Приближение выборов заметно оживило дискуссию по в общем-то не новым вопросам
На сессии парламента Алтайского края 18 июня депутаты-эсеры, подобно своим дореволюционным тезкам, устроили настоящий «взрыв». В качестве горючей смеси выступили законопроекты, а жертвами (и соучастниками) стали депутаты, решившие ее обсудить. Дискуссию по двум законопроектам, выдвинутым партией, сопровождала достаточно редкая для АКЗС степень эмоционального накала. И это несмотря на то, что обе темы для повестки социал-демократов, да и для их оппонентов, были, в общем-то, уже привычными.
Раунд первый. Все за выборы
Лидер фракции СР в краевом парламенте Александр Молотов выступил с презентацией законопроекта о возвращении прямых выборов глав муниципальных образований в регионе. Он традиционно завел речь о том, как же замечательно заживут жители края, стоит только вернуть голосование за мэров, глав районов и иных образований.
«Всенародное избрание глав муниципальных образований всецело будет отвечать природе и сущности местного самоуправления как уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению, обеспечит больший уровень легитимности и поддержку их деятельности жителями», – пояснил Молотов.
И тут, конечно же, не было ничего нового: возвращение прямых выборов в Алтайском крае для СР уже давно стало святым Граалем, которого они вроде как страстно желают и о котором регулярно напоминают всей политической общественности. Да и другие оппозиционеры социал-демократов в этом обычно поддерживают. Но в этот раз все пошло не совсем по плану, и помимо одобрения, эсерам пришлось принять на себя целую обойму острот от разных политических лагерей.
Лидер алтайских коммунистов Мария Прусакова припомнила Молотову голосование эсеров в бийской гордуме. Там, по словам Прусаковой, однопартийцы самого конструктивного из оппозиционеров проголосовали как раз таки против возвращения прямых выборов. Как, кстати, и «Единая Россия».
Молотов, разумеется, замечание попытался отбить, однако и после его ответа понятнее такое «расхождение» во мнениях между эсерами краевыми и «наукоградским» не стало. Депутат заявил, что СР всегда руководствуется мнением жителей Алтайского края. И именно поэтому выдвигает законопроект о прямых выборах сейчас, когда, вроде как есть запрос среди населения. В Бийске, судя по такому ответу Молотова, запроса у населения не было.
Зампред комитета АКЗС по местному самоуправлению Иван Мордовин прокатился по прямым выборам с самых разных сторон. Муниципалитеты, дескать, ни разу не обращались в парламент с инициативой об их возвращении. Да и в других регионах нашей необъятной выборы не в почете. Но последним гвоздем в крышку гроба народного голосования забили совсем другое. Дескать, на главах городов и районов лежат, в том числе, и государственные полномочия. А значит, их ответственность столь велика, что выбирать их население не должно ни в коем случае. Этот довод особенно понравился Марии Прусаковой.
«Видимо, у губернатора и президента уровень ответственности не столь высокий, как у глав муниципалитетов, поэтому их избирают люди», – указала Прусакова на противоречия в высказываниях Мордовина.
Экс-эсер Владислав Вакаев поддержал бывших однопартийцев. По его мнению, выборность главы имеет психологическое значение: всенародные выборы позволяют городу получить настоящего лидера, который «сможет влиять на поведение горожан». Впрочем, перспективы законопроекта Вакаев оценил пессимистично, заявив, что понимает: закон все равно «завернут».
Владимир Семенов отметил, что его фракция ЛДПР законопроект поддержит. Но без шпильки в адрес эсеров все равно не обошлось.
«Мы понимаем, почему законопроект внесен именно сейчас. Наверное, объединение (авторов законопроекта – прим.ред.) правильнее было бы сейчас назвать «Справедливая Россия – За правду – На выборы», – саркастически заметил Семенов.
Весьма неожиданно решил напомнить о себе и включиться в дискуссию и коммунист-«раскольник» Максим Талдыкин. Его выступление было достаточно длинным, но свести его можно к одной очень простой мысли: либо будут выборы (и прямая демократия), либо будет демократия, но другая: с помощью остро заточенных сельскохозяйственных инструментов.
Наконец, социал-демократическая казачка Евгения Боровикова закрыла дискуссию, отметив, что общается с огромным количеством людей, и вопреки словам Мордовина, они практически единогласно сообщают: выборы все же нужны.
Раунд второй: война из-за детей войны
Впрочем, как оказалось, обсуждение выборов – это только «цветочки». Внесенная эсерами идея введения регулярных выплат для «детей войны» вызвала настоящую бурю.
