После перехода в собственность «Ростеха» «Уралвагонзавод» (УВЗ), получавший крупные госгарантии и субсидии, активно распространявший свои технологии в отрасли и до недавних пор очень лояльный к партнерам, теперь тотально отзывает и перезаключает на более жестких условиях лицензии на свою инновационную тележку. Самая острая ситуация сложилась с «Алтайвагоном», возможно, соглашение с ним придется расторгать через суд, сообщает «Коммерсантъ».
Тележка с повышенной осевой нагрузкой «Уралвагонзавода» - главный компонент вагона, подтверждение инновационности дает право на скидку на порожний пробег (сейчас есть у УВЗ, ОВК Александра Несиса и лицензиата УВЗ «Алтайвагона»). Также выпуск инновационных вагонов субсидируется государством. Сейчас наблюдается высокий спрос на такой парк в связи с ростом цен на уголь.
В настоящее время «Уралвагонзавод» направил уведомления всем партнерам о разрыве соглашений и их пересмотре на новых условиях.
Как сообщил заместитель гендиректора УВЗ по гражданской продукции Борис Мягков, прежнее руководство УВЗ предоставило лицензии разным партнерам на разных условиях.
«Некоторые могли производить продукцию, реализовывать ее, не уплачивать роялти и даже не предоставлять отчетов, сколько они вагонов выпустили и кому отгрузили»,— подчеркнул Мягков. Сейчас УВЗ, уточнил он, готовит новую лицензионную политику, в которой записаны равные условия лицензии для всех участников рынка.
Срок действия лицензий будет ограничен тремя годами, а размер роялти вырастет, чтобы УВЗ мог погасить за счет них все затраты на разработку тележек и испытания вагонов. Также партнеру придется указать, для какой продукции и как он собирается использовать тележку. Новые условия могут включать и централизованный сбыт, если речь идет об изготовлении по лицензии именно тележки, а не вагона на ее основе.
Самая острая ситуация сложилась с «Алтайвагоном». Соглашение между УВЗ и «Алтайвагоном» было заключено на десять лет еще в 2013 году. По словам Мягкова, оно предполагало большую отсрочку платежей в отсутствие какой-либо ответственности за выпуск некачественной продукции. Мягков признает, что для УВЗ это был «кабальный договор». Возможно, соглашение придется расторгать через суд, так как менять условия «Алтайвагон» не хочет.
Также «Уралвагонзавод» начал пересмотр лицензий на самую массовую на постсоветском пространстве тележку 23,5 тонны на ось - 18–100. В российском парке доля вагонов на этой тележке составляет 85%.
Фото Олега Укладова.