"Толк" составил рейтинги финансовой успешности по показателям выручки и чистой прибыли среди промышленных предприятий Алтайского края
Из более чем 3,7 тыс. действующих промпредприятий Алтайского края почти 2,2 тыс. сработали в 2021 году с прибылью. Из них несколько десятков получили чистый доход, превышающий 100 млн рублей, а топ-10 финансовых чемпионов заработали совокупно 50,7 млрд рублей. Это следует из данных сервиса "Спарк Интерфакс", который публикует отчетность компаний за прошлый год.
"Толк" проанализировал информацию о предприятиях, основной вид деятельности которых – обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых (актуальна на 11 мая). Абсолютным чемпионом, кратно увеличившим свои показатели, стал заринский "Алтай-Кокс", чья выручка взлетела выше 100 млрд рублей, а чистый доход достиг 40,8 млрд.
Лидеры по этим двум показателям сохраняются в основном из года в год, однако цифры и место в рейтингах меняются. В 2021-м не обошлось и без новичков. Почти все компании, вошедшие в топ, нарастили и выручку, и прибыль. Эксперты прогнозируют, что финансовые показатели останутся в "положительной" зоне для алтайских промышленников и в первом полугодии 2022 года. Однако дальнейшие перспективы пока не ясны.
Кратный рост
"Алтай-Кокс" остается лидером по выручке не первый год. Однако такой цифры предприятие не достигало как минимум последние пять лет. Причиной всему – крайне благоприятная для металлургов конъюнктура рынка в 2021 году, когда произошел взрывной рост цен на металл.
Напомним, "Алтай-Кокс" в структуру компаний Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), который также достиг чрезвычайно высоких финансовых результатов. Скажем, выручка НЛМК также увеличилась с 437 млрд в 2020 году до почти 793 млрд рублей в 2021-м, а чистая прибыль – с 61,1 млрд до 278,2 млрд.
В этом году, однако, положение дел, очевидно, может заметно измениться. И дело даже не в том, что ситуацию с динамикой цен на металл стабилизировали. Введенные санкции значительно изменили всю конфигурацию рынка.
90% объема продукции "Алтай-Кокс" поставляет на НЛМК.
"Но Евросоюз полностью прекратил закупку почти всех видов металлов из России. А у нас половина всей продукции металлургии шла на экспорт. Сейчас нужно найти рынки сбыта для этого объема", – объяснял ранее Виктор Мещеряков, исполнительный директор Союза промышленников Алтая.
По его словам, "Алтай-Кокс" по итогам первого квартала 2022 года произвел на 3,6% больше продукции к такому же периоду прошлого года. По данным на середину апреля, заявки на кокс были на апрель и май. Затем головное предприятие должно было сформировать новые заявки на дальнейшие месяцы.
Второе место также уже который год удерживает другое градостроительное предприятие региона – новоалтайский "Алтайвагон".
А вот третье занял новичок рейтинга – крупный барнаульский завод по производству шин "Нортек". Однако в топ лучших он ворвался не потому, что резко нарастил показатели, а потому, что с января 2022 года юрлицо зарегистрировано в Алтайском крае. Ранее компания юридически располагалась в Москве.
Однако объем выручки у "Нортека" и в прежние годы был довольно высоким по меркам края: например, в 2020 году она была 13,2 млрд, а в 2019-м – 12,9 млрд рублей.
Невиданная прибыль
В целом предприятия Алтайского края в 2021 году получили прибыль в 108,8 млрд рублей, доля промышленников в нем – 73,3 млрд, или 67%, рассказывал Виктор Мещеряков. По его оценке, это "фантастическая цифра" для края. По его данным, январь 2022 года также показывал еще рост прибыли на 25% к такому же месяцу годом ранее.
Из десяти лидеров предприятий по чистой прибыли семь сохранили свое пребывание в топе. "Алтай-Кокс" и "Эвалар" по-прежнему занимают первые два места. Черемновский сахарный завод (входит в ГК "Доминант") все также на четвертой позиции. "Кучуксульфат" и Рубцовский ЛДК всего лишь поменялись пятым и шестым местом. В топ-10 все так же "Алейскзернопродукт" и "Артель старателей Поиск".
Главной сенсацией этого года является вылет из топ-10 "Алтайвагона", который при возросшей выручке не просто не смог попасть в десятку, где был предыдущие два года, но показал убыток более чем в 1,8 млрд рублей. На состояние этой отрасли в целом оказал влияние все тот же рост цены на металл, доля которой в себестоимости вагонов превышает 50%.
"Мы пытаемся донести до наших коллег мысль, что вагон на 75-78% состоит из металла. И обвинять нас или думать, что вагоны будут дешеветь, наверное, не совсем корректно", – рассказывал в апрельском интервью журналу "Металлоснабжение и сбыт" Василий Варенов, советник гендиректора "Алтайвагона".
По его словам, все вагоностроительные заводы надеются в 2022 году не упасть ниже тех пессимистичных прогнозов, которые сами себе определили. "А это, прежде всего, падение не более 20% производства по отношению к 2021 году, то есть выпуск 45 тыс. единиц подвижного состава", – рассказал он.
А это также будет напрямую зависеть от взаимоотношений с металлургами. На "Алтайвагоне", с одной стороны, понимают, что тем тоже нужно повышать цены. Но для вагоностроителей это путь в убытки.
