В распоряжении «ПОЛИТСИБРУ» оказался проект аналитической записки о целесообразности создания в Алтайском крае опорного вуза. Представители алтайских вузов исследовали проблему по заданию Совета ректоров и выявили как положительные эффекты, так и риски создания опорного вуза. Предлагаем документ вашему вниманию.
Справка
по итогам работы аналитической комиссии
Аналитической комиссией, сформированной из представителей научно-педагогической общественности организаций высшего образования в соответствии с поручением рабочей группы Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай от 15.03.2016, разработан перечень социально-экономических и образовательных показателей, которые необходимо учитывать при принятии решения о создании регионального опорного университета в регионе (приложение 1).
В результате проведенного аналитической комиссией анализа данных выявлены возможные положительные эффекты от создания опорного университета:
- дополнительные инвестиции федерального бюджета для реализации программы развития опорного вуза не менее 100 млн. рублей в год в течение трех лет (в соответствии с порядком создания опорного университета – до 200 млн.руб.);
- ожидаемое снижение учебной миграции выпускников общеобразовательных организаций Алтайского края и приток студентов из других регионов;
- создание условий для увеличения объема контрольных цифр приема (КЦП) по программам аспирантуры и магистратуры;
- увеличение в вузе доли работников, имеющих ученую степень, в возрасте до 39 лет;
- создание новых образовательных и научных программ на стыке междисциплинарных исследований.
Аналитическая комиссия отмечает возможность следующих рисков при создании в регионе опорного университета:
1. дополнительные расходы краевого бюджета на софинансирование программы развития опорного университета (до 40 млн.руб. в год) если не будет обеспечено необходимое софинансирование в объеме 20% физическими и юридическими лицами;
2. высвобождение в результате объединения вузов научно-педагогических работников трудоспособного возраста;
3. временное снижение показателей мониторинга эффективности деятельности опорного университета;
4. невыполнение опорным вузом отдельных критериальных показателей программы развития;
5. снижение объема КЦП по программам бакалавриата вследствие дублирования основных профессиональных образовательных программ.
Кроме того, аналитической комиссией отмечается, что создание опорного университета не окажет влияния на:
1. доступность высшего образования в регионе;
2. соответствие направлений подготовки в вузах отраслевой структуре экономики края;
3. удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием по отраслям экономики, профессиональным группам, типам поселения (город, село);
4. наличие заказа региона на научные исследования и результаты внедрения.
Приложение 1
Перечень показателей оценки последствий создания опорного университета
|
Наименование показателя |
I |
Социально-экономические показатели |
1 |
Возможный объем инвестиций из регионального бюджета на создание опорного вуза |
2 |
Объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию программы развития опорного вуза в Алтайском крае не менее 100 млн.руб. |
3 |
Соотношение количества вузов с численностью населения региона (в сравнении с регионами СФО и регионами, создавшими опорный вуз) |
4 |
Соответствие направлений подготовки в вузах отраслевой структуре экономики края |
5 |
Удовлетворение потребности края в кадрах с высшим образованием по отраслям экономики, профессиональным группам, типам поселения (город, село) |
6 |
Количество высвобождаемых в результате объединения вузов научно-педагогических работников, в т.ч. количество НПР, имеющих ученую степень |
7 |
Учебная миграция выпускников общеобразовательных организаций (доля выпускников школ, убывших из края для продолжения образования, от общего количества выпускников (в %) |
8 |
Выполнение показателей прохождения мониторинга эффективности вузов. |
9 |
Выполнение программы развития опорного вуза (риски невыполнения). |
II |
Показатели образовательной среды |
1 |
Количество дублируемых образовательных программ высшего образования в вузах |
2 |
Количество дублируемых программ повышения квалификации и переподготовки кадров по социальному заказу региона |
3 |
Контрольные цифры приема вузов по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры по годам |
4 |
Доля штатных научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и (или) доктора наук в возрасте до 39 лет, в общей численности основного (штатного) состава НПР |
5 |
Средний возраст основного штатного состава НПР |
6 |
Наличие заказа региона на научные исследования и результаты внедрения |
Фото sputnikstudenta.com
Читайте также: Александр Карлин высказался о создании опорного вуза в Алтайском крае