Как ранее сообщал «ПОЛИТСИБРУ», у 16 ЦРБ в Алтайском крае из-за долгов арестованы счета. По данным наших источников, к 12 декабря их число может возрасти до 27. Также сообщалось, что инициатором блокировки счетов является налоговая служба. За комментарием мы обратились в управление Федеральной налоговой службы по краю.
Начальник отдела урегулирования задолженности Галина Суханова пояснила, что статистика о взыскании задолженности на региональном уровне ведется общая, а не по видам деятельности налогоплательщиков, поэтому подтвердить вышеназванные цифры нельзя. При этом она отметила, что ей известно о таких проблемах у нескольких ЦРБ.
«У нас есть несколько районных больниц, которые имеют крупную задолженность по страховым взносам. Эта проблема озвучена, в том числе Минздравом, на совещаниях она обсуждалась», - рассказала специалист.
С 1 января 2017 года изменился администратор страховых взносов. Если раньше ими занимались внебюджетные фонды, то теперь эта функция перешла налоговой службе. И здесь есть нюансы.
«К процедуре взыскания налоговой задолженности налогоплательщики уже давно привыкли. А по страховым взносам изменившийся ритм оказался болезненным. Те же бюджетные учреждения привыкли к более долгой процедуре взыскания. Потому что у внебюджетных фондов существовал судебный порядок взыскания. В результате, от момента возникновения задолженности до момента блокировки счетов проходил значительный период времени. А в налоговом законодательстве уже давно существует внесудебный порядок взыскания долгов», - рассказала Суханова.
Но и существующий порядок, прописанный в налоговом кодексе, занимает значительное время. Процедура проходит в несколько этапов. С момента возникновения задолженности в течение трех месяцев направляется письменное требование к налогоплательщику о ее погашении. Если этого не произошло, в течение двух месяцев налоговая служба обязана принять решение о взыскании. Это решение подписывается руководителем и предъявляется к счетам в казначейство.
Есть временной период, предусмотренный уже нормативными документами, регулирующими деятельность казначейства, в течение которого еще можно погасить задолженность, то есть блокировка счетов происходит не в день поступления документов.
«Бюджетные организации работают в условиях заранее спланированного бюджета. Теоретически у них все должно быть заложено для повседневной деятельности, в том числе и уплата налогов. Мне сложно комментировать, почему этого не происходит. Какие причины у бюджетного учреждения не платить: недофинансирование или нецелевое использование», - задается вопросом специалист налоговой службы.
И здесь есть важный момент. В налоговом законодательстве предусмотрен механизм предоставления отсрочек и рассрочек, и одно из оснований для этого – недофинансирование бюджетного учреждения. Налогоплательщик должен обратиться с заявлением в налоговую службу и предоставить подтверждающие факт недофинансирования документы. Но, как отмечает Галина Суханова, таких обращений нет.
Мнение
Николай Якушев, депутат Алтайского краевого Заксобрания, зампредседателя комитета по здравоохранению и науке:
«Скорее всего, руководители медицинских учреждений не знают о возможности получения отсрочек и рассрочек. Не проинформированы. Либо налоговая не дорабатывает в этом вопросе. Если она сообщает свои претензии главному врачу о том, что они не заплатили налоги, и даже если в устной форме главврач говорит, что у него проблема, почему налоговая служба тут же не предлагает этот механизм?»