Интервью с министром цифрового развития и связи региона Евгением Зрюмовым
В пандемию технологии серьезно изменили нашу жизнь. Мы перешли на дистанционное взаимодействие с органами власти, сэкономили время на учебе и работе (спасибо удаленке) и спасли от излишних бумаг в квартире (часть документов теперь доступна в смартфоне). И продолжают менять наш привычный распорядок: больше недели назад в Алтайском крае внедрили систему QR-кодов. Как работают «цифровые пропуска», возможно ли провести эту систему и с какими проблемами столкнулась цифровая отрасль из-за ковида? Обо всем этом в интервью «Политсибру» рассказал министр цифрового развития и связи Алтайского края Евгений Зрюмов.
Код в мешке
– Как работает система QR-кодов и что потребовалось для ее введения?
– Соответствующий сервис, разработанный Минцифры России, появилась еще в прошлом году. И несколько месяцев ушло на то, чтобы централизовано ввести ее в каждом регионе. Будь то Алтайский край, Приморский край или Московская область. В стране создали два федеральных реестра: вакцинированных и переболевших коронавирусом. После чего подтверждать информацию и работать с этой системой стало намного проще.
Получить QR-код можно несколькими способами. Первый – в личном кабинете на сайте Госуслуг. Второй – с помощью бесплатных мобильных приложений («Госуслуги» и «Госуслуги. Стопкоронавирус»).
Достоверность сведений по QR-коду проверяется с помощью приложения «Госуслуги. Стопкоронавирус». Для этого необходимо отсканировать код – на экране телефона или распечатанный на бумаге. Приложение подгружает информацию из реестра. И на устройстве появится информация, что код действителен. Также в окне будут указаны инициалы обладателя сертификата, дата его рождения и информация о паспорте. Но они неполные: есть только первые две цифры серии и последние три цифры номера. То есть это обезличенные персональные данные, по ним определить человека нельзя. Но с вероятностью 99,999% можно установить, что QR-код действительно принадлежит человеку, сверив с паспортом.
Процесс контроля становится быстрым, прозрачным и проблем никаких не возникает. Причем в любом городе страны, ведь это федеральная база.
– Разве без специального приложения отсканировать нельзя?
– Можно. Но мы советуем использовать именно приложение «Госуслуги. Стопкоронавирус». Если QR-код отсканировать с помощью телефона, то появится ссылка на Госуслуги. Но за последние несколько дней произошел взрывной рост поддельных сайтов Госуслуги (они похожи по названию на официальный ресурс, но имеют отличие в один или несколько символов – прим.ред.).
К чему это ведет? Перейдя по ссылке, вы получите псевдо-QR-код, который официальной системой не подтвердится. Либо можно передать вирус на устройство, которым уполномоченный сотрудник проверяет коды. Так что нужно постоянно следить за адресом ссылки, по которой переходите, но это требует дополнительных усилий. А в официальном приложении эта проверка происходит автоматически.
– Можно ли провести эту систему?
– Наверное, как и у любой другой, у этой системы есть отдельные уязвимости. Но много сделано, чтобы на портале Госуслуг персональные данные были доступны нужным информационным системам, и не было утечек информации. К тому же, система и приложение апробированы. Все потенциальные проблемы выявлены. Сейчас сервис работает нормально без видимых уязвимостей.
– Но, тем не менее, люди сообщают о другой проблеме. У некоторых QR-код не приходил на Госуслуги после вакцинации. Это какой-то технический сбой?
– Это единичные случаи, зависящие от человеческого фактора. Вообще, максимальное время на подтверждение о прививке – не больше суток. А, как правило, оно приходит в течение нескольких часов. Уполномоченные сотрудники в поликлиниках и больницах вносят информацию, чтобы она оказалась в реестре вакцинированных. После сертификат автоматически подгружается в личный кабинет.
Когда возникают такие проблемы? Когда есть несоответствие отдельных данных. Кто-то ошибся при вводе, например, номера СНИЛС. И эту ошибку нужно просто исправить, обратившись в поликлинику, где была поставлена прививка, и все будет в порядке.
Катализатор для цифровизации
– Пандемия повлияла на многие сферы и процессы. А как она отразилась на цифровом развитии региона?
– На переосмысление всего этого процесса потребуется время. Но уже сейчас мы видим, что за эти полтора года многое было перестроено. Хотя сказать, что цифровизация не шагала семимильными шагами до этого, наверное, тоже будет некоторым лукавством.
Цифровые решения позволили организовать дистанционный формат работы. Минцифры Алтайского края, органы исполнительной власти региона, включая Правительство Алтайского края, настроили систему видео-конференц-связи отечественного производства. Ряд технических решений позволил управлять рабочими столами, актуализовать определенное направление электронного документооборота между органами исполнительной власти.
Нужно сказать, что при общении органов власти с жителями Алтайского края тоже есть значимые эффекты. Это, конечно же, оказание государственных и муниципальных услуг в дистанционном формате. Не имея возможности выйти из дома, люди обращались на Госуслуги. И мы реализовали эффективные практики, которые заставили поверить, по другому не скажешь, в возможности этого пути и его целесообразности. Например, выплаты на детей стало можно получить полностью в дистанционном формате, без очередей и бумажных документов.
При этом вся система межведомственного взаимодействия скрыта от человека. Ему лишь нужно по принципу единого окна обратиться за оказанием услуги, а дальше все подтверждения доходов, расходов, финансового состояния происходят в скрытой форме в виде электронных межведомственных запросов. Кстати, до конца года в крае 90 самых востребованных социально-значимых услуг перейдут в электронный вид в новом цифровом формате.
