Фотографируй и не жалуйся: какие новые правила появились в торговле с 1 января

Редактор, Общество, 7:28, 20.01.2021
Фотографируй и не жалуйся: какие новые правила появились в торговле с 1 января Фото: Анна Меньшикова

Согласно новым правилам, теперь в магазинах можно беспрепятственно снимать нарушения и "просрочку", а пожаловаться больше не удастся: книги жалоб и предложений отменили

В розничной торговле с 1 января появилось несколько важных нововведений. Так, теперь покупателям никто не сможет запретить снимать нарушения и фотографировать товар, а жалобной книги больше не будет. Соответствующие правила утвердило постановление правительства РФ  от 31 декабря 2020 года. Правила опубликовал Роспотребнадзор. О том, как нововведения повлияют на потребителей, "Толку" рассказал юрист Роман Виноградов.

Фотографировать можно

Теперь, согласно правилам, любой потребитель вправе сфотографировать или снять на видео те нарушения, с которыми он столкнулся в торговой точке. Также можно просто  сфотографировать товар. По словам Романа Виноградова, особо нового тут ничего нет: и раньше в любых общественных местах, кроме режимных объектов, можно было записывать видео и делать фото.

"Если раньше это правило следовало из нескольких нормативных актов, теперь это прописали более четко и конкретно. Всегда можно было снимать в магазине товары, ценники, просрочку и так далее. Возможно, теперь в отношении этого будет введена какая-то административная ответственность, если, например, удастся зафиксировать тот факт, что потребителю не дают воспользоваться правом на получение информации", – прокомментировал юрист.

Посылка в добрые руки

Дорогая моя жизнь: на что выросли цены в 2020 году в Алтайском крае

Дорогая моя жизнь: на что выросли цены в 2020 году в Алтайском крае

Цены начали разгоняться уже весной, а осенью они перешли в галоп. Да такой, что продажи по некоторым позициям начали резко падать

Товар, приобретенный дистанционно, согласно новым правилам, передается потребителю по указанному им адресу. При этом если его самого по адресу нет, товар передадут любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа. То есть получить товар может кто угодно, у кого есть код или номер посылки. Раньше для этого требовалось предъявить доверенность или иной документ. Хотя, по словам Виноградова, прямого запрета на это не было – это были внутренние правила магазинов.

"Если исходить из общих положений гражданского законодательства, тот, с кем заключен договор, и является получателем. Соответственно, магазин правомерно не выдавал товары другим лицам. Но если исходить из практики, непредоплаченные заказы выдавались всегда по коду, документы никто не требовал", – объяснил юрист.

В правилах говорится о доставке на указанный адрес. Но не факт, что потребитель укажет свой домашний адрес. Он может, например, указать адрес пункта доставки, офиса и т. д. И технически получается, если толковать этот пункт буквально, любое лицо, предъявившее номер заказа, сможет его получить, говорит Виноградов.

Как вернуть деньги за товар

В правилах четко прописали, что расходы на возврат суммы, уплаченной потребителем, несет продавец. Это значит, что потребителя не касается, что магазин теряет из-за возвратов определенный процент.

"Бывают ситуации, когда, например, оплатил товар картой, а он не подошел. Приходишь возвращать, и продавцы говорят, что вернуть деньги обратно могут только тем же путем, каким была произведена оплата, на ту же карту и никак иначе.  Формально ничего не мешает продавцу взять эти деньги из кассы и тут же вернуть потребителю. Дело в том, что при возврате на ту же карту банк возвращает продавцу комиссию, которую он заплатил за торговый эквайринг", – рассказал юрист.

Вернуть деньги наличными можно было и раньше, но сейчас это четко прописали, подчеркнул юрист.

Без жалобной книги

Из новых правил убрали обязанность магазина иметь в свободном для потребителя доступе книгу жалоб и предложений. Отказ от нее обосновали тем, что отзыв о работе магазина можно оставить в соцсетях и цифровых сервисах.

По словам юриста, на потребителей это тоже вряд ли как-то повлияет.

"Во многих магазинах книги жалоб и предложений пользовались спросом и действительно были заполнены замечаниями покупателей. Но нужны они в первую очередь были для проверок. То, что их отменили, для предпринимателей, конечно, плюс. С точки зрения потребителя это тоже довольно бесполезная вещь", – прокомментировал Виноградов.

Что еще появилось нового

Как тотальная маркировка может ударить по алтайскому бизнесу и покупателям

Как тотальная маркировка может ударить по алтайскому бизнесу и покупателям

Вместо 12 одинаковых пар домашних тапочек - 90. Меньшими партиями промаркированную обувь крупные оптовики теперь не отдают. А продавать ее, возможно, придется не один год

  • В правилах теперь есть  прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований.
  • Автовладельцы могут потребовать на автозаправках документ о качестве топлива, в котором должно быть указано наименование изготовителя, нефтебазы и ее фактического адреса, с которого было отгружено топливо на атозаправку.
  • Новые правила допускают, что расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель. Из текста документа следует, что договор может устанавливать ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара продавцу. При этом, как и прежде,  возврат некачественного товара всегда ложится на плечи продавца.

Лента новостей