Как они формируют свое мнение, откуда берут информацию, кто для них является авторитетом об этом и многом другом молодые люди рассказали "Толку"
После несанкционированных акций протеста 23 и 31 января представители власти подняли проблему вовлечения "неокрепших умов" в политику. Кто-то посчитал, что подростки ходят на митинги из любопытства и в этом нет ничего страшного, а кто-то и вовсе считает их присутствие преступлением со стороны взрослых. "Толк" решил узнать, из чего состоит жизнь алтайской молодежи и действительно ли ее надо оберегать от политики.
Откуда молодежь черпает информацию
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Я беру информацию буквально отовсюду, но принимаю ее в том случае, если она подкрепляется аргументами, доказательствами. Иногда смотрю, совпадают ли сведения в разных источниках, изучаю фотографии и видео.
Давид, сварщик, 25 лет:
– Я слежу за новостями в соцсетях, преимущественно в Instagram. То, что показывают по телевизору, в большей степени неправда, я в этом убедился.
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ (член комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи):
– Безусловно, это интернет-ресурсы, где можно получить информацию максимально быстро и просто. И социальные сети: только для кого-то это TikTok, а для кого-то Instagram или Telegram.
Молодежь (особенно в возрасте 14-22 лет) практически не смотрит телевизор. Потому что им гораздо быстрее и удобнее получить информацию через интернет.
О гаджетах и соцсетях
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Около четырех-пяти часов я провожу в гаджетах для учебы и порядка двух – для развлечений. Соцсети дают огромные возможности для общения и доступа к любой информации. Нужно только уметь находить "золото среди песка".
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Я много времени провожу в телефоне: с его помощью учусь и общаюсь с семьей, читаю новости края и города, наблюдаю за работой некоторых партий ("Единая Россия", "Новые люди"), подписана на аккаунты по кулинарии, искусству.
Соцсети позволяют людям работать, находить актуальную информацию, продвигать какие-то проекты. С другой стороны, мы теряем навыки общения вживую.
Информации с каждым днем все больше, но много "мусора", негатива. Часто какие-то сведения вырывают из общего контекста, искажая изначально заложенный смысл.
Илья, IT-специалист, 26 лет:
– Я провожу в интернете по 18 часов в день по работе, на развлечения времени мало остается, максимум пару часов. Соцсети – это не хорошая и не плохая вещь, это инструмент, который можно использовать в разных целях.
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– На соцсети у молодежи может уходить больше пяти-шести часов в день. При этом речь прежде всего о телефонах – компьютеры и даже планшеты уходят на второй и третий план. Школьников, конечно, ограничивают родители. Но гаджеты нужны не только для развлечений, они также помогают готовиться к учебе.
Соцсети – не зло, если подходить к информации, которая там выкладывается, вдумчиво и критично. Важно найти золотую середину. Запретить интернет и соцсети уже невозможно, а вот научиться сочетать жизнь онлайн и оффлайн вполне реально.
Чего молодежь хочет от власти
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– От власти я ничего не жду и стараюсь пока в это не углубляться. Пыталась и поняла, что слишком много различных точек зрения на это, а свою сформировать пока сложно, и решила, что на данный момент проще не задумываться об этом.
Давид, сварщик, 25 лет:
– В пятницу меня уволили с работы и вместе со мной еще около 70 человек. Я трудился на ВРЗ. Так происходит второй год подряд. В прошлом году я сидел без работы полгода. Пришлось таксовать, попал в аварию, взял кредит, чтобы погасить долг - 150 тысяч.
Чего я хочу от власти, как думаете? Нормальных условий для работы, для жизни. Снижения цен на услуги ЖКХ. Моя мама – санитарка с зарплатой 11 тыс. рублей, бабушке пенсии на лекарства не хватает. Мы живем в нищете и умираем в нищете.
Илья, IT-специалист, 26 лет:
– Я хочу свободы слова и собраний, гарантированных нам Конституцией РФ. И чтобы людей не наказывали за мемы, за невинные твиты и репосты в соцсетях.
Софа, 18 лет:
– Жду, что из дворца в Геленджике сделают музей со свободным входом. Это шутка. Хочу иметь право выйти на площадь и высказать свое мнение, не боясь быть задержанной.
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Мне кажется, нужно больше внимания уделять внутренним проблемам страны, чем оказывать огромную помощь тем, кто за рубежом. Я жду более пристального внимания к местным вопросам. Чем выше уровень власти, тем меньше ее представители знают, что волнует жителей периферии.
Если говорить о Барнауле, то хотелось бы сотрудничества с жителями для совместного решения проблем. Думаю, нужно больше разговаривать с людьми. Так и приоритетность проблем легче понять, и гражданскую активность можно повысить.
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– Люди, которые получают образование, я думаю, ждут поддержки даже не в виде каких-то субсидий, а в том, чтобы у них была возможность трудоустроиться, получать достойную зарплату. Если мы говорим о семьях, то это, конечно, жилье, выплаты на детей, и т.д.
И независимо от возраста у молодежи есть потребность в диалоге с властью. С ребятами из школ и вузов порой непросто найти быстрый диалог, но это очень интересная и честная аудитория, которая сразу чувствует фальшь. С ними надо говорить лицом к лицу.
