Решения властей 2020 и предыдущих годов приведут к тому, что население и бизнес станут платить больше налогов, а цены снова вырастут
За ковидными страстями сравнительно слабый отклик со стороны измученного населения получили решения власти, которые медленно, но верно увеличивают налоговую и другую финансовую нагрузку на жителей и бизнес. Нормы, принятые в 2020 году, а некоторые и раньше, совершенно точно заставят население и предприятия в 2021 году тратить больше.
1. Налог на доходы с вкладов свыше 1 млн рублей
Его ввели весной 2020 года. Платить 13% с дохода от вкладов от 1 млн будут все, кроме владельцев эскроу-счетов и депозитов со ставкой менее 1%.
13% будут браться не с полной суммы насчитанных процентов, а с разницы между нею и произведением 1 млн рублей и ключевой ставкой ЦБ (так называемым необлагаемым доходом).
Например, человек в январе положит в банк 1,5 млн рублей под 5,8% годовых. Его доход с вклада – насчитанные проценты – за год составит 87 тысяч. Произведение 1 млн и ключевой ставки (предположим, что она сохранится, как сейчас, – 4,25%) составляет 42,5 тысячи. 13% насчитают на разницу между этими двумя величинами: (87 тысяч — 42,5 тысячи) х 13% = 5 785 рублей.
Собственно, закон коснется даже тех, у кого вклад будет и меньше 1 млн рублей, но проценты с которого превысят тот самый необлагаемый доход.
Прогнозно новый закон коснется тысяч граждан Алтайского края. У них есть сбережения на жилье, автомобили, обучение детей и т. д. Хотя многие в условиях кризиса потратили накопленное в текущем году – участники рынка зафиксировали огромный спрос на квартиры и машины.
В следующем году гражданам только начнут этот налог начислять, платить его нужно будет до 1 декабря 2022 года (по типу налога на имущество физлиц). Однако налоговая база будет учитываться именно на 2021 год.
2. Увеличенный налог на доход свыше 5 млн рублей
Все, чей доход превышает почти 417 тысяч рублей в месяц, будут платить подоходный налог не 13%, а 15%.
Как сообщала "Алтайская правда" со ссылкой на главного налоговика края Юрия Куриленко, в регионе около 460 человек в прошлом году получали такой доход. В основном — как дивиденты в своих компаниях.
Если эта цифра сохранится, то в крае смогут дополнительно собрать около 250 млн рублей. Их перечислят в федеральную казну — деньги, как сообщалось, будут направляться целевым образом на лечение детей с тяжелыми редкими заболеваниями.
Казалось бы — что такое 460 богатых человек, которым и заплатить-то больше за год нужно будет от 8,3 тысяч рублей. В масштабах их доходов — мелочь.
Однако здесь важно другое — прецедент. С 2001 года, когда утвердили современный Налоговый кодекс, ставка НДФЛ оставалась неизменной — 13% для всех. Кто только не требовал пересмотреть этот подход — отказаться от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной: чем выше доход, тем выше налог. Тем более в истории СССР и России после 1992 года почти всегда так и было. Но правительство и президент твердо стояли на своем.
Сейчас Налоговый кодекс становится все более подвижным: НДС повысили с 18 до 20%, теперь и НДФЛ перестал быть незыблемым. Да и 5 млн сегодня и через условно пять лет — вещи могут оказаться совершенно разные. К тому же и пороговая сумма теоретически тоже может оказаться "подвижной".
Оба налоговых решения приняты в период, когда правительством России руководит бывший налоговик Михаил Мишустин.
3. Налог на недвижимость
Решение о порядке его исчисления приняли давно. На федеральном уровне несколько лет назад, в Алтайском крае тянули до последнего. Но и в нашем регионе с января 2021 году его теперь будут начислять совсем иначе. Раньше в основе лежала так называемая инвентаризационная стоимость недвижимости (ее устанавливали последний раз в 2012 году), а теперь будет — кадастровая, приближенная к рыночной.
Опуская арифметические подробности, это значит, что для жителей городов, особенно владельцев нестарого, хорошо расположенного жилья налог вырастет заметно, а для собственников сельских домиков в глубинке может вообще обнулиться.
Но в целом большая часть хозяев квартир, домов, дач, гаражей и прочего имущества прогнозно будет платить больше. Правда, не сразу. Будет действовать переходный период, чтобы обойтись без шоковой "терапии".
Первые квитанции придут в 2022 году — за 2021-ый.
4. Отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД)
Это решение тоже было принято не в 2020 году. Но именно весь этот год самые различные бизнес-объединения из разных регионов страны пачками слали обращения в правительство и Госдуму с просьбами отложить это решение и до последнего надеялись, что к ним прислушаются.
Почему отмена "вмененки" касается не только тех примерно 37 тысяч ИП и организаций, которые работали на этом налоге, но и всех остальных? Это был самый "дешевый" для малого бизнеса налог. На нем все еще "сидят" многие продавцы одежды, обуви, его используют заведения общепита — кофейни, рестораны, кафе и т. д. Небольшие производители продуктов, кондитерки, выпечки — тоже здесь.
Многие из них вынуждены будут перейти на такие налоговые режимы, которые увеличат налоговую нагрузку на них в разы.
И крупных причин этому две. Первая — те, кто торгует маркированным товаром, не могут перейти на более щадящие варианты налогообложения вроде патента. Это запрещено законом. А это, например, продавцы обуви, мехов, ювелирных изделий, а с 1 января — и одежды, текстиля.
Вторая — тот факт, что Алтайский край не пошел по пути некоторых регионов, в том числе сибирских, и не стал снижать процентные ставки по упрощенной системе (УСН), на которую и придется перейти многим экс-"вмененщикам". Хотя мог.
В нашем регионе по "упрощенке" придется платить максимально возможные 6% с оборота или 15% с разницы между доходами и расходами. В некоторых регионах первую ставку снизили, например, до 1%. Наш бизнес тоже обращался с такими просьбами к власти, но поддержки не получил.
Для некоторых небольших бизнесов это чревато кратным ростом платежей в казну. И все дополнительные затраты они включат, разумеется, в цену товара.
Некоторые продавцы одежды, например, думают о том, чтобы отказаться от терминалов, за операции на котором они тоже отчисляют банкам 2-4% с оборота. Вкупе с УСН терминалы становятся непозволительной роскошью. А это — снова неудобство для покупателя.
5. Маркировка
Пока она касалась только товаров не самого массового интереса вроде шуб, шин и ювелирных изделий, мало кто понимал, насколько маркировка может быть "влиятельна". Большинство жителей России смогли ее прочувствовать в полной мере, когда летом этого года ввели маркировку лекарств.
Наложившись на ажиотаж и сверхвысокий спрос из-за ковида, введение маркировки привело к дефициту противовирусных препаратов и антибиотиков в аптеках. Система оказалась технически не готова к таким вызовам и попросту не "пускала" в продажу даже имеющиеся в наличии лекарства.
В следующем году уже точно введут маркировку одежды и текстиля. Выше уже сказано, какие ограничения и допнагрузки из-за этого возникнут. В планах — молочная продукция. Для производителей это многомиллионные инвестиции в оборудование, которые они тоже включат в цену товара.
6. Возвращение налога на движимое имущество
О такой возможности заговорили в этом году. Этот налог отменили буквально пару лет назад. Движимое имущество — это в основном оборудование предприятий. Раньше посчитали, что налог не позволяет производственникам инвестировать в модернизацию. Теперь говорят, что отмена ничего не дала в смысле переоснащения, зато лишила регионы миллиардов доходов.
Возвращать или нет, власти должны определить к весне. И есть все предпосылки для положительного решения, пишет pravo.ru.
И снова — предприятия все допрасходы включат в себестоимость продукции.
7. Льготная ипотека
Она стартовала в апреле 2020 года и в этом же году приняли решение продлить ее действие для лета 2021 года. Казалось бы, это огромное благо — жилье станет доступнее. И тезис о "вредном" влиянии льготной ипотеки не состоятелен. Но.
Наложившись на всегда возникающий повышенный спрос в кризисное время, когда люди стараются инвестировать накопления, льготная ипотека привела к ажиотажному спросу на жилье, что взвинтило цены на него на 10-15%. Ставка по ипотеке сократилась за год (октябрь 2020 к октябрю 2019) значительно меньше — на 3%.
Что мы итоге получили по факту на рынке жилья? Большой дефицит при выборе жилья — нового или вторичного. Значительный рост цен на него — пройдены несколько психологических отметок, и 50-70 тысяч рублей за "квадрат" в новом жилье сейчас — уже почти норма. Те, кто хотел купить жилье без кредитов и накапливал нужную сумму, могут забыть об этом. Стало ли жилье доступнее? Вопрос.
Чуть ли не единственным исключением на этом фоне выглядит новость о том, что, согласно решению управления края по тарифам, в следующем году не вырастет цена за тепло в Барнауле, а даже чуть упадет из расчета за гигакалорию. Ранее с 1 июля стоимость тепла для горожан традиционно повышалась.