Почему в Барнауле становится больше магазинов шаговой доступности?

Несмотря на то, что крупные ритейлеры давно заполнили столицу Алтайского края, в Барнауле все чаще стали появляться небольшие продовольственные магазины, которые тоже постепенно множатся, превращаясь в сети.

Количество растет

По данным комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула, на 1 июля текущего года в городе насчитывается 897 продовольственных магазинов. По информации на 1 апреля 2014 года их было 827.

Как пояснили в мэрии Барнаула, за этот период в городе открылось 106 продовольственных магазинов и закрылось 36. Из 106 открытых магазинов 29 принадлежат крупным торговым сетям, таким как «ОКей», «Магнит», «Ярче!», «Мария-Ра», «Холидей», «Аникс».

Магазинов шаговой доступности появилось немного 37. В их числе «Мясная карта», «Вкусная жизнь», «Форне», «Тортуга». Кроме того, открылось 40 магазинов алкогольной продукции.

По городу уже давно распространяются сети булочных. Например, работает две булочных и один кулинарный магазин «Крендель». Целых пять заведений с таким названием функционирует в Новоалтайске: из них три булочных, один киоск по продаже хлебобулочных изделий, одна пекарня.

В Барнауле есть пять продающих выпечку кулинарных магазинов «Печки-Lavoчки», четыре булочных «Пироговъ». Булочная-пекарня «Спылу-сжару» имеет в городе целых 10 филиалов.

Качественнее и свежее

Все это говорит о том, что небольшие магазины пользуются у барнаульцев популярностью, и супермаркеты не могут их полностью заменить. С этим согласен депутат БГД и руководитель сети булочных «Пироговъ» Алексей Скосырский.

«В таких заведениях как наше продукт качественней и свежей - он лежит на полках максимум один день. Кондитерские и хлебобулочные - это изделия короткого срока действия, которые лучше продавать в маленьких магазинах», - считает он.

Собеседник отметил, что в такие сети, как «Лента» и «Ашан» люди ездят не за батоном, а за более крупными приобретениями. Для ежедневных покупок больше подходит магазин у дома.  

«Кроме того, в таких сетях, как «Аникс» или «Мария-Ра», существует ряд проблем, - говорит Скосырский. - Во-первых, чем больше сеть, тем менее она управляема. У них не всегда получается быстро менять поставщиков. Поэтому в «Марии-Ра» долгое время держится один и тот же ассортимент. И он не шире, чем в магазине у дома.  Во-вторых, там часто встречаются просрочки. Причина в том, что сети не могут позволить себе закупать малые объемы продуктов».

Таким образом, по мнению Алексея Скосырского, небольшие магазины выигрывают у крупных с точки зрения привлекательности, но проигрывают с точки зрения прибыли. 

«Нам тяжело конкурировать с такими монстрами. Из-за маленькой наценки у нас рентабельность ниже. Хотя «Мария-Ра» часто является якорем для небольших магазинов. Если такой появляется рядом с ней, люди активнее заходят и в него, сравнивают, делают выводы», - заключил директор сети булочных.

Чем больше, тем лучше

Член комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству Людмила Суслова убеждена, что небольших продовольственных магазинов должно быть как можно больше.

«Как потребитель я только за то, чтобы их количество возрастало, - призналась она. - Монополизация в любом виде – это зло. К примеру, сеть «Мария-Ра» можно назвать специфичной, поскольку в других регионах подобного нет. У них имеются федеральные сети, но не в таком количестве».

По словам депутата, с одной стороны «Мария-Ра» позиционирует себя как магазин у дома с очень приемлемой ценовой политикой. Но, с другой стороны, ему должна быть альтернатива.

«Магазинчики, которые открываются, стараются не конкурировать с «Марией-Ра». Они ищут другую нишу. Например, пекут горячий хлеб, производят полуфабрикаты - уходят в тот сегмент, где этот супермаркет представлен меньше всего», - говорит Людмила Суслова.

Надоедает однообразие

Доцент кафедры экономики, предпринимательства и маркетинга экономического факультета АлтГУ Вячеслав Беляев пояснил, что покупатели начинают ходить в другие магазины, когда им просто надоедает однообразие.

«Есть два прямо противоположных свойства человека. С одной стороны, он хочет некой стабильности: прийти в магазин, заранее зная, что он купит, и какой там будет выбор. С другой стороны, ему хочется новизны. Надоедает одинаковый ассортимент, одинаковый процесс покупки и однообразное отношение к потребителю. Можно предположить, что сейчас наступило время, когда людям поднадоели стандартные форматы магазинов. Это может на время вызвать развитие мелкого формата. Но потом и он покупателям надоест», - считает маркетолог.

Кроме того, отпугивать часть покупателей в супермаркетах может неграмотная раскладка товара. Люди теряются при виде огромного выбора и не знают, что им купить. Как отметил Вячеслав Беляев, в самых распространенных в Барнауле продуктовых магазинах «Мария-Ра» не ставят себе целью продуманный мерчендайзинг.

 «Они не хотят выглядеть самым лучшим магазином в городе. Я думаю, эту роль по качеству мерчендайзинга пока играет «Бахетле». Там товар разложен лучше, чем в «Ленте». У «Марии-Ра» другая задача - держать супернизкие цены, при этом получать хорошую прибыль и быть максимально близкими к потребителю. Это магазин локального, а не муниципального значения, поэтому им можно так делать. И с этой задачей они успешно справляются. Долгое время в компании дела идут стабильно. У них кризисов меньше, чем в РФ», - убежден ученый.

Результат развития производства

Председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц уверен, что тенденция увеличения количества небольших магазинов действительно имеет место.

«Я бы не сказал, что это система. Но тенденция появления небольших магазинов есть. Просто каждый выбирает свою нишу на рынке. Многие берут перспективное хлебопекарное направление. Кто-то занимается производством и реализацией экологически чистых алтайских продуктов – это сейчас актуально. Кому-то сложно выживать в сегодняшних условиях, поэтому он выбирает формат мелкого магазина. Это не столь рентабельно, но такой формат позволяет предпринимателю иметь определенный доход», - считает Юрий Фриц.

Он также полагает, что еще одна причина роста количества небольших магазинов - это появление и развитие нового производства в Алтайском крае.

«Производителям сельхозпродукции крайне сложно зайти в крупные сети, где строгие требования по объемам, наценке и упаковке. Поэтому для мелких предприятий, которые сейчас появляются на рынке Алтайского края, востребован формат небольшого магазина», - считает Фриц.

Он также отметил, что по некоторым аспектам некрупные магазины даже выигрывают у супермаркетов. У них почти всегда продукты высокого качества, так как с просрочкой они почти не имеют шансов выжить. Кроме того, привлекательна их цена – ниже, чем в крупных сетях.

Алена Иванова

Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей