Барнаульский «Стройгаз» признан банкротом. Почему и о чём это говорит?

Одна из старейших и крупнейших строительных компаний Алтайского края — «СтройГАЗ» — признана банкротом после двух лет судов. «Политсибру» разбирался, почему это произошло и какие симптомы в экономике края это банкротство отражает.

Что произошло

Арбитражный суд Алтайского края вынес решение о банкротстве «СтройГАЗа» 14 июня 2018 года. Процедура конкурсного производства открыта до 20 июня 2019 года.

Впервые на банкротство «СтройГАЗа» подали в сентябре 2016 года. Тогда в арбитражный суд обратились три компании — сумма требований составляла 3,5 млн рублей. Признавать строительную компанию банкротом суд долго не соглашался, и только спустя почти два года решение было вынесено.

Сейчас «СтройГАЗ» имеет долгов на 2,724 млрд рублей — такова общая сумма требований компаний и людей, считающих «СтройГАЗ» своим должником. Исполнительных производств же в отношении компании — то есть, уже вынесенных решений о взыскании денег — имеется на сумму более чем 957 млн рублей.

По итогам 2016 года, когда о проблемах «СтройГАЗа» стало широко известно, компания показала убыток в 670 млн рублей. Далее ситуация только усугублялась. Убыток в 2017 составил 203 млн, в 1 квартале 2018 — 135 млн рублей.


Один из проблемных домов «СтройГАЗа» был сдан в феврале 2018 года. Фото — архив компании

Значимая структура

Ситуация с финансовым благополучием частной компании не получила бы такой огласки, если бы не ряд факторов.

Во-первых, «СтройГАЗ» — правопреемник одного из старейших и знаковых строительных предприятий Алтайского края. Оно переехало в регион для строительства оборонных заводов, которые эвакуировали в Барнаул в 1941-1942 годах. «СтройГАЗ» возводил, помимо заводов, знаменитый барнаульский дом под шпилем, краевой драмтеатр, дворец спорта, мемориал Славы, бассейн «Обь» и другие знаковые объекты.

Во-вторых, как минимум последние пять лет «СтройГАЗ» был главным подрядчиком властей Алтайского края. Он строил ледовую арену «Алтай» в Барнауле и школу гребли имени Костенко, жильё в Барнауле для работников ФСБ, достраивал новое здание мэрии краевой столицы. «СтройГАЗ» изначально работал над государственным художественным музеем на площади Октября и др. Это не считая собственных объектов — жилых домов.

В связи с этим, остановка предприятия дала начало появлению в регионе долгостроев вроде худмузея, жилого дома на Антона Петрова и других.


Дом под шпилем. Фото Олега Укладова

Читайте также: Творческое наследие: кто и когда достроит краевой художественный музей?

Губительные контракты

Почему же с такой крупной компанией случился кризис, оказавшийся в итоге губительным?

Опрошенные «Политсибру» представители строительной отрасли Алтайского края сходятся во мнении: «СтройГАЗ» перегрузили государственным заказом.

— Особенность госзаказа в том, что там довольно специфическая система оплаты работы поставщиков, — говорит бывший исполнительный директор Союза строителей Алтайского края Игорь Перемазов. — Стоимость контрактов велика, и часть работ подрядчику приходится авансировать из своего кармана. А больших оборотных средств стройкомпании у нас не имеют.

Читайте также: Почему в Алтайском крае провалили программу «Жилье для российской семьи»?

«СтройГАЗ», по данным базы «СПАРК», получил с 2013 года госконтрактов почти на 4,5 млрд рублей. Но роковыми стали лишь несколько, рассказал «Политсибру» бывший гендиректор, а после заместитель руководителя «СтройГАЗа» Всеволод Кондратьев. Он и совладелец компании Евгений Ледин лично признаны банкротами, так как выступали поручителями по кредитам, которые брало предприятие. На Кондратьеве «висит» долг в 152 млн, на Ледине — столько же.

— На определённом этапе у «СтройГАЗа» появилось достаточно большое количество госконтрактов, в частности, по строительству для особых экономических зон «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина» в Республике Алтай, — говорит Кондратьев. — Из-за них мы получили убыток более чем в 200 млн рублей.

В 2014 году «СтройГАЗ» должен был сдать для ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» производственно-эксплуатационную базу. Работы в срок выполнены не были, и ОЭЗ подала в суд на компанию иск о взыскании более 370 млн рублей.


Бирюзовая Катунь. Фото: altairegion22.ru

Предприятию приходилось брать кредиты, чтобы пополнить оборотные средства. Как поясняет «Политсибру» Всеволод Кондратьев, ставка по займам во время кризиса [2014 года] выросла с 12 до 24% годовых.

Таким образом, фактически погубил «СтройГАЗ» статус главного господрядчика Алтайского края.

Последствия

Сейчас главным господрядчиком Алтайского края вместо разорившегося «СтройГАЗа» стал «Селф». В его «портфеле» перинатальный центр «ДАР», художественный музей, театр кукол «Сказка», две школы, противотуберкулёзный диспансер — не считая собственных объектов. С 2014 года компания получила контрактов более чем на 7 млрд рублей.

Как рассказали «Политсибру» источники в строительной сфере, у «Селфа» уже есть большой объёма долгов. Пока они, впрочем, не отражены в конкретных судебных исках.

Новому руководству Алтайского края предстоит решить проблему, как обеспечить строительство социальных объектов в регионе, и какую экономическую стратегию для этого избрать. Избранный глава региона фактически окажется на выжженном строительном поле: главный господрядчик может не справиться с объёмами, а другие компании не хотят связываться с госзаказом.

Василий Морозов

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей