Самые масштабные работы ведут в Красноярске, но и в городах Алтайского края проекты тоже очень крупные
Чистый воздух – острая и проблемная тема для Красноярска, одного из самых загрязненных городов мира. В безветренные дни в центре столицы региона концентрация, например, опаснейшего бензпирена до 90 (!) раз превышает норму. Режим «черного неба» и постоянная дымка – привычная глазу красноярцев картина. А потому модернизация производства здесь уже вполне обычное дело. Жителям Алтайского края сложно представить масштаб проблемы. У нас и заводов столько нет, и транспорта, и ТЭЦ, вроде бы не производит какое-то уж заметное количество выбросов. Но эко-волна уже добралась и до Алтая. Во всяком случае, по линии Сибирской генерирующей компании.
О том, что такое большая экологическая модернизация на большой теплогенерации алтайским журналистам (а также коллегам из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области) представители компании показали на примере Красноярской ТЭЦ-1.
Вдох-выдох
У Красноярска есть несколько особенностей, которые и делают город столь грязным. О них журналистам рассказал заместитель генерального директора СГК – директор Красноярского филиала Александр Шлегель.
Во-первых, незамерзающий Енисей, который проходит через весь город. Лед здесь перестал образовываться после строительства в 60-хх годах Красноярской ГЭС (вода всегда одной температуры, летом она не успевает прогреться, зимой – застыть). Из-за этого в холодное время года над городом образуется пароводяное облако в 180-200 метров, которое не выпускает дым в атмосферу, «запирая» его в городе.
Вторая проблема – множество приземных источников выбросов. В Красноярске развита промышленность, более ста мелких котельных с невысокими трубами, очень много авто (более 500 тысяч единиц личного и общественного транспорта при населении в 1,1 млн человек) и частного сектора (более 15 тысяч домов) с печным отоплением.
И третья проблема – большая часть города находится в котловане.
Расти, труба, большая
Причем, по данным СГК, теплоэлектроцентрали в этой «грязевой палитре» занимают далеко не ведущее место. Все трубы всех ТЭЦ в Красноярске расположены по розе ветров, так что иногда большая часть дыма от них в город вообще не попадает.
И, тем не менее, в компании пару лет назад запустили большую программу экологический модернизации, чтобы свести свой вредный вклад до минимума.
Одним из главных «полигонов» стала как раз ТЭЦ-1, старейшая станция в городе. Чуть более года назад, в августе 2020-го там запустили новую дымовую трубу высотой 275 метров (это только над землей, а под землей еще 25 метров для устойчивости). Чтобы ее построить, пришлось снести три старые трубы. Но это решило сразу два вопроса.
По словам директора ТЭЦ-1 Сергея Бородулина, остается в приземном слое в основном только тот дым, что выпущен на высоте до 100 метров от земли. Остальное рассеивается выше и населенному пункту почти не вредит. Три демонтированные трубы были как раз на грани: две по 105 метров и одна на 120. Новая труба, повторимся, намного выше предшественниц. А вот четвертая, а 180-метровая, пока остается в работе.
Свободное место на территории централи сразу использовали под строительство новых электрофильтров. До 2024 года их здесь будет 14. Эта установка нужна для очистки выбросов от сжигания угля. КПД у них максимально высокий – 99% и даже больше. Они приходят на смену устаревшим батарейным циклонным уловителям, которые давали не более 95% очистки.
И это еще не все «обновки» – сейчас здесь монтируют два новых котла и две турбины. А еще на этой ТЭЦ используют низкозольный (не более 8%) Бородинский бурый уголь, а чем меньше золы, тем меньше и пыли.
И, наконец, еще одна современная эко-мера – система автоматического контроля выбросов. Сейчас она беспрерывно мониторит состав дыма, который уходит в трубу. Каждые 20 минут данные по взвешенным веществам, оксидам и диоксидам азота и углекислому газу передают в минприроды, а вскоре они появятся на официальном сайте СГК. Это, кстати, тоже новое требование законодательства.
После всех этих преображений станция будет оставлять после себя на четверть выбросов меньше в целом, и на 80% меньше пыли в частности.
Технический директор СГК Олег Петров рассказал, что компания при этом обновлении сразу заложила более высокий уровень очистки, чем сейчас требует законодательство. Так, в российских городах трубам допустимо дымить на 150 миллиграмм пыли на кубометр, в Европе – всего 50 мг, современные системы на ТЭЦ СГК дают 20 и менее. На абаканской теплоэлектроцентрали и вовсе 5 мг/куб.
«Протопи ты мне баньку по-черному»
Как уже было сказано ранее, больше всего проблем городу доставляет не индустриализация, а деурбанизация. Проще говоря, честный сектор.
«По сути, в Красноярске расположено несколько крупных деревень. Некоторые в самом центре. Это оказывает грандиозное воздействие на состояние приземного слоя воздуха. Частный сектор выпускает в семь раз больше загрязняющих веществ на единицу полученной тепловой энергии, чем ТЭЦ. Это угарный газ, взвешенные частицы, оксиды серы и азота. А также бензпирен (того же класса опасности, что полоний и ртуть – прим. ред.) содержание в воздухе которого в безветренные дни превышает норму в 90 раз», – рассказал руководитель программы развития красноярского филиала СГК Виталий Скальский.
А потому еще не факт, что вкладываемые промышленными гигантами миллиарды рублей приведут к отмене злополучного режима «черного неба» в городе. Если, конечно, не решать вопрос с частным сектором, добавляет представитель компании.