"Мы и так уже перешагнули черту маржинальности и сейчас фактически работаем из серии: "Давайте посчитаем заказ, на котором у нас убытков меньше". Именно из этого исходим. Потому что рынок, как вы знаете, на сегодняшний день не готов к повышению цен на вагоны, он в принципе на это не готов".
Тем не менее в начале апреля в правительстве региона сообщали, что "Алтайвагон" (включая его рубцовский литейный филиал) и Барнаульский ВРЗ уже в этом году заключили контракты на несколько месяцев вперед.
Последний, кстати, входил в топ-10 предприятий по чистой прибыли по итогам 2019 года. Но уже в прошлом году выпал из десятки. Хотя и в 2020-м, и в 2021 году сработал с прибылью.
В целом о значении полученной предприятиями прибыли можно судить по отчислениям с нее налогов. По данным регионального управления налоговой службы, в прошлом году бюджет края получил этого налога почти 21,5 млрд рублей (часть уходит еще в федеральную казну), из них 2,7 млрд – это доля предприятий из так называемых консолидированных налогоплательщиков, то есть тех, что работают в крае, но входят в крупные холдинги.
Самый "денежный" их представитель в крае – как раз "Алтай-Кокс". Его победные результаты в 2021 году позволили увеличить поступления именно от консолидированной группы налогоплательщиков в четыре раза – с 666 млн до 2,7 млрд рублей.
Совсем другой 2022 год
Однако финансовые итоги 2021 года отражают совсем другую, чем сейчас, экономическую реальность. В этом году результаты могут быть совсем другими, но какими именно, пока не готовы предсказывать даже участники рынка.
Санкции, во-первых, отрезали предприятия от получения импортных комплектующих, сырья, оборудования и т. д. Во-вторых, закрыли часть рынков, той же Европы. В-третьих, нарушили логистические цепочки, а новые пока только налаживаются. В-четвертых, изменили отношения между производителями и поставщиками и торговлей – и те, и другие стали требовать 100% предоплаты, что привело к кассовым разрывам в компаниях. В-пятых, действия ЦБ по сдерживанию инфляции через повышение ключевой ставки фактически привели к тому, что банковское кредитование на общих условиях стало закрытым для промышленников.
Однако, по данным Союза промышленников на середину апреля, около половины заводов края уже нашли новых поставщиков сырья после введения санкций. Впрочем, в некоторых случаях это временные варианты.
Ставка ЦБ постепенно снижается. Также работают программы господдержки, в том числе для системообразующих предприятий, федеральный реестр которых пополнили и алтайские заводы.
Также, как это бывает в кризисы, сменились и приоритетные рынки развития. Из-за острейшего дефицита импортных комплектующих кратно вырос спрос на продукцию отечественных производителей, которым раньше приходилось пробивать стены, чтобы заходить на эти рынки. Скажем, стали очень востребованы топливные системы Алтайского завода прецизионных изделий, шины "Нортека", прогнозируется спрос на колесные диски для сельхозтехники от барнаульского завода мехпрессов и т. д.
Вопрос в том, что не все предприятия готовы к форсированному наращиванию объемов.
Переработчики – на преодолении
Традиционно высокие позиции в рейтинге финансовой успешности заняли переработчики региона, хотя, даже по оценкам властей, прошлый год оказался для них непростым.
В прошлом году, например, мощности молокоперерабатывающих предприятий были загружены только наполовину. "Причиной этому послужил недостаток сырья, который также повлиял на объемы выпуска", – сообщали в Алтайпищепроме. Производство молочной продукции снизилось на 4,3% к итогам 2020 года.
В мясопереработке серьезно подскочила себестоимость "по всей цепочке производства и движения продукции".
"Мировое повышение цен потянуло за собой рост стоимости логистики, кормов и упаковки. Рост средних цен на сырье алтайских производителей к уровню 2020 года отмечен по всем видам выпускаемой продукции", – сообщали в Алтайпищепроме.
Серьезно на показатели мясопереработки повлиял пожар на "Алтайском бройлере", из-за которого предприятие фактически простаивало несколько месяцев. В результате производство мяса птицы упало на 30,8%, а мясных полуфабрикатов – на 15,5%. Но, правда, при этом возросли объемы производства мяса говядины на 14,5%, свинины – на 3%.
2022 год и для этой сферы изменил все кардинально. Переработчики по многим позициям оказались более зависимы от импортных поставок, чем заводы других отраслей. Скажем, у пивоваров хмель, концентраты для безалкогольных напитков и многие другие базовые ингредиенты поступали из Европы.
У сыроваров определенный вид заквасок только на 10% был отечественного производства. Это же касается ряда специальных ферментов, рассказывала Ольга Мусина, глава Сибирского НИИ сыроделия на итоговом совещании в Алтайпищепроме.
Зернопереработчики на фоне повышенного спроса на их продукцию столкнулись с дефицитом сырья и его удорожанием, рассказывал Денис Старовойтов, исполнительный директор "Алейскзернопродукта".
И все это – не считая возросших затрат на транспортировку, упаковку, запчасти и другие расходные материалы.
Однако глава Алтайпищепрома Александр Большаков заявлял ранее – производители активно ищут альтернативу поставщикам ингредиентов, запчастей и прочего:
"Алтайские предприятия находятся в переговорном процессе. И европейские поставщики сообщают, что глобальных ограничений не будет. Они сейчас изыскивают возможности через третьи страны поставлять продукцию в Россию".