Алтайский край не выполнит всех обязательств, включённых в федеральную программу развития туризма до 2018 года. В туркластере «Белокуриха» не введено несколько объектов, среди которых и финансировавшиеся из госбюджета. Под вопросом попадание в новую программу, рассчитанную до 2025 года. Но, не реализовав прошлые грандиозные проекты, правительство края уже предлагает на федеральный уровень новые.
Как уже писал «Политсибру», в туркластере «Белокуриха», входящем в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в России на 2011-2018 годы», не готово 16 объектов. Об этом заявлял замруководителя Ростуризма Николай Королёв. И это, по словам федерального чиновника, может снизить шансы на попадание Алтайского края в новую ФЦП на 2019-2025 годы уже с другим туркластером — «Предгорья Алтая». Начальник управления Алтайского края по туризму Юрий Захаров заверил в ответ, что до конца года — за оставшиеся 7 месяцев — всё сделать успеют. Но, как стало известно «Политсибру», это маловероятно.
Большой проект
Под туркластером «Белокуриха» подразумевается не только сам город, но и кластер «Белокуриха-2». Именно на неё приходится самая крупная часть с точки зрения финансов и объёма работ — вода, канализация, газопровод, электричество. Этот проект представляет собой фактически ещё один город рядом с федеральным курортом, и предполагает строительство десятка гостиниц, санаториев, ресторанов и горнолыжных комплексов. Туркластер много лет подряд презентовали на федеральном уровне, чтобы получить финансирование. Деньги получили.
Но, как рассказал «Политсибру» источник в топ-менеджменте курортной компании Белокурихи, именно к готовности «Белокурихи-2» основные претензии Ростуризма. До сих пор не введены инфраструктурные объекты газопровод (2-я очередь), водопровод, канализация, и только лишь недавно в «Белокурихе-2» появилось электричество.
Пока «Белокуриха-2» состоит, в основном, из арт-проектов для фотографирования
«Замороженные» вложения
По газопроводу необходимые коммуникации проложены, но финального объекта инфраструктуры — газораспределительной станции — нет до сих пор. Аналогично по водоснабжению и водоотведению. Инвесторы «Белокурихи-2» не знают, почему так получилось, и когда всё же газ и вода будут запущены, правительство края не сообщает подробности. А из-за отсутствия коммунальных благ ресторан «Андреевская слобода» и другие объекты до сих пор не могут работать. Деньги вложены, но начинать «отбивать» затраты бизнес не может из-за нерешённых проблем с коммуникациями.
Разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию могут не успеть получить до конца 2018 года — то есть, до завершения действия ФЦП. Сыграло злую шутку то, что строительство инфраструктуры изначально перенеслось на более поздний срок. Возможно, говорит представитель курортной компании, сложилась ситуация, аналогичная с линиями электропередач. Тогда проект пришлось переделывать уже в процессе реализации.
Отметим, все работы по инфраструктуре были профинансированы из бюджетов: 1,812 млрд рублей из федерального, 391 млн из регионального и муниципального. Немалая часть из этих средств — около 750 млн рублей — ушло на дорогу-серпантин, но остальное — именно на ЛЭП-газ-воду. И пока инфраструктура не введена, бюджетные средства не могут считаться освоенными. Это очень серьёзная проблема, высказывает опасения белокурихинский инвестор.
Таким образом, фактически не работает и торжественно открытый и широко презентованный серпантин до «Белокурихи-2». Поскольку там не работают рестораны, нет гостиниц, то трасса пока остаётся дорогой в никуда. Получается, что развитие бизнеса в кластере — приток внебюджетных средств — тормозится из-за проколов по обязательствам краевого правительства.
Дорога-серпантин к «Белокурихе-2»
Малое вместо большого
По внебюджетным средствам туркластер «Белокуриха» недополучит довольно крупную сумму. Так, санаторий ОАО «РЖД», включённый в ФЦП 2011-2018 годов, предполагал вложения около 1 млрд рублей. Но начать реализовывать его обещают теперь только в 2019-2020 годах. То же и с конгресс-центром АО «Курорт Белокуриха». Изначально сдать его планировали в 2016 году. По информации «Политсибру», сдан он в 2018 году не будет, под вопросом даже открытие в 2019.
В итоге туркластер «Белокуриха» потерял как минимум два крупных инвестпроекта из заявленных в федеральную программу (около 1,5 млрд рублей в целом). По вложению внебюджетных средств, значит, обязательства правительства Алтайского края уже не будут выполнены. Но работали ли чиновники с инвесторами, чтобы реализовать проект в указанные сроки? Предлагали ли варианты решения? «Политсибру» выяснит.
Отметим, в целом, чисто количественно реализация туркластера «Белокуриха» выглядит приемлемо. Но не за счёт «якорных» объектов. Помогло включение в ФЦП мелких инвестпроектов. Как сообщается в документах «Ростуризма», было заявлено строительство магазинов «Аникс» и «Новэкс», автосервиса и других подобных. Они реализованы, обещанные АО «Курорт Белокуриха» рестораны и пивоварня тоже введены.
Обманутые ожидания?
Но эти небольшие магазины, автосервисы и рестораны не презентовались на многочисленных туристических выставках. Эксперты Ростуризма и Правительства РФ, рассматривая предложение Алтайского края ко включению в ФЦП, видели большой и красиво оформленный проект большого курортного кластера. Факт же расходится с планами.
Источник «Политсибру» в курортной сфере Белокурихи высказывает серьёзные опасения, что новый туркластер «Предгорья Алтая», который предлагается для ФЦП, эксперты «Ростуризма» могут и отклонить. В рамках «Предгорий» правительство Алтайского края рассчитывает привлечь из федерального бюджета около 3 млрд рублей на дорогу в районе «Белокурихи-2».
Впрочем, стоит ли замахиваться на новый крупный проект, если не удалось реализовать прежний? Не испортит ли это репутацию Алтайского края на федеральном уровне?