В Центре разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» открыли аллею Ивана Ползунова. В мероприятии приняла участие делегация Алтайского края во главе с губернатором Александром Карлиным.
В самом начале аллеи разместили инсталляцию одной из главных инновационных разработок ХVIII века - паровой машины Ивана Ползунова, сообщает официальный сайт Алтайского края. Губернатор Александр Карлин напомнил собравшимся, что «огненная машина» Ползунова создана на деньги Государства Российского. «Это пример очень эффективных государственных инвестиций в развитие инноваций в России. Во многих энциклопедиях пишут, что Иван Иванович Ползунов был инженером - и это так, поскольку он изобрел «огненную машину». Но вместе с тем он никогда инженером не был, а был экономистом. И паровая машина была изобретена им под запросы бизнеса - умный, грамотный бизнес должен стимулировать инновации и прорывные технологии», - цитирует сайт региона Александра Карлина.
Не успели Александр Карлин, вице-премьер Аркадий Дворкович, президент Фонда «Сколково» Аркадий Вексельберг и представитель Алтайского края в Совете Федерации Михаил Щетинин открыть аллею Ивана Ползунова, как либерально настроенная «Независимая газета» неприминула поиздеваться на этим событием.
«…именно паровую машину Ивана Ползунова губернатор назвал примером очень эффективных государственных инвестиций в развитие инноваций в России. Кстати, Ползунов, учит Карлин, никогда инженером не был, а был экономистом. И паровая машина, поясняет свою мысль Александр Богданович, была изобретена им под запросы бизнеса», - язвительно пишет «Независимая газета».
Московские журналисты пытаются уличить губернатора в незнании вопроса, мол, он утверждает, что Ползунов был не инженером, а экономистом. Действительно, Ползунов экономистом не был. Но он не был и инженером в полном смысле слова. Ползунов был изобретателем-самоучкой. Но стоит ли из-за этого придирчиво относиться к губернатору?
И так ли Карлин был далек от истины, называя Ползунова экономистом? Абсолютно нет! Ползунов делал паровую машину, чтобы увеличить производительность труда Барнаульского сереброплавильного завода, дававшего драгоценный металл для российский казны. И в этом смысле Ивана Ивановича вполне можно назвать экономистом. Производительность труда - категория экономическая, и Карлин прав, называя Ползунова экономистом. Жаль, что сейчас в Алтайском крае таких ползуновых нет: гении рождаются один раз в столетие или уезжают в другие регионы.
И последнее. «Независимая газета» пытается иронизировать над словами губернатора Карлина о том, что паровая машина Ползунова была «примером очень эффективных государственных инвестиций в развитие инноваций в России». Тут как посмотреть. Ползунов был на Барнаульском заводе плавильным писарем, дослужился до унтер-офицера, сопровождал в Санкт-Петербург обоз с серебром. При поддержке горного начальства сам выучился плавильному делу и действительно на государственные деньги построил паровую машину. Были ли государственные инвестиции «очень эффективными»? После смерти Ползунова машину разобрали. Но факт изобретения-то остался! А может ли «Независимая газета» привести примеры современных изобретений, сделанных на Алтае и равных по своей значимости машине Ползунова в XVIII веке, и поддержанных государственными инвестициями? То-то и оно. И чего тогда иронизировать над губернатором?
Главное, в чем прав Александр Карлин, - имя Ивана Ползунова и его изобретение вошли во все энциклопедии и прославили Барнаул и Алтайский край. Если у московских журналистов уважительное отношение губернатора к нашей истории вызывает смех, пусть назовут современные алтайские инвестпроекты и имена, сравнимые с Ползуновым и его «огненной машиной». Мы о них с удовольствием напишем. А иронизировать все могут.
Дмитрий Негреев.
Фото - официальный сайт правительства Алтайского края.