Бюрократия forever, или Почему покупать проездной в Барнауле — так себе идея

Бюрократия forever, или Почему покупать проездной в Барнауле — так себе идея Фото: Анна Меньшикова, "Толк"

Система электронных проездных в Барнауле устроена так, что ставит одну часть горожан в неравное положение с другими пользователями

Анастасия Корягина

Анастасия Корягина
Редактор

С момента внедрения в Барнауле электронных проездных городские власти регулярно призывают горожан пользоваться транспортными картами – мол, это удобно и выгодно.

Только пользуются ими в большинстве своем льготники. Потому что рядовые пассажиры не только не получают той же выгоды, но и серьезно рискуют деньгами.

Я купила транспортную карту в конце 2016 года, с самого начала ее внедрения в Барнауле. Не могу сказать, что она во всем удобна – "косяков" хватает, особенно в части пополнения баланса, но плюсы в виде денежной выгоды и отсутствия необходимости светить кошельком в транспорте все перевешивали. До тех пор, пока я не потеряла проездной и не обнаружила самый главный его минус.

Как на грех, накануне потери я закинула на карту 840 рублей (столько нужно ровно на 42 поездки по тарифу "Единый на 60 дней"). Я обратилась в МУП "Центртранс" по телефону с просьбой помочь восстановить проездной. Мне отказали, сославшись на то, что карта не персональная, то есть не привязана к моему имени, и это "технически невозможно", так как ее "нет в базе". 

На следующий день я обнаружила, что картой кто-то пользуется – с нее списывались поездки. Отследить активность мне удалось через сайт "Центртранса" в разделе "Пополнение карты". Я вновь позвонила в МУП, и мне пояснили, что если проездной украден, по запросу полиции они могут ее заблокировать – то есть все-таки такая техническая возможность имеется.

Совет по ценообразованию рассмотрел новые тарифы на проезд в Барнауле

Совет по ценообразованию рассмотрел новые тарифы на проезд в Барнауле

С просьбой повысить цены на тарифы в общественном транспорте в администрацию обратились перевозчики. По результатам экономической экспертизы приняли новые тарифы

Чисто из спортивного интереса я обратилась в отдел полиции по Центральному району УМВД России по Барнаулу, приложив чеки об оплате карты. Дело рассматривали участковый А. А. Пимонов и старший следователь А. А. Колесникова. Оба отказали в возбуждении уголовного дела, что вполне законно – сумма хищения слишком маленькая, и предполагаемого нарушителя можно наказать только административно.

При этом обоим сотрудникам полиции я пояснила, что конкретно мне от них нужно – сделать запрос о блокировке проездного в МУП "Центртранс", чтобы проверить, что такая возможность у предприятия есть. Но мне не пошли навстречу.

Согласно барнаульскому "Положению об электронной системе оплаты и учета проезда", восстановление транспортных карт, за исключением персональных, не осуществляется. Фактически право на персональную карту имеют только школьники, студенты, пенсионеры и льготники (инвалиды, ветераны труда, чернобыльцы и т. п.).

То есть значительная часть населения Барнаула, не обладающая льготами, ни при каких условиях не может приобрести именное средство платежа. А значит, львиная доля горожан изначально поставлена в положение, при котором в случае утери карты или кражи будет вынуждена лишиться денег. Максимально на нее можно закинуть 14 тыс. рублей. Нехилый такой навар получается. Неиспользованные деньги по окончании срока действия тарифа проездного, по данным "Центртранса", перечисляют перевозчикам. Интересно, каким именно?

Выходит, что те, у кого есть право на персональные карты, имеют преимущества перед остальными. Насколько они обоснованы, я решила узнать у прокуратуры. Отправила через Госуслуги письмо в ведомство, прикрепила чеки и запись телефонных разговоров с сотрудниками "Центртранса".

Моя логика была такая. Деньги, внесенные на транспортную карту, фактически являются авансом для оплаты будущих поездок. Чем в таком случае электронный проездной отличается, скажем, от сертификата на оказание какой-либо услуги? А между тем деньги, внесенные за сертификат, вернуть можно, а с проездного – нельзя.

