В гамме политических цветов может заметно прибавиться красного
До выборов в Государственную Думу и Алтайское краевое Заксобрание осталось чуть меньше двух недель. И похоже, что они принесут неожиданные результаты: в федеральный парламент вполне могут попасть новые партии, и там будет больше оппозиции, а АКЗС, не исключено, что станет домом уже для двух коммунистических фракций. Какими видят возможные итоги аналитики и политические эксперты, узнал корреспондент «Политсибру».
Госдума
В этом году в федеральном парламенте может произойти довольно интересное обновление. Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в конце августа опубликовал исследование, согласно которому в состав Госдумы могут войти от трех до шести партий. Такая ситуация, по словам главы РАСО Евгения Минченко, наметилась впервые с 2003 года.
В «тройку» попадут «Единая Россия», КПРФ И ЛДПР. В «шестерке» будут «Справедливая Россия – За правду», «Новые люди» и «Партия пенсионеров за социальную справедливость».
ВЦИОМ 2 сентября опубликовал исследование*, посвященное будущим выборам. Там представлены уже немного иные данные о народной поддержке партий:
- ЕР – 28,3%,
- КПРФ – 17,5%,
- ЛДПР – 8,7%,
- СРЗП – 6,5%.
Малые партии, в основном, не набирают и трех процентов.
Согласно данным** Фонда Общественного Мнения (ФОМ), полученным во время опроса населения 27-29 августа, рейтинги партий выглядят так:
- ЕР – 30%,
- КПРФ – 15%,
- ЛДПР – 10%,
- СРЗП – 5%,
- все остальные партии в совокупности – 8%.
При этом 14% опрошенных вообще на выборы не собираются.
«Единая Россия»
Партии власти, разумеется, лидерство пророчат все эксперты, и даже многие ее противники.
Однако есть одна важная деталь: идет ли речь о сохранении «конституционного большинства» (двух третей мест в Госдуме) или же «просто большинства». Первое, если мы возьмем, например, показатели ВЦИОМ, выглядит уже как настоящий вызов для агитационной машины партии.
И именно на ВЦИОМовские показатели призывает ориентироваться алтайский политтехнолог Виталий Булдаков. По его словам, они достаточно правдоподобно отражают положение дел в предвыборном поле. На момент комментария, «Единая Россия» имела там рейтинг в 26% (в более свежем опросе он выше). Впрочем, до выборов еще есть время, и информационные войны могут все перекроить.
Некое ухудшение в сравнении с результатами 2016 года прогнозирует ЕР и красноярский политэксперт Сергей Комарицын. Впрочем, и обычное, и конституционное большинство у партии власти, по его мнению, скорее всего останутся.
Остальные эксперты оценивают возможные успехи ЕР значительно выше. Так, например, дает партии власти к 50% известный федеральный эксперт и некогда основатель «Партии любителей пива» Константин Калачев. Причем «Единая Россия», по его мнению, сохранит свое лидерство, в первую очередь, в одномандатных округах.
КПРФ
Коммунистов, по мнению большинства аналитиков, ждет уверенное второе место и улучшение результатов 2016 года. Поможет этому то, что КПРФ стала своего рода магнитом протестных голосов. И многие поставят галочку напротив этой партии не из симпатии к Марксу-Энгельсу, а просто чтобы выразить недовольство существующим порядком вещей.
На руку «красным» сыграло и их положение в избирательном бюллетене: они заняли плацдарм под № 1. И даже ЛДПР, с которыми у коммунистов обычно боевая ничья, в этот раз, скорее всего, уступят.
Так, Константин Калачев отмечает, что автономия КПРФ в существующей системе в последнее время резко возросла, при том, что совсем недавно партия, на первый взгляд, переживала кризис. И сама власть, по словам Калачева, обозначает коммунистов как своих основных оппонентов. Запрос же на оппозиционную силу помогает КПРФ, но скорее по принципу «на безрыбье и рак – рыба».
ЛДПР
Либерал-демократов, по всей видимости, ждет некоторое снижение результата в сравнении с нынешним созывом Госдумы. Это во многом обусловлено тем, что в этом году лидер и гуру партии Владимир Жириновский, который всегда вытаскивает результаты за счет своей мощной харизмы, несколько сбавил обороты активности в медиа.
А по словам алтайского политтехнолога Константина Лукина, кампании ЛДПР в текущем году и вовсе были «вялыми и рыхлыми». «Драйва» от Жириновского партия недополучила, и свою часть протестных голосов она уступит коммунистам. Но в Госдуме фракция либерал-демократов все равно останется. Так или иначе, согласно большинству имеющихся рейтингов, ниже третьего места и 9-10% позиция ЛДПР опуститься не должна.