И реакция есть, как минимум в виде массовой регистрации на портале. Иногда с ростом в полтора, а то и два раза. Уже свыше 1 млн жителей региона имеют подтвержденные учетные записи.
– То есть пандемия сыграла на руку цифровизации?
– В некотором смысле она стала катализатором изменений, которые и так двигались очень быстро. Но здесь у общества стали появляться громадные запросы. И их можно было удовлетворить цифровыми решениями.
– И как наш регион выглядит на фоне остальных?
– Алтайский край по цифровому государственному управлению всегда находился на высоких позициях во всероссийских рейтингах. Например, у нас 10 место по количеству федеральных услуг, заказанных в крае через единый портал. 14 место – по количеству заказанных региональных и муниципальных услуг. Восьмое место – по количеству транзакций и платежей в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. А прирост количества зарегистрированных составил порядка 300 тысяч человек. И это колоссальные цифры.
– А в доковидное время?
– Мы были примерно в таких показателях. Где-то чуть выше, где-то чуть ниже. Но, как правило, мы занимаем 10-15 место. Это в принципе очень достойный результат.
– Какие отрасли сильнее продвинулись в цифровизации?
– Наверное, выявить лидера сложно, потому что везде идет постепенный рост уровня и качества предоставления услуг.
Но в то же время, в крае хорошие результаты показывает здравоохранение. По уровню цифровой зрелости в этой сфере Алтайский край занимает шестое место среди всех субъектов. Потому что было создано много информационных систем: электронная регистратура, электронная поликлиника, электронные рецепты, а также скорая помощь со своими информационными системами, которые увязаны в единый цифровой контур.
Людей не хватает
– Какие проблемы обличила пандемия в цифровом развитии Алтайского края? Пришлось ли отказаться от каких-то проектов?
– Основная проблема – готовность кадров.
На федеральном уровне и в крае реализуется проект «Кадры для цифровой экономики» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Чтобы подтягивать уровень знаний в области информационных технологий, было сформировано большое количество образовательных программ. Многие из них предполагали обучение в оффлайн-формате – в студенческой аудитории за компьютером и под присмотром преподавателя. Но реализовать это до конца не удалось: эпидемиологические ограничения наложили свой отпечаток.
Многие стали переходить в онлайн. И здесь наши партнеры – университеты – оказались готовы к таким вызовам. И в 2020 году мы реализовывали программу «Персональные цифровые сертификаты» в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики». И более тысячи жителей Алтайского края прошли переподготовку, а на базе классического университета отучилось более двух тысяч человек, включая жителей других регионов.
Другой вызов связан с защитой персональных данных. Информационные системы стали более востребованными, а где-то они являются единственным способом обращения к услугам или сервисам. Нам надо было отвечать на эти вызовы – устанавливать программное обеспечение, дополнительное оборудование для сохранности данных и поддержания производительности.
– А IT-специалистов в регионе хватает?
– Не хватает. Под растущие запросы нужно больше кадров.
Потому сейчас в регионе увеличивается набор на IT-направления – это специалисты в области информационной безопасности, в области информатики и вычислительной техники, разработчики программного обеспечения.
Так что здесь мы вместе с Минобрнауки Алтайского края проделали большую работу.
– Мало научить, нужно еще и заинтересовать работой в регионе, чтобы молодые кадры не уезжали.
– Конечно же. Это еще одна проблема, с которой нам нужно справляться.
Убрать барьеры
– Понятно, что все это делается, чтобы услуги стали доступнее. Но как быть тем, у кого до сих пор нет интернета и сотовой связи?
– Да, если в больших городах и в райцентрах электронные услуги доступны большинству жителей, то в малых населенных пунктах с этим есть проблемы. Но над этим мы тоже работаем. Сейчас, например, завершаем реализацию проекта «Информационная инфраструктура». По нему к сети подключатся почти 2,5 тысячи объектов, в том числе школы, ФАПы, органы местного самоуправления. И уже к этим узлам связи – дома.
– Значит, что скоро в регионе не останется живых уголков без интернета и связи?
– Конечно же, такие места будут, потому что не во всех населенных пунктах есть ФАПы или школы. Не везде можно быстро развернуть сеть даже от того узла, который есть. Но этот проект дал импульс для развития.
Еще один проект – «Устранение цифрового неравенства», мы его начали как раз в 2021 году. Если в населенном пункте не было высокоскоростного интернета, то будет организован доступ к Wi-Fi. Там, где не было сотовой связи, делаем сеть 4G с мобильным интернетом. Оператором выступает Ростелеком.
В маленьком селе Усть-Гавриловка Троицкого района мы запустили первую станцию, еще 36 откроем до конца года. А в 2022-м эти базовые станции появятся в 48 селах.
– Чего нового ждать в этой сфере в ближайшие годы?
– Сфера меняется настолько быстро, что прогнозировать очень сложно. Сейчас подоспевают такие технологические решения, о которых еще два года назад никто и не думал. Конечно же, цифровизация затронет реальный сектор экономики, отрасль ЖКХ, транспортную сферу и финансовый сектор.
Появится больше государственных услуг и сервисов на портале Госуслуг. В общем, будем делать многое, чтобы облегчить и сделать удобнее интерфейс взаимодействия жителей и органа власти.