Молотов озвучил общую концепцию, а самое главное – назвал, сколько денег нужно, чтобы платить детям войны ежегодно (а не только к юбилею победы в ВОВ) по две тысячи рублей. В регионе сейчас 113 тысяч граждан, относящихся к этой категории, а годовая сумма платежей составила 227 миллионов рублей. И похоже, что эта цифра затронула в душах других парламентариев некие потаенные струны.
Руководитель комитета АКЗС по соцполитике Татьяна Ильюченко заявила: новым выплатам не бывать. А ее «ведомство» воздержится от голосования по этой инициативе, потому что этот вопрос должен решаться на федеральным уровне.
Коллега Ильюченко по фракции, депутат от ЕР Ирина Солнцева свое в поддержку коллеги отметила, что депутаты, разумеется, уважают детей войны. Но эта мера поддержки, по словам Солнцевой, зависит от финансовых возможностей региона. Которые, понятное дело, весьма ограниченны.
«Принятие дополнительных финансовых обязательства в будущем можем повлечь снижение уровня дотационной обеспеченности», – заявила Солнцева.
Кроме того, по словам Солнцевой, усугубляет ситуацию пандемия и то, что в связи с ней могут возникнуть новые статьи расходов бюджета, а также риск срыва краевой инвестиционной программы (из-за скачка цен на стройматериалы). В общем, кругом одни убытки.
Мария Прусакова продолжила раздавать остальным парламентариям на орехи. Похоже, что в ее намерениях было стахановское перевыполнение плана по остротам.
«Татьяна Викторовна правильно сказала: как социальный комитет мы «за». Но хочется продолжить: как члены «Единой России» мы против», – досталось от коммунистки уже Татьяне Ильюченко.
Василий Железовский неожиданно решил выступить отчасти в пику главе фракции, в которой состоит, и заявил, мол, вместо адресной поддержки все-таки нужны какие-то более глобальные меры. Потому что в будущем появятся и новые группы людей, нуждающихся в помощи, например, «дети 90-х».
А другой депутат от СР, Людмила Суслова, отметила, что 227 миллионов – копейки для краевого бюджета, и в прошлом, юбилейном году деньги для детей войны в бюджете нашлись. Если же закон о выплатах не принять сейчас, то к следующему юбилею они уже будут не нужны: людей этой категории уже почти не останется в живых.
Но настоящий накал дискуссия обрела во время выступления единоросса Александра Траутвейна. Он почти ни слова не сказал о детях войны, но и прокатился по фундаментальным столпам программы эсеров, а именно, по безусловному базовому доходу, а заодно обвинил их в желании набрать очков перед выборами:
«Я посмотрел инициативу справедливороссов в Госдуме. Они предложили доход по 10 тысяч каждому гражданину. Это 17 триллионов рублей в год, сумма, сопоставимая с федеральным бюджетом. А какой подход у них насчет того, где деньги найти? Абсолютно шариковский. Взять и поделить, отобрать у нефтянников, у «Газпрома», повысить налоги и так далее», – ужаснулся Траутвейн.
Он также отметил, что СР стоит «определиться с социал-демократией». Партия, мол, предлагает одновременно уменьшить налоги для малого бизнеса и крестьянских подворий, и при этом выплачивать больше социальных пособий. Одно, конечно же, другому мешает. Посреди этого замечания в зале раздались робкие аплодисменты, которые депутату явно не понравились.
Выступление Траутвейна, разумеется, не могло пройти незамеченным со стороны Молотова. Эсеры, по словам главы фракции, регулярно выступают со всеми обсуждаемыми инициативами. А затем Молотов и вовсе обратился к классическом приему «а у вас негров линчуют».
«Почему ко мне приходят обращения из Косихинского района, что там нет воды? Почему мне, а не депутату из Косихинского района? Может быть, с себя надо начать?» – почти прямым текстом обратился к Траутвейну эсер.
К слову, уже в самом конце сессии единоросс Молотову тоже ответил: да, проблема с водой на одной из улиц в Косихе была, а причиной стала промерзшая почва. Однако к Траутвейну пострадавшие все-таки обратились, просто сделали это лично. И решил проблему именно он, вместе с коллегой по фракции Вадимом Смагиным, а не эсеры. Для этого пришлось нанять дорогостоящую технику и сделать полностью новый водопровод.
После выступления единоросса в рамках вопроса о выплатах детям войны, в котором он разгромил идейную платформу СР, в зале началось нешуточное оживление и шум. Остановить их удалось лишь спикеру парламента Александру Романенко.
Последнее слово в дискуссии вновь взял Владислав Вакаев, который призвал вернуться к рассмотрению вопроса о выплатах для детей войны в более спокойной атмосфере, то есть после выборов. До которых осталось осталось больше двух месяцев, и как минимум одна сессия, которая наверняка будет еще более напряженной.