составила 340 млн рублей.
«Как поднять бабла»
Чтобы появиться, любым мусорным объектам нужны деньги. А учитывая их дороговизну, бизнесу, очень вероятно, потребуется помощь государства. Не только рублем, но и компенсацией сниженных банковских ставок и выделением земельного участка.
По словам большинства экспертов, полигоны в основным создают в рамках частно-государственного партнерства. Но пока что желающих вложиться в мусор не так уж и много. Тем более в ту же самую переработку.
Как заявляет руководитель сибирского экологического фонда «Зеленый Стандарт» Михаил Михайлов, сейчас, по крайней мере в регионах, бизнесу и инвесторам эта сфера не очень интересна. Хотя потенциально этот рынок и является очень прибыльным: перерабатывать можно чуть ли не половину извлекаемых отходов. Но сейчас бизнес старается себя подстраховать. Если и обращает внимание на мусор, то через концессионные соглашения с властями региона. За счет этого частник может получить из бюджета недополученные доходы.
Кстати, на привлекательность регионов, в том числе и Алтайского края, влияет и еще один интересный факт. Морфологический состав мусора (сколько и чего выкидывают) в регионах разнится. Более того, он может отличаться даже в границах одного города. И, по словам Олеси Тырышкиной, алтайские отходы не слишком то выгодны для переработки: львиную долю составляют пищевые отходы, которые второй раз в дело уже не пустишь (как и другие фракции, испачканные едой).
Палки в колеса мусоровоза
Разумеется, для размещения всех типов объектов нужно соблюсти множество условий. Нужны подходящие участки, просто так складывать мусор в чистом поле не получится. А чтобы найти такой участок, придется проводить целый ряд исследований и экспертиз. Земля не должна относиться к сельскохозяйственной категории, быть вдали от водных объектов и населенных пунктов. Для этого вокруг полигона создается санитарно-защитная зона, размеры которой могут варьироваться от 500 метров до километра, в зависимости от того, какой мусор туда поступает. Важную роль играет и воздух, а точнее, «роза ветров», то есть куда, откуда и как сильно на местности дует.
Есть еще одно серьезное препятствие. Чтобы построить объект, придется пройти общественные обсуждения. Без одобрения жителей соседних населенных пунктов что-либо сделать не получится. А желающих жить рядом (даже если это очень относительное «рядом») с мусорным полигоном или мусоросжигающим заводом обычно немного. И неодобрение может очень легко перерасти в акции протеста: как, например, в прогремевшем на всю страну Шиесе, где именно перспектива появления участка захоронения отходов и вызвала народное возмущение
Подобная история была и в Алтайском крае. Это выступления против строительства современного полигона с сортировкой и переработкой мусора в Первомайском районе в июне 2021 года. Тогда протест жителей района отодвинул создание объекта. Но строить его все равно где-то придется.
Впрочем, понять протестующих можно. Как отметает депутат парламента Алтайского края Людмила Суслова, возмущаются люди в основном, тогда, когда объект может появиться в непосредственной близости от их жилья. Хотя это менее затратно с точки зрения логистики.
«Если полигон будет расположен на достаточном удалении и в соответствии со всеми нормам, то никакого противостояния не произойдет», – такой выход из этой ситуации видит Суслова.
Хотя часть опрошенных экспертов считают, что не все из объектов из терсхемы действительно нужны. Например, новые полигоны без сортировки (где мусор просто будут зарывать). Об этом говорит Суслова. А Олеся Тырышкина сомневается насчет правильного функционирования «огненных» участков обезвреживания отходов: не факт, что туда не будут попадать те же автомобильные покрышки, жечь которые категорически запрещено. Чтобы этого не происходило, необходимо наладить еще и сортировку.
Так что шансы на появление всех объектов, указанных в территориальной схеме, пока что не выглядят очень высокими. Против них играют и цена (сотни миллионов и даже миллиарды рублей на дороге не валяются), и вероятность общественного неприятия (особенно это касается участков термического обезвреживания и полигонов). Но искать решение все же придется. Например, существующий в Барнауле мусорный полигон скоро исчерпает свои резервы, и создание нового сейчас выглядит единственным реальным выходом из ситуации.