На круглом столе в «Сибирской медиагруппе» обсудили проблемы социальной политики
В «Сибирской медиагруппе» прошел второй «круглый стол» «Алтайский край: новая повестка дня». 5 июля дискуссия была посвящена социальной политике. Обсуждались проблемы здравоохранения, культуры, спорта, меры по борьбе с безработицей.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты дискуссии, посвященные здравоохранению. Спикеры: заместитель председателя комитета Законодательного собрания по здравоохранению и науке Николай Якушев и член комитета по социальной политике Ирина Солнцева.
Главное внимание уделялось высокотехнологической медпомощи
Николай Якушев:
- На территории Алтайского края на сегодняшний день выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи. Она включает в себя медицинские организации и медицинские учреждения первого уровня – фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники, центральные районные больницы, где человек впервые сталкивается с системой здравоохранения. Второй уровень – межрайонные специализированные отделения. Медицинские учреждения второго уровня оказывают специализированную помощь. Третий уровень – высокотехнологическая медицинская помощь.
Хотелось бы отметить, что в развитии медицинских учреждений третьего уровня сделано очень много. В настоящее время данные учреждения оснащены выскотехнологичным оборудованием, проводятся уникальные операции. Произошел прорыв по инсультам, по инфарктам миокарда. Нужно отдать должное тому, что министерство здравоохранения уделяло особое внимание высокотехнологической медицинской помощи.
Но высокотехнологическая помощь для жителей Алтайского края будет максимально эффективна только тогда, когда пациенты будут свободно попадать на прием и лечение к врачам в медучреждения первого уровня. Именно там ставятся первичные диагнозы и даются направления в лечебные учреждения второго и третьего уровня. С доступностью первичной медицинской помощи в крае сегодня есть проблемы. Одна из причин – нехватка медицинских кадров.
Бюджетный разрыв
Первая проблема касается медицинских учреждений первого и второго уровня. Это недофинансирование. В настоящее время недофинансирование системы здравоохранения составляет порядка 35 – 40 процентов, по экспертным оценкам. Я хотел бы отметить, что до недавнего времени мы вели разговор о том, что уровень кредиторской задолженности наших больниц и поликлиник составлял почти миллиард рублей. Благодаря усилиям территориального Фонда обязательного медицинского страхования, благодаря тому, что подняли тариф, благодаря тому, что министерство здравоохранения взяло на особый контроль данную ситуацию, сейчас она, в принципе, выровнялась. Уровень задолженности составляет не более 200 миллионов рублей.
Если разбираться в проблеме, почему возникают долги у больниц, нужно смотреть насколько тариф соответствует реальным затратам, которые несет больница, поликлиника, когда оказывает медицинскую помощь. Если тариф не соответствует, то возникает бюджетный разрыв.
Мало, кто хочет ехать в село
Вторая проблема, которая касается медицинских организаций первого и второго уровня, - это дефицит кадров. В настоящее время он носит, можно сказать, катастрофический характер. Алтайский край – один из передовых регионов России, которые занимаются этой проблемой и участвуют в реализации федеральной программы «Земский доктор». Сейчас уже программа «Сельский фельдшер» стала федеральной. Суть этих программ в том, что врачу или фельдшеру выплачиваются компенсации в случае, если они переезжают в село. Миллион рублей для молодого врача неплохая сумма. Но, во-первых, не все хотят ей воспользоваться и переехать жить в село. Во-вторых, из тех, кто воспользовались (порядка восьмисот врачей), не все приобрели жилье в селе. В основном они взяли ипотеку в близлежащем городе, а чаще в Барнауле. Нужно анализировать, сколько из них остаются в селе.
В краевом законе № 10 «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края» мы закрепили восемь полномочий муниципалитета в плане охраны здоровья граждан. Но, на самом деле, по моему мнению, далеко не все муниципалитеты заинтересованы и активно используют свой ресурс для того, чтобы привлечь молодого специалиста в село. Недавно в одном из районов у меня был разговор, и главный врач рассказывал, что говорил выпускникам медицинского университета про миллион рублей и про достаточно высокую зарплату врачей в селе, и получал отказ. Выпускники не хотят ехать в село. Потому что нет инфраструктуры и дополнительных возможностей для развития. Да, можно понять муниципалитеты – у них нет средств в бюджете, чтобы осуществлять дополнительные выплаты медицинским работникам. Но что мешает выделить хотя бы земельный участок для строительства дома врачу, который получил миллион рублей по программе «Земский доктор»?