«Справедливая Россия – За правду»
У «Справедливой России» вероятный результаты, по мнению экспертов, будут на уровне 2016 года. Но некоторые уготовили для этой партии куда менее оптимистичное будущее. Так, Евгений Минченко считает, что СР находится на грани непрохождения в ГД. Если этот сценарий сбудется, то «парламентская четверка», как уже было сказано, рискует и вовсе стать «парламентской тройкой».
Проблемы, по мнению Минченко, может создать объединение с «За правду» и «Патриотами России». Особенно сильно на отчуждение старого электората СР работают их новые союзники имени Захара Прилепина: радикальный подход к патриотизму и апелляции к сталинскому прошлому вряд ли будут тепло приняты избирателем эсеров.
Впрочем, столь радикальный пессимизм по отношению к перспективам эсеров разделяют немногие. Сохранение уверенного четвертого места партии обещают Константин Лукин и его коллега по политтехнологической стезе Андрей Некрасов. А Сергей Комарицын отмечает, что партия может усилить свое положение, но в рамках общего тренда, то есть, вместе с двумя другими тяжеловесами парламентской оппозиции.
Малые партии
Здесь, пожалуй, кроется самая главная интрига будущих выборов. Как минимум две малые партии очень и очень серьезно настроены прорваться в федеральный парламент. Это «Новые люди» и «Партия пенсионеров за социальную справедливость». Их вероятность попадания в парламент многие считают далеко не нулевой.
Константин Лукин заявляется: 95% голосов на выборах заберут те, кто занял первые семь мест в бюллетене. Остальным не светит практически ничего. Из малых партий в «великолепную семерку» попали «Новые люди» и «Зеленые». А значит, у остальных партий «малого калибра» шансов вообще нет. Изначально же амбиции были реалистичными у уже упомянутых «Новых людей», «Коммунистов России» и «Пенсионеров».
А вот Андрей Некрасов не считает, что у новичков есть хоть какие-то надежды. По его мнению, у тех же «Новых людей» даже не было активной предвыборной кампании и предложить избирателю им нечего, и, как результат, о них знают только те, кто сам занимается политикой.
АКЗС
В алтайском парламенте в дело вступает определенная доля региональной специфики. Рейтинги оппозиционных партий в крае оказываются немного выше, чем в «среднем по больнице». О причинах этого можно говорить много, но главное остается неизменным: выборы в краевой парламент хоть и будут в чем-то похожи по своим итогам на федеральные, но без местечкового колорита не обойдутся.
«Единая Россия»
Глава алтайского избиркома Акимова рассказала, чем это грозит
Разумеется, и здесь ЕР претендует на большинство. Но кое-какие интересные отличия от 2016 года будут. Так, Константин Лукин предвещает единороссам поражение на большем количестве одномандатных округов. От пяти до восьми из них, по словам Лукина являются для ЕР территориями, где есть риск. Впрочем, какие именно это округа политтехнолог не сообщил. Связано это в основном, опять же, с протестным голосованием и антирейтингом партии. По словам Лукина, здесь ЕР проигрывает даже не оппозиционерам, а самой себе.
Виталий Булдаков отдает «Единой России» на выборах в АКЗС около 30% голосов. Это процент, который, как считает эксперт, может обеспечить ее мобилизационный ресурс.
Сами же единороссы в лице лидера регионального отделения Александра Романенко еще весной давали очень оптимистичный прогноз: 45% голосов. В пределах от 32% до 45% шансы партии оценивал и Константин Лукин.
КПРФ
И здесь КПРФ также, вероятно, ждет второе место. За него придется потягаться с ЛДПР, но это сражение, скорее всего, выиграют коммунисты. При этом в сравнении с 2016 годом «красный» результат подрастет. Но вряд ли рост будет носить взрывной характер.
Виталий Булдаков патриотично отдал КПРФ, с которой сотрудничает, 23-25%. Но такой результат был бы возможен, если бы не «Коммунисты России». Наличие партии-спойлера «откусит» у старших товарищей довольно существенный процент голосов. С ними выйдет 18-19% голосов, что соответствовало федеральному рейтингу партии на момент комментария.
Глава алтайской компартии Мария Прусакова на недавней пресс-конференции вообще заявила, что партия рассчитывает на победу. Но ее прогноз зависит от явки: будет она низкой – все лавры достанутся партии власти, но будет высокой – у КПРФ очень серьезные шансы, уверена Прусакова.
