В уходящем 2017 году Алтайский край в числе 34 субъектов РФ вошел в приоритетный проект Минздрава по развитию санавиации. Регион получил первый вертолет МИ-8 с медицинским модулем, поставлена задача увеличить число экстренных вылетов втрое, а в будущем экстренно эвакуировать санавиацией до 90% больных.
Реально ли претворить эти планы в жизнь, и каковы первые итоги реализации программы, выяснял «ПОЛИТСИБРУ».
Хорошо забытое старое
В крае насчитывается около 1600 населенных пунктов. При малой плотности населения и больших расстояниях между муниципалитетами, санавиация - на вес золота. В первую очередь, вертолетом эвакуируют пациентов с инфарктами и инсультами, тяжелыми травмами и заболеваниями, требующими оказания специализированной медпомощи. В рамках проекта вылеты в крае начались с 11 июля 2017 года. Однако такая неотложная служба не нова для региона.
«Я руководил санавиацией Алтайского края с 1978 года по 1984 год. Тогда мы делали примерно по 200-300 вылетов в год. Раньше мы чаще летали на самолетах АН-2. У нас была автоматизированная система диагностики неотложных состояний. В крае использовали ЭВМ СМ-4, которые тогда были только у трех городов России – Владивостока, Ярославля и Барнаула. В то время алтайская санитарная авиация считалась лучшей в РФ», - рассказал депутат Госдумы от Алтайского края Николай Герасименко.
По словам его коллеги по Госдуме Валерия Елыкомова,регион, как и вся страна, находится в некотором переходном периоде, пытается найти оптимальное соотношение качества и доступности экстренной медпомощи.
«Раньше все было доступно, в каждом селе был ФАП. Но ведь доступность медицинской помощи, автоматически не означает качество. Задача Алтайского края сегодня - максимально выйти на мобильные формы работы. Ведь если мы не можем в каждом селе содержать штат сотрудников и лечебное учреждение, которое бы отвечало реальным запросам пациентов, то надо быстро доставлять человека в краевые больницы со специализированной и высокотехнологичной медпомощью», - отметил Елыкомов.
Дорогое удовольствие
До вступления в федеральный проект финансирование санавиации осуществлялось за счет краевого бюджета в размере 4,5 - 7 млн рублей в год. В этом году собственных средств регион потратил чуть менее 5 млн, а всего траты на это направление составили 47 млн рублей. Этих денег хватило на 167,035 летных часа, выполнено 58 полетов, а эвакуировано 70 больных, сообщают в алтайском Минздраве.
В 2018 году траты составят 97,4 млн. Но федеральный бюджет не будет всегда субсидировать проект, уже в 2020 году властям края придется самостоятельно изыскивать деньги на эти нужды.
В рамках приоритетного проекта ООО «Алтайские авиалинии» получили в лизинг новый вертолет Ми-8 МТВ-1 с медицинским модулем стоимостью 380 млн рублей. Вопрос о приобретении в рамках проекта дополнительных воздушных судов для санавиации не рассматривается.
«Если уж мы построили высокотехнологичные центры, то следующий закономерный этап – возможность вовремя доставить больного в созданные условия. Полученные на 2018 год средства, в первую очередь, пойдут на обеспечение работы нового МИ-8. На час полета на нем уходит свыше 800 литров горючего», - сказал Елыкомов.
Мягкая посадка
С развитием санавиации довольно остро встал вопрос о подготовке вертолетных площадок. Ближе всего к клиникам, в которые госпитализируют пациентов по экстренным показаниям, находится площадка «Обской мост». Она была непригодна для ночных посадок. Поэтому на ее реконструкцию из краевого бюджета направили 1,8 млн рублей. Но это единственный пример на весь регион.
Николай Герасименко рассказал, что раньше практически все районы были оснащены аэродромами подскока по решению крайисполкома, но сейчас они уже давно не используются. Во время строительства краевой больницы депутат предлагал сделать вертолетную площадку на крыше, но от этой идеи отказались.
«На мой взгляд, посадочная площадка в районе Нового моста - не лучший вариант. Ведь приходится перегружать пациента из вертолета в машину «скорой», а на дорогах могут быть пробки», - заметил депутат.