Зачем молодежь может пойти на выборы
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Заставить меня участвовать в выборах может наличие кандидата, которого я посчитаю достойным, чьи взгляды покажутся мне правильными. И если будет хотя бы иллюзия того, что выборы – это действительно выбор.
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Я пойду на выборы только из желания высказать свое мнение - отдать свой голос за то, что для меня в приоритете.
Илья, IT-специалист, 26 лет:
– Я хочу на выборы, участвую в "Умном голосовании". Голосую больше не за какого-то кандидата, а против победы определенных людей.
Софа, 18 лет:
– Я пойду на ближайшие выборы. Буду ходить на все, чтобы за меня никто ничего не "вкинул".
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– Наверное, заставить молодежь что-то делать крайне сложно. Смотивировать их может сопричастность – когда сверстники становятся кандидатами – и понятные механизмы поддержки.
О кумирах
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Кумира нет, а вот примером могу назвать поэта Дениса Туманова. Я увлекаюсь написанием стихов, и мне нравится, как он пишет.
По своему окружению вижу, что люди хотят равняться на тех, кто добился какой-то известности и хорошего материального положения, занимаясь любимым делом. Это в основном музыканты (например, LIZER, Mary Gu).
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Нет одного человека, который был бы для меня объектом восхищения. Я беру пример с родителей, наблюдаю за жизнью успешных и значимых для общества людей. Знаю, что кумирами многих людей выступают блогеры, причем абсолютно разные.
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– Все зависит от возрастной группы. Потому что в 14 и 35 лет молодые люди, мягко говоря, разные, они могут приходиться друг другу родителями и детьми.
У школьников и студентов, например, кумирами во многом являются люди, добившиеся успеха в интернет-пространстве. Особенно, если это сверстники. Это могут быть блогеры, киберспортсмены, айтишники, люди из сферы музыки и ТВ.
Для молодежи в возрасте 25+ понятие кумира меняется. С этого возраста, как правило, люди уже более критически подходят к информации. Они равняются на своих наставников, на руководителей компаний, в которых работают, лидеров общественных структур, в которых состоят.
Как формируется собственное мнение
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Люди на меня влияют по-минимуму. То есть я могу послушать их мнение и принять его как факт, но сама стараюсь мыслить на основе обстоятельств и своего внутреннего восприятия. Если я буду считать человека каким-то авторитетом, его мнение будет иметь для меня значение, но это не значит, что я буду во всем с ним согласна.
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Я учусь, читаю книги и смотрю новости, общаюсь с людьми разного уровня образования, разных интересов и возраста – все это и влияет на формирование моего мнения. Стараюсь не читать "мусор", не поддаваться на чьи-то провокации, фильтровать информацию.
Софа, 18 лет:
– Я сижу в TikTok и Instagram. Если возникают какие-то вопросы по поводу достоверности информации, просто "гуглю".
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– Молодое поколение в возрасте 14+ потребляет оперативную информацию, которую зачастую не перепроверяет, а принимает как факт. Это та информация, которая просто "попалась на глаза": короткая, клиповая, понятная. Безусловно, есть разные подростки, я говорю о большинстве.
У людей в 20-25, а тем более 30-35 лет уже более критический подход к информации. Для того, чтобы сформировать какую-то позицию, им зачастую недостаточно погрузиться в один источник. Они начинают перепроверять, находить точки зрения других людей.
Об авторитете родителей
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Родители – это люди, к чьему мнению я прислушиваюсь, пожалуй, чаще всего. В чем-то я могу с ними не соглашаться, но практически во всех вопросах они мне кажутся компетентными людьми, и наши точки зрения чаще всего совпадают.
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Родители для меня пример практически во всем. Конечно, у нас бывают разногласия, но я уважаю их мнение, оно для меня очень важно. Прислушиваюсь к ним, советуюсь при принятии важных решений.
Владимир Петров, фрилансер, 23 года:
– Я люблю и уважаю своих родителей, но у нас слишком разные точки зрения на жизнь в данный момент. В своих действиях я руководствуюсь исключительно личными убеждениями, нравится им это или нет.
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– В большинстве случаев да, просто для кого-то в большей степени, а для кого-то в меньшей. С возрастом авторитет родителей часто даже растет, и они становятся не просто родителями, а в чем-то даже друзьями, с которыми советуется, общаются и находят понимание. Но для этого важно уметь слушать и слышать.
О самом крутом отдыхе
Дарья Савилова, ученица 11 класса:
– Самый лучший отдых – это время в компании близких друзей. И не важно, что мы при этом будем делать.
Алина Подкопаева, студентка РАНХиГС:
– Это время с семьей или друзьями – подъем на гору, отдых с палатками в лесу, катание на лыжах и сноубордах, аттракционах. Да просто можно выехать за город и любоваться закатом, это уже расслабляет и отвлекает.
Наталья Кувшинова, депутат Госдумы РФ:
– Локация абсолютно неважна. Важно, чтобы было интересно, "вкусно", если выражаться молодежным сленгом. Чтобы было с кем пообщаться и весело провести время, должна быть какая-то "движуха". Важна финансовая доступность отдыха. И еще возможность "сделать крутые фотки" – это я лично слышала от людей 18-25 лет.