Мелкие предприниматели в продуктовом ритейле в большинстве случаев не могут себе позволить разместить магазины в торговых центрах, как это д
На потребительском рынке Барнаула просматривается общероссийская тенденция развития розничной торговли – увеличение присутствия торговых сетей. Небольшие магазины не могут конкурировать в ценовой политике с сетевиками, и их доля сокращается, однако эксперты уверены, что полностью формат не исчезнет.
Наиболее уязвимые
Мелкие предприниматели в продуктовом ритейле в большинстве случаев не могут себе позволить разместить магазины в торговых центрах, как это делают сетевики. Они делают упор на «магазинах у дома». Однако и до этого формата добрались крупные сетевые компании, которые пользуются непростой экономической ситуацией и скупают торговые помещения по сходной цене у малого бизнеса.
Председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц заметил, что на сегодняшний день вся розничная торговля испытывает определенный дискомфорт. Он связан, в первую очередь, с падением покупательского спроса. Люди стали экономить в том числе и на питании. В группу риска попадают, в первую очередь, мелкие предприниматели, которым трудно конкурировать с крупными сетевиками в цене, логистике, ассортименте.
«Мелкие предприниматели – это наиболее уязвимая на сегодняшний день категория, которую надо всячески поддерживать. В цивилизованных странах подход к размещению крупных торговых центров и к их количеству регулируется. У нас пока что хаос, крупные сети между собой достаточно жестко конкурируют, при этом на ограниченных площадках создают серьезные проблемы мелкой рознице», - сказал Фриц.
Инструмент для производителей
Однако и у мелкой розницы есть свои преимущества, утверждают эксперты. Например, это самый простой инструмент для производителей Алтайского края - к ним проще попасть на полки.
«Не секрет, что сети к поставщикам предъявляют определенные требования: ритмичности и объемов поставок, упаковки и еще масса всего. Не все предприниматели могут соответствовать этим критериям, поэтому они могут быть представлены только в небольших магазинах. И это достаточно обширная группа производителей, а взаимодействие с ними - первоочередной фактор, от которого зависит небольшая торговля», - подчеркнул Фриц.
Он отметил, что доля алтайских товаров на полках, в том числе федеральных сетей, увеличивается. Но их качество у мелких товаропроизводителей более высокое, чем у крупных.
«Насколько мне известно, по сравнению с советскими годами производство молока в Алтайском крае заметно снизилось, а производство сыров выросло. Соответственно возникает вопрос: из чего сделана наша сырная продукция? Боюсь, что не ошибусь, если скажу, что в крупных сетях доля так называемых суррогатов гораздо выше, чем в небольшом магазине у дома», - считает эксперт.
Две стороны медали
Выгодная ценовая политика крупных сетей и их преимущества в широте ассортимента сегодня уже далеко не всегда предопределяют их успех, уверены знатоки рынка. Покупатель стал более разборчивым, требовательным к качеству продуктов, культура питания улучшается. Так, крупные сетевики в погоне за меньшими издержками и большей выгодой экономят на качестве.
«Как эксперт, который постоянно находится в комиссиях по потребительскому рынку и проверяет торговые сети, могу сказать, что у многих крупных предприятий на центральных складах, откуда идет распределение продуктов, видим много просрочки, неспелых фруктов, несоблюдение условий хранения. Сети в основном работают на дешевом продукте, в погоне за деньгами они забывают соблюдать нормы товарного соседства, мытья витрин, полов. У маленьких же магазинов скромные объемы закупки, что позволяет им продавать свежие продукты», - поделилась директор департамента экономического развития Алтайской торгово-промышленной палаты Юлия Пономарева.
Юрий Фриц при этом замечает, что частные предприниматели зачастую выполняют и социальную функцию, когда под запись они выдают продукты, например, пожилым людям до того, как те получат пенсию. Такое особенно распространено в селах, да и в ряде микрорайонов Барнаула эта схема работает, заверил эксперт. В торговых же сетях такое невозможно.
По его мнению, несетевые магазины у дома выживают за счет того, что предлагают потребителям более качественную, домашнюю продукцию немассового характера, а также за счет индивидуальных коммуникаций, когда продавец знает всех своих покупателей буквально в лицо.
С другой стороны, сегодня большую роль играет маркетинг, мерчандайзинг в торговле, то есть умение преподнести товар, выложить, продвинуть его. А малый и средний бизнес зачастую такими знаниями не обладает.
«Так что малому бизнесу нужно обучаться, совершенствоваться, профессионально расти, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Но это становится все сложнее и сложнее», - констатировал Фриц.
Магазинам у дома – жить
Алтайские эксперты уверены, что розничная торговля, особенно местных предпринимателей, должна сохраниться, а формат несетевых магазинов у дома останется на плаву.
«Не стоит забывать, что за каждым таким небольшим магазином стоит предприниматель с его семьей, для которого зачастую это единственный способ дохода, а также продавцы, дворник, уборщик, и налогоплательщик Алтайского края. Сети, в свою очередь, зачастую зарегистрированы дай бог в России, а то еще и в офшорах», - высказался Юрий Фриц.
«Магазинам у дома - жить! У них есть большое преимущество - удобство расположения. Небольшие несетевые магазины не вымрут, они будут существовать, пока есть покупатели, отдающие предпочтение качественным продуктам», - считает Юлия Пономарева.
«Вкусная» арифметика
По данным комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула, в продуктовых супер- и гипермаркетах, как правило, крупные покупки делаются раз в неделю. Товары повседневного спроса большинство покупателей приобретают возле дома. По данным комитета, жители предпочитают совершать покупки в сетевых магазинах, в фирменных объектах местных товаропроизводителей (мясо, молочные продукты, овощи) и специализированных магазинах (фрукты, кондитерские изделия, хлебобулочная продукция, напитки).
В опросе читателей «Политсибру», проведенном в соцсетях, предпочтения в том, где покупать продукты, распределились примерно поровну между магазинами у дома и супер- и гипермаркетами: 21 к 19 соответственно.
Кстати, в городе насчитывается 477 магазинов у дома, 449 специализированных продуктовых магазинов, 67 супермаркетов, 13 дискаунтеров, девять гипермаркетов и один мелкооптовый маркет.
Справка:
Оборот всей розничной торговли за I квартал 2018 года в Барнауле составил 36 млрд 989 млн рублей, что в товарной массе на 1% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. Оборот розничной торговли крупных и средних организаций, осуществляющих торговую деятельность на территории города, составил 18 млрд 006 млн рублей. Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 46,2%, из них алкогольных напитков и пива – 12,7%.
В Барнауле представлены магазины крупных российских сетей («Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Лента», «Ярче!», «Светофор», «Бахетле» а также иностранных («Metro») и местных («Мария-Ра», «Хорошее настроение», «Аникс», «Дельфин», «Марка», «Форне», «Мясная лавка» и т.д.).