О выборах 2017 и 2018 годов «ПОЛИТСИБРУ» поговорил с членом Высшего совета «Единой России», политологом, генеральным директором Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрием Орловым.
- Есть много рейтингов губернаторов, и они все разные. Один и тот же губернатор в разных рейтингах за один и тот же месяц может занимать противоположные позиции.
- Противоположные все-таки редко.
- Ну, вот взять губернатора Алтайского края Александра Карлина. В вашем рейтинге в апреле он на 78-й позиции с потерей двух пунктов по сравнению с мартом, а в каком-то другом рейтинге он на 30-м месте. Согласитесь, разница большая.
- Два пункта – это ситуативно. Позиция в рейтинге зависит от многих факторов – от методики, конкретных составителей, экспертов, которые принимают участие. Я всегда сторонник того, чтобы не торопиться наклеивать ярлыки на коллег, что они непрофессиональные или ангажированные. Наша методика достаточно прозрачна: это построение среднего арифметического мнений экспертов после того, как эксперты дают оценку от единицы до десяти. Судя по реакции экспертного сообщества на федеральном уровне, региональных экспертов, федеральной и региональной элиты, я вижу, что мы базовые тренды ловим. Бывают, конечно, разночтения существенные.
Но мы оцениваем влияние губернаторов, для него важна ситуативная активность. Например, принял губернатора президент - губернатор сразу усиливается в рейтинге. Добился губернатор серьезных инвестиционных решений - он сразу усиливается. Удалось решить какие-то элитные проблемы, застарелые конфликты - он сразу усиливается.
В тех рейтингах, которые основаны на учете экономической ситуации или каких-то иных характеристик, движение фигурантов может быть другим. Элите и управленцам надо сопоставлять разные продукты и пытаться сконструировать для себя целостную картину. Уверяю вас, если бы такой продукт был один, это было бы намного хуже.
- Давайте перейдем к грядущим выборам. Руководители исполкомов краевой и Барнаульской организации «Единой России» считают, что от 37 процентов, которые партия набрала в 2016 году в Алтайском крае, до 50 процентов не такой большой путь. Как вы считаете, может «Единая Россия» кардинально улучшить результат в крае в этом году?
-Я думаю, формула «перезагрузки», которая используется партией, смена менеджмента в Барнауле и не только, наличие достаточно эффективных технологов, проекты в области городской среды, которые видят все – все это позволяет партии серьезно мобилизоваться. Поэтому я думаю, что на выборах в Барнаульскую городскую Думу получение партией свыше пятидесяти процентов голосов по списку – это вполне реальная задача. А с учетом того, что в одномандатных округах доминирование партии традиционно, то результат в Барнауле будет очень благоприятным.
Ситуация в Рубцовске и Бийске, естественно, отличается от столицы региона, но и здесь, думаю, партия предпринимает вполне адекватные усилия по реагированию на те вызовы, с которыми она сталкивается.
- Принято считать, что выборы 2017 года – это генеральная репетиция президентской кампании. Вы согласны с таким мнением?
- Я думаю, что отчасти это верно. Это репетиция в технологическом отношении, репетиция с точки зрения электоральной мобилизации, с точки зрения отработки смыслов. Да, это репетиция. Но все-таки президентские выборы – это кампания большой мобилизации и кампания больших смыслов, которые должны транслировать кандидаты в президенты. И прежде всего главный кандидат – Владимир Путин. Технологии сейчас обкатываются, но содержание кампаний 2017 и 2018 годах совершенно различно, и сравнивать их невозможно.
Для кампаний муниципального уровня, да и для губернаторских кампаний значение имеет прежде всего местная повестка. Для губернаторов – еще и санкция президента, сам акт назначения исполняющим обязанности. Для президентских выборов значение имеет федеральная повестка. Ясно, что это будет некая патриотическая рамка. Но не только - нужно будет говорить о том, как кандидаты в президенты видят национальную повестку, какое будущее они предлагают стране, какие механизмы и идеологию развития. Это дискуссия совсем о другом и другого уровня.
- Есть ли какие-то сформулированные центром смыслы для региональных выборов 2017 года?
- Конечно, есть часть федеральной повестки, которая в высокой степени унифицирована и транслируется в регионы. Но ее совершенно не обязательно как-то специально формулировать для выборов. Она известна.
На региональных выборах, особенно муниципальных, повестка везде своя. С людьми, которые обеспокоены вполне конкретными проблемами: уровнем жизни, качеством здравоохранения, образования, состоянием дорог, состоянием социальной помощи – странно говорить об идеях и ценностях. Они хотят услышать от кандидатов ясное представление о том, как будут решаться волнующие именно их проблемы и именно в их регионе.
Дмитрий Негреев.
Фото Дмитрия Орлова со страницы в Facedook