В общем, и здесь мы наблюдаем «зеркальный» конфликт: коммунистам мешают коммунисты. Что, в общем-то, является очень частым явлением для левого политического крыла.
ЛДПР
ЛДПР, как водится, будет бороться за второе место с коммунистами. Но, скорее всего, уступит, и займет уверенное третье место. Булдаков, например, оценивает их будущий результат в 15%. А вот Лукин говорит о небольшом ухудшении электорального урожая ЛДПР, как и на выборах в федеральный парламент.
Успех кампании либерал-демократов в региональных парламентах очень сильно зависит от того, как у партии проходит федеральная предвыборная гонка. Которую в этом году оценивают как достаточно слабую.
Впрочем, глава регионального отделения Владимир Семенов рассчитывает на 25%, во всяком случае, такой прогноз он дал «Толку».
«Справедливая Россия – За правду»
Для эсеров Алтайский край в целом является «простым» регионом, где партия традиционно набирает немного больше голосов, чем в среднем по стране. Прохождение в парламент региона в крае справедливороссам гарантировано. Трое алтайских экспертов – Булдаков, Лукин, Некрасов – видят их на четвертом месте.
Глава партии Александр Терентьев месяцем ранее в беседе с «Политсибру» оценивал шансы СР по краю в среднем в 25%: в АКЗС чуть больше, в Госдуму чуть меньше.
«Коммунисты России»
У «коммунистов 2.0» есть хорошие шансы войти в новый состав алтайского парламента. Этому на руку играет то, что их многие путают их существующей КПРФ, а значит, часть электорального веса партии достанется комроссам просто из-за ошибок избирателей, которых может набраться весьма немало.
Плюсом является и максимально выгодное положение младших коммунистов в бюллетене: №1. А значит, спутать их с КПРФ, у которых первое место в госдумовском бюллетене, еще проще. Пассивность избирательных кампаний также способствует «случайному» голосованию за комроссов.
Андрей Некрасов считает, что комроссы получат от 3 до 5% голосов. А значит, появление новой фракции, пусть даже из одного-двух человек вполне возможно.
«Яблоко»
Здесь все традиционно пессимистично. В то, что «Яблоко» сможет прорваться в региональный парламент, не верит никто. Не поможет даже протестное голосование. Некоторые из опрошенных даже не упомянули ее в своем прогнозе: новичков в лице «Коммунистов России» все оценивают как куда более перспективных.
В общем, очень похоже, что главным словосочетанием будущих выборов всех уровней станет «протестное голосование». А значит, в этом году карта легла в пользу оппозиции. Однако столь серьезным козырем нужно еще суметь воспользоваться.
На федеральном уровне нас, вероятно, ждет усиление КПРФ, и небольшое ослабление других парламентских оппозиционеров, с перспективой появления в Госдуме новых лиц, пусть пока что и в довольно малом числе. Впрочем, возможен и обратный вариант, с исчезновением некоторых старых участников политической игры.
В алтайском парламенте почти наверняка появятся новички в лице одного двух депутатов от «Коммунистов России» и этот созыв, возможно, станет первым, в котором будут представлены две коммунистические фракции. Впрочем, смогут ли они найти общий язык, или продолжат выяснять отношения – покажет время. В остальном политический расклад в регионе будет похож на 2016 год, но с небольшим усилением оппозиции.
Напомним, выборы и в Госдуму и алтайское Заксобрание пройдут с 17 по 19 сентября.
*Опрос проведен Всероссийским центром по изучению общественного мнения по собственному заказу с 23 по 29 августа 2021 года. Участие приняли 1600 респондентов. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной случайной (вероятностной) выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает для данных, собранных в течение семи дней (11200 человек), 1%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Опрошенным задавали три вопроса: «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность…?» (далее респондент оценивает из представленного списка, в % от всех респондентов), «Скажите, пожалуйста, Вы доверяете или не доверяете…?» (далее респонденты оценивали политиков из представленного списка, в % от всех респондентов) «Скажите, пожалуйста, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу Российской Федерации, за какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали?» (один ответ, в % от всех респондентов).
** Опрос проведен Фондом Общественное Мнение по собственному заказу 27-29 августа 2021 года и охватил 104 населенных пункта в 53 субъектах РФ. Метод опроса – интервью по месту жительства респондента. Участие приняли 4000 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Опрошенным задавали следующий вопрос: «Если Вы примете участие в выборах депутатов Государственной думы в сентябре этого года, то как, за какую партию Вы, скорее всего, проголосуете?» (один ответ).