Власти Алтайского края приняли окончательное решение по продаже тепличного комплекса «Индустриальный». Сообщается, что на приватизацию его выставили из-за неэффективности. Процесс проходит непублично — депутаты АКЗС лишены возможности влиять на продажу госактивов. Но вопросов об обстоятельствах приватизации стратегически важного предприятия много. Почему оно стало неэффективным в руках края? И сохранится ли его профиль? «ПОЛИТСИБРУ» разбирался в проблеме.
Продажу 100% акций ОАО «Индустриальный» — одного из крупнейших тепличных комплексов Сибири — власти края внесли в план приватизации. Постановление об этом 14 марта подписал губернатор Александр Карлин. С момента, как был издан первый документ об этом — проект изменения программы приватизации — прошло лишь около месяца. Но обсуждения или хотя бы какого-то общественного диалога по поводу продажи одного из ключевых государственных сельхозактивов Алтайского края до сих пор не было. Хотя вопросов по этому поводу много как у депутатов, так и у аграрных экспертов.
Начнём с того, что «Индустриальный» — это крупнейший производитель овощей не только Алтайского края, но и СФО — на него приходится более 16% всего объёма в Сибири. В качестве аргумента в пользу его продажи власти называют низкую рентабельность, дорогую энергию и высокую конкуренцию со стороны импортных овощей.
Также сообщается, что по состоянию на 1 января 2018 года обязательства предприятия составляли 849 млн рублей, из которых 745 млн — кредиты банков. Стоимость имущества оценивается в 1,4 млрд рублей. Цена продажи акций и активов пока не обозначена. Предположительно, она не сформирована, потому что ещё не проведена экспертная оценка.
Читайте также: Приватизация «под ковром»: Зачем власти Алтайского края продают рынок на Космонавтов?
Отметим, в феврале 2017 года «Индустриальный» был преобразован из АКГУП в ОАО. Это случилось, когда уже появился законопроект, наделяющий правительство края единоличными полномочиями по созданию плана приватизации государственного имущества. Возможно, уже тогда у властей региона появилась мысль продать комплекс?
Что касается финансовых результатов, то комплекс убыточным не является. По данным базы «СПАРК», в 2016 году «Индустриальный» получил почти 14 млн рублей прибыли и даже выплачивал дивиденды. Хотя это худший результат за последние пять лет (данные за 2017 год пока не опубликованы). 2015 год закончили с прибылью в 24 млн, 2013 — почти 33 млн рублей в плюсе. Таким образом, динамика отрицательная. Депутат АКЗС от партии «Справедливая Россия» Владислав Вакаев задаётся вопросом: делали ли власти что-то, чтобы переломить тенденцию, исправить ситуацию?
— Сегодня в России как грибы после дождя растут тепличные хозяйства, чему способствует политика импортозамещения. И если бы это не было выгодно, этим бы не занимались, — говорит «ПОЛИТСИБРУ» Вакаев. — Наш же комбинат убыточен. И объяснить это только высокими тарифами на электроэнергию вряд ли возможно. Проводился ли независимый аудит на предприятии? Исследовалась ли эффективность трат средств, привлекались ли специалисты, которые могли бы предложить антикризисную программу для комбината? Вопросов много.
Развитие овощеводства в закрытом грунте (то есть, в тепличных хозяйствах) входит в федеральную программу развития сельского хозяйства до 2020 года, напоминает «ПОЛИТСИБРУ» ректор АГАУ, заведующий кафедрой плодоовощеводства Николай Колпаков. Тем более, что предприятия по этой программе могут получить компенсацию затрат на энергоносители — самую крупную статью расходов овощеводческих хозяйств. Сами же сибирские овощи всегда выигрывают по качеству у импортных, несмотря на то, что привозные часто оказываются дешевле. Ресурс для того, чтобы сделать овощеводство в Алтайском крае более выгодным, есть.
— Сейчас внедряются новые технологии теплиц, которые позволяют получить больший урожай, при этом себестоимость производства оказывается ниже, а рентабельность, соответственно, выше. Но эту модернизацию нужно провести, — говорит Николай Колпаков.
Читайте также: Договорились, но без деталей: почему до сих пор не известен механизм продажи «Алтайкрайэнерго»?
Ректор аграрного вуза уточняет, что овощами в Алтайском крае занимается, в основном, только один «Индустриальный». Более мелкие производители выращивают больше зелень или огурцы в сезон.
Как сообщили «ПОЛИТСИБРУ» эксперты отрасли, алтайский тепличный комплекс частично перешёл на энергоэффективные технологии. Но таковым должно быть всё предприятие. А модернизация требует больших инвестиций. Депутат АКЗС от «Единой России», руководитель сельхозпредприятия Александр Дёмин считает, что в «Индустриальный» нужно привлекать инвестора, который может сделать комплекс эффективным. Но с новым собственником, так или иначе, нужно плотно работать, чтобы предприятие сохранилось. Во-первых, из-за того, что там работает более 700 человек. Во-вторых, потому что «Индустриальный» позволяет регулировать цены на овощи в Сибири.
— На его ценовую политику ориентируются, в том числе, и азиаты, завозя в Алтайский край свою продукцию, — рассказал Александр Дёмин «ПОЛИТСИБРУ». — Надо выставлять «Индустриальный» на продажу с условием сохранить основную деятельность. Если оно не будет работать, то не факт, что даже турецкие овощи останутся дешёвыми.
Очевидно, что продажа такого стратегически важного актива должна публично обсуждаться. Как минимум, чтобы выслушать все возможные доводы «за» и «против» и взвесить риски. Ведь если «Индустриальный» не будет работать, то 15% рынка овощей Сибири, которые занял благодаря предприятию Алтайский край, займёт кто-то другой.
Отметим, сейчас решение о продаже государственных активов в Алтайском крае единолично принимают власти. Депутаты АКЗС лишь ставятся в известность.
«ПОЛИТСИБРУ» направил запрос в Министерство имущественных отношений Алтайского края и профильный комитет АКЗС с просьбой прокомментировать вопросы приватизации «Индустриального».
Фото: Олег Укладов