Решать его в СГК предлагают переводом частных домов на электроотопление. Газа, как, например, в Барнауле, в этом сибирском городе нет. Завести голубое топливо или подвести централизованное отопление – это, по словам Скальского, безумно дорого. Для полного перехода на электроотопление городу требуется 600 млн рублей в год. И 2 млдр рублей на обновление сетей. Средний «чек» смены отопления для дома – 47 тысяч рублей.
«Переход на электроотопление 70% частных домов может в шесть-семь раз сократить площадь превышения предельно допустимой концентрации по бензапирену», – говорит Виталий Скальский.
СГК сделала пилотный проект – предложила некоторым частникам дешевый вариант перехода. Спрос был, теперь этот вариант уже на весь город рассматривают власти.
Авто-«электрички»
Если убирать печное отопление людей придется активно уговаривать, то транспорт обновится сам. Сейчас по Красноярску ездит уже около 400 электромобилей. Кстати, 90% из них – праворульный Nissan Leaf. В городе есть семь быстрых зарядных станций («наливают до полного бака» за полчаса-час) и 21 медленная (заряжают батарею за шесть-восемь часов).
«Есть основания полагать, что электротранспорт в ближайшие 20-30 лет станет доминирующим. Например, в Красноярске к 2025 году, по нашим оценкам, будет уже около восьми тысяч таких авто», – говорит Виталий Скальский
А Олег Петров добавляет, если будет движение власти в этом направлении, компания (а СГК кроме тепла, вырабатывает еще и электроэнергию) готова создавать инфраструктуру в любом городе. Это довольно просто и не затратно.
Зачем все это нужно?
Экология – дело дорогое. Только одна труба обошлась компании более чем в 1 млрд рублей. Казалось бы, с чего такая щедрость? СГК – частная коммерческая компания. А для любой коммерции важна, прежде всего, прибыль.
Но в СГК поясняют: во многих регионах Сибири экологический вопрос пока не стоит остро, а где-то его и вовсе нет в повестке дня. А вот для Красноярского края (причем не только его столицы) тот же чистый воздух – многолетняя проблема.
На вред производства природе давно обращают внимание власти и население. Природоохранное законодательство ужесточается каждый год. А потому все крупные компании сейчас активно закладывают в своих инвестиционных программах экологические меры.
«Мы не ждем пинков от надзорных органов. И прекрасно понимаем, что завтра будем за это платить бешеные деньги. Поэтому тратим немалые средства на системы очистки сегодня», – поясняет Олег Петров.
А как насчет других городов?
А в других городах маховик модернизации тоже уже запущен. Например, в Новосибирске продолжают обновление тепловых сетей и планируют модернизацию ТЭЦ-3, на Томь-Усинская ГРЭС в Кузбассе будут менять два котельных агрегата, строить градирню, разные работы ведут и на всех остальных объектах, которые принадлежат компании.
До Барнаула мода на экологичность тоже дошла. На ТЭЦ-3 СГК планирует замену как минимум одного электрофильтра (возможно, даже двух). Проект пока в разработке.
С ТЭЦ-2 все сложнее, станция довольно старая, и установка масштабной современной очистки там до недавнего времени была невозможна из-за конфигурации имеющегося оборудования и расположения зданий и сооружений.
«Но нет худа без добра. Дымовая труба, которая упала (одна из трех труб частично обрушилась в апреле 2021 года – прим.ред.), освободила место, которое мы теперь рассматриваем под установку нового газо-очистительного оборудования, которое снизит выбросы хотя бы на двух-трех котлах», – рассказал Петров.
И добавил, что СГК завершила все работы по восстановлению и модернизации всех объектов, которые были связаны с «павшей» трубой.
Да и в целом по ТЭЦ-2 компания сейчас рассматривает варианты ее дальнейшей судьбы. Вывести из строя – очень дорого. Особенно работы по переводу всех сетей на последнюю городскую ТЭЦ – третью.
«Всегда первый вариант, когда мы говорим о модернизации старой ТЭЦ, – снос. В 1989 году я учился в политехническом институте, нас привели на Красноярскую ТЭЦ-1 и сказали: эти технологии уже устарели, после института вы уже не будете работать на этой станции. Вуз я закончил 30 лет назад, а станция до сих пор работает», – говорит Олег Петров.
Чтобы перевести потребителей той же Красноярской ТЭЦ на другие нужно только в сети вложить 2 млрд рублей (по ценам двухлетней давности). В Барнауле «ценник» если и меньше, то ненамного.
Итак, формально есть четыре варианта:
- Снести старую ТЭЦ и перевести мощности на другую действующую.
- Построить на старой ТЭЦ новые объекты, перевести на них часть мощностей.
- Снести старую ТЭЦ и построить на ее месте новую.
- Глубокая модернизация существующих объектов на старой ТЭЦ.
На Барнаульской ТЭЦ-2 первый и третий вариант не рассматривают, идут, скорее, по последнему варианту. Во всяком случае, там недавно обновили турбины и котлы, запустили новую систему топливоподачи, но работы еще очень много.
«Задача – на старую бабушку натянуть мини-юбку от Версаче. Старая бабушка – это наши старые ТЭЦ», – иронизирует Петров.
В Рубцовск компания обновляет индивидуальные тепловые пункты, в Бийске – планирует провести замену одной из турбин. И во всех городах присутствия меняет теплосети. Это тоже своего рода вклад в экологичность. Чем меньше рвутся трубы, тем реже приходится копать.