О том, как преодолеть различия между городом и деревней, великие умы человечества задумывались давно. Над «идиотизмом деревенской жизни» ломали голову еще Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», а за ними Шукшин в рассказе «Шире шаг, маэстро!». Ленин в «Государстве и революции» размышлял «об уничтожении противоположностей между городом и деревней». Задача «в основном» ликвидировать эти противоречия ставилась в третьей программе КПСС в 1961 году. Но ничего не получалось.
На прошлой неделе в новом виде эту задачу сформулировал губернатор Алтайского края Александр Карлин. Он сказал, что Россия должна сделать все, чтобы развивать супер-крестьянство во всех его аспектах: социальном, профессиональном, культурном.
Что такое супер-крестьянство не объясняется, но, сходя из упомянутых губернатором аспектов, можно предположить, что речь идет вот о чем: крестьяне, выращивая хлеб, мясо и молоко в деревне, должны жить как в городе и иметь доступ ко всем благам цивилизации.
Пока Алтайский край супер-крестьянами похвастать не может. Сельская молодежь уезжает в города, где формирует многочисленные отряды студенчества и работников торговли. Количество сельского населения с 1 млн 133 тыс. человек в 2007 году уменьшилось до 1 млн 34 тыс. человек в 2017 году. В процентом выражении доля жителей села упала с 45,8% до 43,7%.
Средняя зарплата в сельском хозяйстве в январе-октябре 2017 года – 18054 рубля. Ниже только в республиках Алтай, Тыва, Хакасия и Забайкальском крае. В несельскохозяйственной Иркутской области – 36644 рубля. Вдвое выше, чем в Алтайском крае.
Но, несмотря на эти трудности, идея о супер-крестьянстве абсолютно верная. Для устойчивого развития агропромышленного комплекса, способного преодолеть и погодные катаклизмы, и неблагоприятную конъюнктуру рынка, в отрасли, действительно, должны работать супер-крестьяне. Будем внимательно следить за тем, как эта идея воплощается в жизнь.
Дмитрий Негреев.