Расколы, "рейдерство", законы: чем запомнится уходящий созыв АКЗС
Текущий созыв краевого заксобрания завершил работу. За эти пять лет депутатами успели побыть не 68 изначально избранных человек, а 73, так как часть парламентариев теряли мандаты, а на их место приходили другие. Этот состав, который – уже ясно – обновится не менее чем на треть, запомнится рекордным числом принятых законов, расколами во фракциях, уголовными делами против депутатов, получением большего числа полномочий и яркими выступлениями.
Большая ротацияЗа все время работы парламента его покинули по разным причинам семь депутатов.
Первым – сразу после избрания – его покинул Валерий Елыкомов, который победил на одномандатном округе. Оказалось, что он вопреки самым смелым прогнозам прошел по списку в Госдуму. Его мандат через год получил Анатолий Вытоптов, победив на довыборах.
В 2019 году умер известнейший в крае фермер, депутат Александр Гуков. Его кресло в АКЗС занял директор Ключевского профессионального лицея Владимир Репкин.
Затем статуса депутатов лишились Андрей Волков и Ирина Теплова, в отношении которых вступили обвинительные приговоры судов по уголовным статьям. Волков отправился в колонию, Теплова получила условный срок. На довыборах по их округам победили соответственно Артем Шамков и Григорий Бахтин.
Бизнесмен Валерий Гуминский добровольно сложил с себя полномочия в 2020 году – он уехал жить на Дальний Восток. На довыборах победил Максим Кочев.
Еще два кресла остались свободными до конца созыва – статуса депутатов лишились Андрей Осипов и Юрий Кайро. Первого назначили уполномоченным по защите прав предпринимателей. Второй уехал жить и работать в другой регион. Поскольку до выборов в обоих случаях оставалось меньше года, довыборы по закону не проводились.
История расколовСтарт работы созыва ознаменовался переходом двух депутатов, избранных от "Справедливой России" (СР), – Павла Шумихина и Алексея Найдена – во фракцию партии власти. И с этого началась история "расколов" в оппозиционных фракциях.
Следующей стала КПРФ. Группа депутатов фракции объединилась, чтобы свергнуть с поста лидера фракции Марию Прусакову, которая в 2016 году – в год выборов – только пришла к власти в крайкоме партии. Но они потерпели поражение: не смогли доказать юридическую правоту и выбрать нового лидера.
В итоге Прусакова победила в суде и добилась исключения бузотёров из партии. После этого фракция консолидированно не голосовала, а ее лидер придумала фразу "коммунисты фракции КПРФ", над которой иронизировали ее коллеги.
Затем дошла очередь до ЛДПР – члены фракции подписали письмо центральному партийному руководству с жалобой на лидеров фракции и реготделения – Владимира Семенова и тогда Евгению Боровикову соответственно. Якобы они руководствуются корыстными интересами и сотрудничают с "Единой Россией" (ЕР). Фракция в итоге не раскололась, сумев внутренне преодолеть кризис.
Только в конце созыва ЛДПР покинула Боровикова, но из-за конфликта с новым руководством реготделения.
Череда фракционных конфликтов каждый раз имела, на первый взгляд, внутренние причины. Но есть версия, что процессом дирижировали руководители политического блока края, умело находящие точки, в которые можно вбить клин.
Владимир Семенов в интервью "Толку" прямым текстом говорил о том, что за ЛДПР "взялись" после эсеров и коммунистов.
"У Александра Богдановича (Карлина, экс-губернатора края, – прим. ред.) есть хорошая черта – он все любит доводить до конца, следуя шаг за шагом. Он решал, что развалит что-то, и в режиме step by step шел к цели. Добрался и до нас".
По версии Семенова, методы использовались разные: "Кого-то "кнутом" уговаривали, кого-то – "пряником"". Он гордится, что его фракция выстояла.
В "Единой России" категорически отвергали факты переманивания депутатов и говорили исключительно об их доброй воле. Глава фракции Сергей Приб в интервью "Толку" утверждал, что "переманивать человека из другой фракции, давать какие-то обещания – не наша история".
Спикер АКЗС Александр Романенко, комментируя возможное вмешательство властей в раскол фракций, сказал четко: "Руководство ни парламента, ни правительства никоим образом в этом не участвовало".
Вице-премьер алтайского правительства Виталий Снесарь, который до 2018 года курировал политический блок, считает, что ничего нового в попытке фракций "переложить свои проблемы на какие-то внешние происки и козни" нет. "Достаточно пролистать архив новостей за упомянутый период и всё встанет на свои места. Ну а демонизировать предыдущих руководителей, тем более делать это за глаза, это уже моветон", – сказал он.
Однако, добавил он, было "интересно и приятно наблюдать за тем, как во многом разные, и по жизненному опыту, и по мировоззрению, и по политическим взглядам люди на каком-то этапе включаются в большую и результативную командную работу, безусловно, делая над собой определенный объём усилий, находя возможности для компромиссов".
Смена губернатора и стиляВ 2018 году, через два года после выборов, в крае сменился губернатор – вместо Александра Карлина им стал Виктор Томенко. И, соответственно, стиль управления. Лидеры фракций и рядовые депутаты не раз говорили, что парламент таки стал местом для дискуссий, где депутатов, как выразился глава фракции СР Александр Молотов, и слушают, и слышат, и принимают в расчет, что краевые ведомства повернулись лицом к парламентариям.
