В туристический кластер «Барнаул — горнозаводской город» частные инвесторы вложили более 2 млрд рублей – об этом заявляют в городской администрации. При этом власти потратили лишь 1 млрд, что должно говорить об эффективности бюджетных вложений. Но проанализировав список туристических объектов, журналисты телеканала «Наши новости» нашли проекты, имеющие небольшое отношение к туризму.
К примеру, в списке автоматизированная парковка на 32 места. По задумке властей, гость, приехавший в Барнаул, оставил здесь машину и пошел гулять по городу. Объект для нашего города уникальный, это единственная парковка во всем Алтайском крае, где автомобиль поднимается на лифте и стоит в тепле. Но как объяснил охранник, эта парковка только для работников банка и офисного центра, а не для туристов.
Одним из первых объектов туркластера, построенных на частные деньги, является так называемый «Доходный дом» - по аналогии с подобными предприятиями купеческих времен. Возводить здание начали осенью 2015-го года, скоро его сдадут в эксплуатацию. Часть квартир, по словам владельца, будут проданы, а около 50 планируют сдавать. Инвестировано в проект, по отчетам властей, было около 80 млн рублей.
При этом журналисты «НН» задаются вопросом: Можно ли считать это здание полноценным туристическим объектом. Мест для ночевки хоть и будет больше, но стал ли город привлекательнее для гостей от появления сдающихся в аренду квартир?
Один из по-настоящему туристических частных объектов туркластера - «Дом мёда», в создание которого инвестировано около 20 млн рублей. По словам директора группы медовых компаний Сергея Терентьева, власти также выступили поручителем по кредиту, а сейчас привлекают сюда экскурсионные группы и приезжих звезд.
«Город взял на себя наиболее сложную часть – это согласование по энергообеспечению, вода, канализация, газопровод – очень вопросы щепетильные в центре города. А мы уже сделали все остальное», - говорит Терентьев.
Крупнейшим объектом, построенным на частные деньги, в списке является торгово-офисный центр «Гулливер». И крупнейший он не только по размерам, но и по сумме вложений – они оцениваются как минимум в 1 млрд рублей. А это 50% всех частных вложений в туркластер.
Какое он отношение имеет к туризму и привлечению туристов, можно только догадываться. Предоставлялись ли владельцам ТОЦ какие-то льготы в связи с включением в туркластер, пока не ясно. Журналисты телеканала написали запрос в мэрию.
Зачем власти преувеличивают вклад бизнеса в развитие туркластера? Возможно, потому что работа с инвесторами и сумма привлеченных средств, по документам федерального правительства, это один из критериев для предоставления федеральных субсидий. Кстати, региональные власти отчитались в федеральный центр о 2 млрд 760 млн рублей.
Похожая ситуация и с туркластером «Золотые ворота» на въезде в Бийск. Сообщается, что частные инвестиции в него составили полмиллиарда рублей. Но пока здесь виден только пустырь. Вложения удалось найти, лишь изучив документы. Власти называют туристическим объектом автосалон, который сейчас выставлен на продажу из-за нерентабельности, а также находящийся в нескольких километрах от въезда в город торговый центр. И вновь журналисты «НН» задаются вопросом: Можно ли считать их объектами, созданными для привлечения туристов?
На фоне бийского туркластера даже ситуация в Барнауле уже не кажется столь вопиющей.
В результате получается, что основным и самым заметным инвестором выступает только государство. Все заметные проекты реализованы за счет налогоплательщиков: лестница в Нагорный парк, строящаяся набережная, пешеходная зона, мост через Барнаулку. И это без учета коммуникаций.
А частный капитал пока привлекающими туристов вложениями не отметился. Впрочем, впереди – реконструкция Сереброплавильного завода, главного памятника и объекта туркластера. Тогда, возможно, и поговорим об эффективности работы с инвесторами.