Валерий Елыкомов при этом считает, что количество посадочных мест на данный момент отвечает потребностям края поскольку летом вертолету без разницы, где приземляться, а зимой главное, чтобы площадка была расчищена от снега. А что касается площадку у Нового моста в Барнауле, то парламентарий называет ее оптимальной, по его словам доставка оттуда в медучреждения занимает около 15 минут езды на «скорой» с мигалками.
Он добавил, что пока регион не совсем готов к посадкам вертолетов на крышах больниц. Во-первых, для этого нужен легкий вертолет. Во-вторых, наши больницы приспособлены к типу доставки пациентов «снизу-вверх». То есть пришлось бы параллельно менять целиком структуру зданий.
Земля или воздух?
Наличие альтернатив всегда подразумевает выбор. Так медикам приходится определяться – посылать на вызов машину скорой помощи или же вертолет санавиации. При этом медлить нельзя, как и совершать ошибок.
По словам Николая Герасименко, нет четкого перечня ситуаций, в которых необходимо посылать на вызовы вертолет. Самый главный критерий тут – это неотложное состояние пациента, когда, например, диагноз неясен, либо, когда врачи не могут на месте оказать необходимую помощь. Особенно это касается специализированной высокотехнологичной помощи.
«Во-первых, приоритет отдается детям. Во-вторых, есть состояния, при которых больного нельзя трясти на кочках, а на дороге так или иначе это происходит. В-третьих, большое значение имеет фактор времени. В медицине катастроф все разговоры по вызовам записываются, то есть имеется официальный запрос, по которому принимается консилиумное решение о том, какой вид транспорта использовать в конкретной ситуации. У нас эта система уже отработана», - разъяснил Валерий Елыкомов.
Добавим, что критерии применения санавиации утверждены приказом регионального Минздрава от 21 июня 2017 года «Об обеспечении оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Алтайского края».
Взгляд изнутри
Медицина катастроф привлекает к работе в санавиации специалистов, которые чаще всего работают в краевой клинической больнице, краевой детской больнице, а также краевом кардиодиспансере.
По словам сердечно-сосудистого хирурга краевой клинической больницы Алексея Козлова, в санавиации есть некоторые проблемы с зарплатой медиков.
«В санитарной авиации я с 2007 года. Работаю там сосудистым хирургом на 0,25 ставки. Беру примерно по 4-5 дежурств в месяц. Зачастую моя работа ограничивается просто телефонными консультациями, «вылетать» приходится не каждый дежурный день. Около 10 лет назад такой дополнительный заработок был более ощутимым. Но время шло, а зарплату очень мало индексировали. Тем более, совместители, в отличие от штатных работников, никаких дополнительных надбавок не имеют. Поэтому сейчас я работаю скорее по инерции, чтобы сохранять свои навыки», - рассказал Козлов.
Закономерно, что из проблем с зарплатой вытекают проблемы с кадрами.
«Если бы работа более существенно оплачивалась, то желающих работать было бы больше. Когда я устраивался, была установка, что в санавиацию не принимают специалистов со стажем работы менее 10 лет. Так что обычно медики с достаточным стажем находят себе другое место. Ведь дежурства здесь отнимают не только много времени, но и здоровья – на вызовы приходится вылетать и по ночам. Понятно, что опыт в медицине имеет немаловажное значение, и в санавиации должны работать специалисты с большим стажем. Но достичь этого можно только путем изменений в системе оплаты труда», - считает Козлов.
Тем не менее, работник санавиации считает эту службу в определенной степени незаменимой. «У нее нет сопоставимых альтернатив. Конечно, можно иметь в районах определенных узких специалистов, но большую часть времени они будут сидеть без работы. Это нерентабельно, да и необходимый опыт они не приобретут», - подчеркнул сосудистый хирург.
В ближайшем будущем в этой сфере нужно решить массу задач. К примеру, обратить внимание на то, что «скорая» должна опираться на функционал, а не на прикрепленность районов к тем или иным медучреждениям, необходимо досконально обсудить маршрутизацию и те неотложные состояния, при которых медпомощь должна оказываться санавиацией. При этом работа санавиации не должна превратиться в слепую гонку за количеством вылетов. Когда речь идет о человеческих жизнях, качество – в приоритете.
Дарина Белоусова.
Фото с сайта www.zdravalt.ru.