Тот же Семенов рассказывал, что подводил итоги за год по принятым инициативам ЛДПР и обнаружил, что цифры стали скромнее: "Но активность у нас не упала, просто часть предложений в эти два года нам удается продвинуть еще на стадии подготовки законопроектов. Наши пожелания учитывают еще до внесения поправок, чего раньше не было никогда".
Депутатам с подачи добавили полномочий: без них теперь не могут назначить двух министров, их мнение учитывается при внесении поправок в план приватизации при утверждении госпрограмм, они согласуют соглашения с другими регионами и т. д.
Все это называли курсом на демократизацию политической системы.
Впрочем, согласовывать тех же замов АКЗС ни разу не пришлось. Главу минфина Данила Ситникова Томенко удачно назначил до изменений, а кресло министра экономического развития до сих пор остается вакантным после отъезда в Москву Павла Дитятева в начале 2020 года.
Взлет и падение ШтаньИменно Виктор Томенко назначил своим представителем в АКЗС Стеллу Штань. Решение казалось почти идеальным всем сторонам. Она перестроила процесс подготовки, обсуждения, согласования законопроектов так, что он устраивал и АКЗС, и правительство. Штань стала важным звеном во взаимодействии кабмина и парламента. Ей даже прочили самые разные варианты развития карьеры вплоть до руководства заксобранием в следующем созыве.
Но возбужденное в отношении нее уголовное дело разрушило и ее карьеру, и налаженный ею процесс, который, как оказалось, в таком виде больше никому не по плечу, говорили в кулуарах АКЗС. Поэтому и вопрос назначения преемника "подвис". Ходили даже слухи о возможном упразднении должности, однако, по словам Романенко, она, вероятнее всего, сохранится, но вопрос о назначении будет решаться уже после выборов.
"Сказать, что все случившееся для меня трагедия – не сказать ничего", – заявила Стелла Штань в своем заключительном слове в суде перед вынесением ей приговора.
Законодательное "рейдерство"Представители оппозиции в течение всего созыва жаловались на то, что якобы ЕР заимствует их идеи законопроектов. А финал созыва и вовсе вылился в перепалку, кто первый заявлял и при каких обстоятельствах самые разные социальные проекты или инициативы.
Скажем, депутаты выясняли, "кто первым встал" в отношении предложения о расширении льгот по транспортному налогу, по введению альтернативы – денежной выплаты – для детей-сирот вместо жилья и для многодетных семей вместо земельных участков. Спорили из-за внедрения единой выплаты на питание учащихся, из-за льгот для детей войны и т. д.
Так или иначе эти темы действительно поднимали многие оппозиционные фракции и предлагали свои варианты решения социально острый проблем. И действительно, в ряде случаев затем ЕР или правительство выходили с подобными инициативами спустя какое-то время.
В партии власти объясняли: каждому законопроекту — свое время.
"Можно заявить популистский законопроект, но под него не будет финансирования. Мы могли два года назад обсуждать какую-то инициативу, но тогда не было средств для ее исполнения. А сегодня возвращаемся к ней, потому что сформировалась ресурсная база", – рассказывал Сергей Приб.
Романенко также не считает правильно формулировку "своровали": "Никто ни у кого ничего не ворует". Он объяснил, что благодарен коллегам на поставленные вопросы: "Да, не все принимается. Но не потому, что мы просто против, а потому, что или нет финансовых ресурсов, или есть другие формы решения вопросов".
Курьезы без большинстваНесколько раз единороссы чуть было не оконфузились – когда законопроекты от оппозиции почти "прошли".
Еще в начале созыва так чуть было не произошло с инициативой ЛДПР по увеличению мощности автомобилей многодетных семей, по которым может уплачиваться нулевой налог. Не хватило всего семи голосов, и было очевидно, что за предложение голосовали единороссы. В 2017 году это было почти бунтом.
Семенов тогда объяснял ситуацию просто: предложение было очевидным – ведь все могут представить семью минимум из пяти человек, которая должна "упаковаться" в автомобиль мощностью до 100 лошадиных сил.
О другом примере напомнил Александр Молотов – когда в АКЗС принимали поправки, касающиеся возможности проведения 10-дневного голосования и так называемого "голосования на пеньках". Ту ситуацию эсер назвал самым трагикомическим случаем.
"ЕР не хватило голосов, чтобы принять закон. Они тут же объявили перерыв, и те единороссы, которые не поддержали закон, были вынуждены оправдываться, как нашкодившие котята, и говорить, что ошиблись", – рассказывал Молотов.
Топ законовСреди более полутысячи законов, принятых АКЗС уходящего созыва, несколько было действительно значимых, определяющих жизнь людей, живущих в Алтайском крае.
Например, пакет поправок, которые кардинально изменили систему соцподдержки льготников: ветеранов труда, сельских специалистов – по оплате услуг ЖКХ и т.д. Изменения вызвали шквал и критики, и вопросов, но в конечно итоге система прижилась.
Также значимым можно назвать изменение системы оплаты труда педагогов, у которых повысили окладную часть и скорректировали начисление различных стимулирующих выплат.
Кроме того, край "забрал" себе выплату зарплат не только педработникам, но всем сотрудникам детсадов. Раньше частично эти расходы брали на себя муниципалитеты.
На последней сессии депутаты утвердили новую Стратегию развития региона до 2035 года.