Слово о спирте. Насколько остро в России и Алтайском крае стоит проблема контрафактного алкоголя

Бочки
Бочки Фото: pexels.com

Государство борется с «паленкой» давно, но победить пока еще не может

На днях в Алтайском крае развернулась жуткая и в чем-то очень российская история: массовое отравление контрафактным алкоголем. Хотя сегодня такие случаи – скорее редкость. Но полностью победить «паленку» и ее аналоги государству пока еще не удалось. Корреспондент «Политсибру» подготовил небольшой обзор ситуации с «псевдозеленым» змием и методами борьбы с ним в регионе и стране.

Фальсификация водки выявляется зачастую при внешнем осмотре бутылки

Алтайская трагедия

Несколько жителей Алтайского края отравились неизвестным алкогольным напитком. Двое барнаульцев и женщина из Усть-Калманского района – с летальным исходом.

Неофициальные источники говорят о значительно большем числе смертей: плюс еще два человека в Бобровке и один в Барнауле. Они же уверяют: отравления были вызваны метиловым спиртом в составе знакомого многим жителям региона контрафактного коньяка из Казахстана. Партия смертельного напитка, вероятно, попала в край в начале июля.

Сейчас в произошедшем разбираются правоохранительные органы. И разумеется, уже есть соответствующее уголовное дело. Впрочем, кто же продал пострадавшим отраву, пока еще неизвестно.

Сухой закон и сухая статистика

Всего в России за 2020 год, как сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата, от причин «связанных с алкоголем», умерли 50,4 тысячи человек. В 2019-м таковых случаев было 47,4 тысячи. Но конкретно, что это за причины, не сообщается.

По данным Росалкогольрегулирования, с 2015 года в стране было ликвидировано 855 нелегальных производств алкоголя и изъято более 7 тысяч соответствующего оборудования. За январь-июнь 2021 года ведомство провело 2284 контрольных мероприятия и выявило 2124 нарушения. В общей сложности в нелегальном обороте выявили более 480 тысяч декалитров этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Кстати, водка в нелегальном обороте выделена отдельно и составила 14,7 тысяч декалитров. В стандартных «поллитрах» это 73,5 тысячи бутылок. В общем, все практически как в известной песне группы «Дюна»: то самое «море водки».

Дела местные

Разумеется, нелегальный алкоголь находит дорогу и в Алтайский край. Иногда он тут даже рождается. Например, в 2020 году в регионе изловили двоих барнаульцев, которые занимались производством того самого контрафакта. У них изъяли около 120 тысяч литров продукции на сумму свыше 97 млн рублей. Но особо интересной эту историю делает то, что незадачливые «бутлегеры» были родственникам. А точнее отцом и сыном. Поневоле вспоминается классическое стихотворение Роберта Стивенсона «Вересковый мед», многим известное в переводе Самуила Маршака.

А в 2021 году сотрудники алтайского УФСБ «накрыли» две партии контрафакта, которые в дальнейшем злоумышленники планировали продать через торговые точки. Одну партию обнаружили в Барнауле. Там было более 15 тысяч литров алкоголя без лицензии. В Рубцовске же сотрудники ФСБ задержали груз в 23 тонны этилового спирта.

Около 70% смертей трудоспособного возраста происходят из-за последствий употребления алкоголя

Кстати, данным на 2018 год, Алтайский край оказался среди сибирских регионов с наименьшей алкогольной смертностью. Тогда в регионе этот показатель насчитывал примерно два человека на 10 тысяч человек. При этом один житель Алтайского края покупал за 2018 год в среднем 5-10 литров алкоголя (не считая пива и слабоалкогольных коктейлей).

В 2019 году Алтайский край попадал в пятерку самых алкозависимых. Какие изменения в жизни региона на это повлияли, впрочем, судить не беремся.

Чудодейственные акцизы

Основным государственным оружием против поддельного «горючего» стала система ЕГАИС ( Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система). Этот механизм контроля внедрили еще в 2006 году. Причем разработали его не где-нибудь, а в центре «Атлас», подведомственном ФСБ, что только лишний раз показывает: проблема алкоголя критически значима для государственной безопасности.

В сущности, ЕГАИС это база данных об алкогольной продукции. Носителем информации является специальная акцизная марка, которая клеится на бутылку. В общем, в чем-то она является прообразом нашумевшей маркировки молочной продукции, которая также призвана защитить россиян от поддельной продукции.

И, разумеется, критика в адрес тоже есть, и звучит она примерно также. Это и вопрос издержек, связанных с акцизами, которые приходится разделить и покупателю, и сомнения в эффективности системы, и многие уже решенные вопросы, связанные с первыми годами ее существования.

И верно, далеко не факт, что ЕГАИС могла бы помешать отравлению, произошедшему в Алтайском крае. Особенно если подтвердится информация о «казахском коньяке». Напитки из этой области реализуются из под полы. И зачастую даже не в стекле, а в пластиковой таре. То есть закона и присутствия государства в этом торговом сегменте практически нет. Тут власть может только своевременно проверять, наказывать виновных, в общем осуществлять стандартный набор действий, аналогичный любой другой борьбе с продаже «запрещенки».

А вот сами жители остановить торговцев «канистровым» алкоголем вполне могут. Для этого нужно просто перестать его покупать. Что, впрочем, пока звучит довольно несбыточно.

Читать tolknews.ru в

Лента новостей