Творческое наследие: кто и когда достроит краевой художественный музей?

Подрядчик строительства Государственного художественного музея Алтайского, постоянный партнер правительства региона компания «Селф» отказалась от исполнения контракта. Проект здания вновь переделывается, цена строительства растет, несущие конструкции разрушаются. Сейчас культурный долгострой вновь в ожидании работ, а жители края ждут музей, который должны были открыть в 2015 году. «Политсибру» разбирался в проблеме.

Без подрядчика

После того, как в конце 2016 года правительство края расторгло контракт на строительство художественного музея с терпящим кризис «СтройГазом», новый подрядчик появился довольно быстро. Весной 2017 года им стал «Селф» — ещё один партнёр правительства региона по возведению крупных объектов. Других претендентов на контракт в 122 млн рублей до конкурса не допустили, хотя некоторые из них и жаловались на неправомерность этого.

Читайте также: Художественного музея Алтайскому краю еще два года ждать

«Селф» пробыл подрядчиком лишь около года. В конце апреля 2018 года компания  направила уведомление об отказе от государственного контракта, информация об этом опубликована на сайте Госзакупок. В начале мая контракт был расторгнут. Компания в письме также требует оплатить ей понесённые затраты на исполнение контракта в размере 760 тысяч рублей.

Почему это произошло? Из-за чего постоянный партнёр краевых властей в государственных стройках вдруг передумал сотрудничать?


Рендер внутреннего двора художественного музея

Проект требует доработки

Подрядчик мотивировал решение тем, что проектно-сметная документация оказалась непригодна для выполнения работ по объекту, говорится в письме компании краевому «Единому стройзаказчику» (есть у «Политсибру»).

Более того, выяснилось, что строящееся здание уже начало разрушаться.

— Производство строительных работ приостановлено в связи с возникшей угрозой обрушения конструкций, так как требуется проведение противоаварийных мероприятий, — пишет «Селф».

Прокомментировать «Политсибру» причины отказа гендиректор «Селфа» Нодар Шония отказался, сообщив лишь, что действовал в рамках закона.

Источник в строительной отрасли рассказал «Политсибру», что «Селф» фактически мог отказаться контракта не по тем причинам, которые обозначены в письме. Одной из реальных причин могла стать «плохая» экономика проекта, не позволяющая заработать более крупную сумму.

Сейчас правительство Алтайского края будет искать нового — уже третьего по счету — подрядчика для строительства музея. Меж тем, как стало известно «Политсибру», именно из-за смены исполнителя и, как следствие, простоя стройки количество проблем с возведением значимого культурного объекта увеличилось.

Разрушения из-за простоя

В середине 2017 года стало понятно, что необходимо корректировать проектно-сметную документацию. Этим занялась архитектурная мастерская Евгения Тоскина. Как рассказал «Политсибру» сам Тоскин, из-за длительного простоя объекта, отсутствия отопления в нём здание начало местами разрушаться и деформироваться.

— Здание зимовало, было не закрытым, где-то произошло замачивание, бетон стал отслаиваться, — рассказывает Евгений Тоскин. — К тому же, возник прогиб балок на 1 этаже. Надо было закрывать здание и отапливать, но этого не делали. Любой строитель знает, что если стройка началась, то останавливать её нельзя, иначе могут быть самые разные последствия.

Повреждения устранить, говорит архитектор, не так сложно и затратно. Но была и другая причина, по которой проектно-сметную документацию (ПСД) оказалось необходимо корректировать. Пока здание ждало новых строителей, изменились некоторые нормы в части пожарной безопасности, и другие. Изменения уже внесены, и, по словам Евгения Тоскина, через несколько дней должно появиться заключение госэкспертизы ПСД. После этого можно будет начать поиск нового подрядчика и, когда его найдут, вновь начинать строить.


Сейчас краевой художественный музей располагается в этом здании

Затраты — к миллиарду

Таким образом, из-за простоя стройки бюджету пришлось выделять дополнительные деньги и на устранение повреждений, и на сам проект. Как рассказал источник в архитектурной среде, скорее всего, стоимость строительства ГХМАК будет больше изначально обозначенной. Возникла необходимость переработки проекта сетей, кроме того, руководство музея высказало проектировщикам дополнительные пожелания. Если прибавить и подорожавшее из-за валютных скачков оборудование, то в целом сумма приблизится к 1 млрд рублей.

Изначально общая стоимость работ по строительству Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК) составляла около 850 млн рублей. Сейчас вложено уже более 400 млн. Ещё 160 должны были выделить в 2018 году.

Срок сдачи музея теперь конкретно не обозначается. В декабре 2017 года директор «Единого стройзаказчика» Александр Котельников предполагал, что ГХМАК откроется в 2020 году.

«Политсибру» написал запрос в краевое управление по культуре с вопросами об официальных причинах переделки ПСД, а также имеющейся информации о строительстве музея.

Имижевые потери

Для нового руководства региона вопрос завершения строительства ГХМАК может стать одним из принципиальных. Недостроенное здание в центре Барнаула стало практически памятником проблем в культурной и строительной политике региона, и разрешение ситуации — хотя бы в виде конкретного плана — может принести немало политических очков Виктору Томенко.

Но сделать это будет непросто. «Селф», как и ранее «Стройгаз», были партнёрами руководства Алтайского края. По мнению источников «Политсибру», их связывали, в том числе, и неформальные отношения. Сейчас же единственный оставшийся на плаву «Селф» пока займёт настороженную позицию к господрядам.

Это уже косвенно стало ясно по иску к минздраву Алтайского края из-за недоплаты по строительству перинатального центра «ДАР». Ранее Нодар Шония с правительством не конфликтовал.

Других же застройщиков, способных взять на себя не самый выгодный контракт, в Алтайском крае не осталось, считает источник в строительной сфере. «Поляна зачищена», говорит собеседник.

Новому руководству региона придётся поломать голову, как реализовывать крупные госпроекты: либо искать нового близкого к правительству края постоянного подрядчика, либо каждый раз выбирать исполнителя на открытом, конкурентном рынке.

Василий Морозов

Читать tolknews.ru в

Лента новостей