Барнаульцы просят мэрию отложить повышение цен на проезд

Барнаульцы просят мэрию отложить повышение цен на проезд

"Нет повышению цен на проезд", – под таким девизом прошел недавний пикет в Барнауле. Собравшиеся выкрикивали лозунги и собирали подписи с просьбами отложить повышение цен до 2021 года

При этом, если у человека имеются чеки о пополнении карты (на которых обязательно есть ее номер), он имеет право заявить о хищении. Рассмотрев мое обращение, полицейские сделали вывод, что это не ложный донос, то есть фактически признали, что я доказала принадлежность этого проездного мне.

По номеру карты можно проверить ее баланс, отслеживать поездки и даже пополнять. А значит, у "Центртранса" есть необходимая система (через нее они, кстати, также ведут подсчет трафика пассажиров). Проблема блокировки таких карт, по мнению МУПа, состоит в том, что их могут ввести в заблуждение – мол, как вы докажете, что это ваша карта? Решение, по-моему, на поверхности – либо доказывать через полицию, как я, либо ввести персональные проездные для всех.

К примеру, транспортную карту "Тройка" в Москве в 2020 году сделали персонализированной для всех категорий граждан. В специальном приложении можно завести личный кабинет, привязать к нему проездной и там же переносить данные утерянной "Тройки" вместе с балансом на новую карту.

Все эти доводы я написала в письме прокуратуре и попросила проверить постановления администрации города Барнаула на предмет нарушений российского законодательства – в частности, прав потребителей. Через месяц получила ответ, состоящий из цитирования тех самых документов, которые я просила изучить, и выводом о том, что все законно.

Идти в суд, платить пошлину, оплачивать услуги юриста и пытаться доказывать свою правоту у меня нет желания. Но грустно сознавать, что несправедливость налицо, а в этом никто не хочет разобраться. И все твои попытки добиться изменения ситуации разбиваются о бюрократические отписки.

Раньше я удивлялась тому, что читатели любят сразу обращаться в СМИ, не попытавшись покопаться в проблеме самостоятельно – пожаловаться в соответствующие ведомства. Теперь понимаю: это пустая трата времени. Огласка дает хоть какой-то шанс.

На внедрение системы электронных проездных потратили 58 млн бюджетных рублей, особенно подчеркивая, что она "для всех категорий граждан". Прошло четыре года, и что изменилось? Транспортными картами пользуются в основном те люди, которые раньше и так имели бумажные проездные. В 2018 году, например, всего 6% пользователей не имели каких-либо льгот.

Да и в 2020-м ситуация кардинально не изменилась: из 83 тысяч проданных проездных более 61 тысячи были льготными. А кроме льготных есть еще пенсионные, школьные и студенческие. Доля "простых" пассажиров, похоже, по-прежнему мизерная.

Вряд ли я первая звонила в "Центртранс" с просьбой заблокировать свою карту. Не зря же у них на сайте в списке популярных висит и вопрос о восстановлении проездного. Зная о таком просчете, власти почему-то не торопятся сделать важный шаг навстречу горожанам. Может, потому, что сами проездными не пользуются?

Кстати, новую карту я так и не купила. Опасаюсь повторения ситуации. Возможно, приобрету, если поднимут цены на проезд и выгода перевесит мои сомнения.

Материалы рубрики "Потолкуем" представляют собой личные мнения авторов, которые могут не совпадать с мнением редакции.

Новости партнеров

1000

Закрытость и корыстная заинтересованность. В том числе поэтому Барнаул на сегодняшний день недостоин участия в федеральных программах обновления ОТ. Деградация будет продолжаться до той поры, пока жители города не перестанут восприниматься исключительно как источник дохода нужным людям, аффилированным с городской администрацией...

Анастасия Корягина
Чучмек, посмотрим в следующем году, исправят ли они свои ошибки;)
Ответить

Есть еще одна несправедливость - ограничения по сроку действия на тарифе "Единый на 60 дней". Согласно условиям, средства, внесенные на карту, должны соответствовать конкретному числу поездок - 20 или 42 поездки. По окончанию 60 дней эти поездки "сгорают". Не слишком ли "жирно" - дарить деньги за ограниченное число поездок? Во временных рамках есть логика, когда платишь фиксированную сумму раз в месяц и катаешься неограниченно. В противном случае, по-моему, речь идет об узаконенном "наваре" на потребителях.

Лента новостей