В Госдуме рассмотрят проект закона «О производстве органической продукции». Ранее президент Владимир Путин поручил создать в России условия для обеспечения страны экологически чистыми продуктами. Для её производства в Алтайском крае есть хорошая база, но инфраструктура — в том числе по сертификации — пока не дотягивает до регионов-лидеров. Готов ли регион включиться в производство эко-продукции, и поможет ли развитию закон, разбирался «ПОЛИТСИБРУ».
Рынок органической продукции в мировых масштабах развивается чрезвычайно динамично. С 2000 по 2016 годы он вырос почти в пять раз — с 18 до 90 млрд долларов. По прогнозам экспертов, до 2025 года рост продолжится со скоростью 10 - 12% в год и достигнет 130 млрд в американской валюте. Почему бы России с её богатейшей базой не отвоевать позиций на этом рынке, а регионам не создать собственную стратегию развития этого направления, пока рынок ещё не занят?
Потребности велики, возможности тоже
В декабре 2017 года исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко представил доклад о развитии рынка эко-продукции в России. По представленным данным, в нашей стране производится всего 0,02% органических продукто в от мирового объема. Показатель мог быть и больше, но в зачёт идёт только сертифицированное производство, а не фактическое качество продовольствия. И именно с сертификацией, которая признана на международном уровне, дела у нас обстоят пока не лучшим образом. В 2016 году в стране было всего 82 таких производителя.
По приведённым Олегом Мироненко оценкам, Россия экспортирует органической продукции примерно на один миллион долларов, при этом объем рынка в стране составляет 160 млн. То есть, на российских гражданах, желающих потреблять такие продукты, зарабатывают в основном иностранные производители. Меж тем, Россия могла бы производить органической продукции на 20 - 30 млрд долларов, что составило бы уже 10 - 15% от мирового объема. Возможности экспорта эксперты оценивают в 5 - 10 млрд долларов.
Алтайский край, имеющий самые большие посевные площади среди всех регионов России и занимающий первые места в стране по выпуску молочной продукции, должен стать одним из лидеров продовольственного эко-движения, считает доктор экономических наук, профессор АГАУ Валентина Кундиус.
«Мы в регионе проводили исследования, в том числе совместно с коллегами из Монголии и Индии, и выяснили, что технологии производства органической продукции у нас отработаны. На Алтае минимум применения минеральных удобрений, гербицидов, вредных для здоровья веществ, — рассказала «ПОЛИТСИБРУ» Валентина Кундиус. — Край фактически производит экологическую продукцию. У нас, и это реально доказано, вносится удобрений в среднем 2 - 3 килограмма на гектар, а по рекомендациям агрономов их должно быть тридцать. Но системы сертификации нет до сих пор. Работает одна-две лаборатории на три-четыре района, которые физически не в состоянии провести сертификацию продукции».
Инфраструктура — не развита
Среди регионов-лидеров по объему производства сертифицированной органической продукции нет представителей Сибири. На первом месте в стране Краснодарский край, который производит такой продукции на 310 млн рублей, следом идет Ярославская область – 280 млн, на третьем месте Московская область – 200 млн. Четвертую и пятую строку занимают Ростовская и Тульская области – 180 и 160 млн рублей соответственно.
За Уралом всего пять регионов, в которых есть сертифицированные производители органических продуктов: Томская и Амурская области, республики Хакасия и Бурятия и Приморский край. Желающих пройти сертификацию в сельскохозяйственном Алтайском крае почему-то не нашлось.
По мнению председателя правления «Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края» Сергея Тастана, который принимал участие в разработке законопроекта «О производстве органической продукции», ситуация с регионами-лидерами легко объяснима. Выдачей сертификатов во всем мире занимаются аккредитованные организации. В Санкт-Петербурге давно есть союз, который имеет такую аккредитацию и может проводить инспекции производств. То есть это, скорее, вопрос доступности получения сертификата, а не желания. Федеральный закон в частности решает и эту проблему, создавая систему сертификации по всей стране. Тогда, возможно, и Алтайский край «подтянется». Чему ещё может поспособствовать закон?
Точки роста
В первую очередь закон даст четкое определение ряду важных понятий: «органическая продукция», «производство органической продукции» и «производители органической продукции». С одной стороны, недобросовестные производители таким образом лишатся возможности приписывать своим товарам в маркетинговых целях понятия «органическая», «экологическая», «биологическая», что сейчас чрезвычайно распространено. С другой, производители рассчитывают, что законодательное признание этого направления сельского хозяйства повлечет за собой его государственную поддержку и инвестиции.
Все эти составляющие — маркетинговая, сертифицирующая и возможная финансовая — вполне могут дать толчок развитию производства органической продукции в Алтайском крае, считает депутат АКЗС и глава крестьянского хозяйства в Ключевском районе Александр Гуков.
«Я поддерживаю эту инициативу. У нас земли много, мы в состоянии выращивать свою продукцию без гербицидов и пестицидов. У нас достаточно здесь тепла и не столько много осадков, чтобы было много вредителей. А потребитель на такую продукцию найдется. Мы, к примеру, и так планируем чечевицу продать в Турцию, сейчас в Литву отправляем гречиху», — говорит Гуков.
Приучить потребителя
Профессор АГАУ Валентина Кундиус считает, что у эко-продукции добавленная стоимость может быть в два-три раза выше, чем у обычной. Поэтому её производство должно стать заманчивым для аграриев. Впрочем, производителям нужно будет завоёвывать не только внешний рынок, но и почти свободный внутренний. И с этим на первом этапе могут возникнуть проблемы, считает директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.
«Рынок органических продуктов в России вроде как существует, но по сути его нет, потому что потребитель сегодня хочет просто покупать качественную продукцию. Сейчас существует проблема качества. А органическая продукция или нет – для потребителя второстепенный вопрос. К сожалению, мы к этому еще не пришли», — говорит Мищенко.
Действительно, по данным Национального органического союза только 1% жителей России приобретают органические продукты. Но это пока, считают эксперты. Когда под производством эко-товаров появится законодательная база, вполне можно рассчитывать на перемены в том числе и в потребительских предпочтениях.
Читайте также: Россия может занять до четверти мирового рынка органической продукции, если поднимет целину
Фото Олега Укладова.