Внимание – главным врачам
Третья проблема, по моему мнению, заключается в главных врачах. Много зависит от главного врача – от его активности, возможно правильно актуализировать проблемы в министерстве, правильно доказать территориальному Фонду обязательного медицинского страхования, что тариф не соответствует, что его нужно поднимать. Мне кажется, нужно посмотреть эффективный контракт для главных врачей с точки зрения экономической составляющей. При этом контракт должен подписываться не на год, а на три-пять лет, и в контракте должны быть четко заложены критерии развития медицинской организации.
Большинство главных врачей обижены по уровню заработной платы. Возникают ситуации, особенно в селе, когда рядовые врачи получают больше главного врача. Главные врачи, по сути дела, демотивированы.
Минздраву не хватает смелости
Средняя заработная плата врачей – важная проблема. В селе она больше 40 тысяч рублей за счет совмещения. Если меньше, то это предмет отдельного разбирательства. Но в структуре зарплаты окладная часть составляет минимум. Оклад врача – пять тысяч рублей. Все остальное – надбавки, стимулирующий фонд, дежурства. По краю средняя зарплата врача – 37 тысяч. А по майским указам президента средняя зарплата врача равняться двум средним зарплатам по региону. То есть, в Алтайском крае врачи должны получать где-то по 46 тысяч.
Эти проблемы обсуждаются. Единственное, их надо обсуждать более открыто. Я, как бывший председатель общественного совета при минздраве, считаю, что наше министрество много делает, но ему не хватает открытости, не хватает, возможно, большей смелости откровенно заявлять об имеющихся проблемах, чаще приходить в Законодательное собрание, выступать там: ситуация сложная, вы нас критикуете, но при этом вы же формируете бюджет, давайте дополнительные средства на лекарственное обеспечение, привлечение специалистов. Давайте вместе решать эти проблемы!
Нужно работать открыто
Ирина Солнцева:
- Мы раньше так работали. Мы всегда прорабатывали вместе с главным управлением по здравоохранению. Когда формировали бюджет, все болевые точки мы отрабатывали вместе. И мы уже брали и отстаивали это. Мы две ветви власти, мы друг другу призваны помогать. Последний в этой когорте был Владимир Александрович [Альт, начальник управления по физической культуре и спорту]. Он не боялся и приходил. Мы с ним обсуждали, и он говорил о проблемах. Должна быть открытость и надо работать вместе.
Николай Якушев:
- Сейчас время перемен, и я искренне надеюсь, что максимальная открытость будет только приветствоваться. Особенно в таких жизненно важных сферах как здравоохранение. Давайте озвучивать! И самое главное, чтобы народ понимал нас, что проблемы есть, но проблемы эти озвучивают и стараются решить.
Ирина Солнцева:
- Встречаешься с главными врачами, главный врач сразу говорит: говорить правду или? А тут стоит замминистра. Ну, что он будет говорить, какую правду? А мы же призваны не критиковать, не ругать, а находить общее решение и помогать друг другу. Всегда так было, мы были как одно целое.
Поэтому перемены нас вдохновляют и мы, все-таки, ждем лучшего. Наш край заслуживает этого. Люди у нас замечательные, открытые, ответственные, работоспособные. Им только дать немного свободы, услышать их и помогать им.
Да, неплохие показатели и по смертности, и по рождаемости. Но когда приезжаешь в село, в район, то видишь – больше 50 процентов кадрового резерва глубокие пенсионеры, 68 – 70 лет. А заменить не кем. Молодежь не поедет, пока на селе не будет развита инфраструктура. Они говорят: а куда я пойду, а куда пойдут мои дети?
Решение есть, но…
Николай Якушев:
- Решение есть. Последние два года порядка 70 процентов набора студентов Алтайского государственного медицинского университета носит целевой характер. То есть, абитуриент заключает трехстороннее соглашение в рамках целевого набора с университетом и центральной районной больницей, что он обучается в медицинском университете, больница ему доплачивает к стипендии, а после окончания он обязан поехать в село и отработать там не менее пяти лет. Я поднимал в министерстве вопрос: нужно контролировать в рамках этого договора, оплачивает ли ЦРБ стипендию студенту. Если вдруг больница прекратит оплату, то у студента будет потом возможность оспорить договорные отношения и не поехать в село.
Сейчас у нас выпускается порядка 400 врачей ежегодно. Пройдет три-четыре года, и ситуация будет меняться.
Фото: Олег Укладов