Врачи "захлебнулись": как выживала алтайская система здравоохранения в 2021 году

Скорая помощь
Скорая помощь Фото: Фото: Анна Меньшикова

Попасть в реанимацию – это удача, но без гарантии на жизнь. Как Алтайский край пережил 2021 пандемийный год и как его выдержала система здравоохранения региона

Четвертая волна пандемии, с которой край столкнулся в 2021 году, далась медикам крайне тяжело. Врачи в реанимациях ковидных госпиталей захлебывались от количества тяжелых пациентов и признавались в собственном бессилии. Ситуация с заболеваемостью коронавирусом вышла в пике на показатели в два с лишним раза больше, чем в предыдущие волны.

Властям пришлось принимать непопулярное решение о введении QR-кодов в общественных местах и выдерживать шквал недовольства от бизнеса и простых людей. Следствием проваленной кампании по вакцинации стали беспомощность медиков перед пандемией и рекордная смертность. При этом в крае постарались сохранить плановую помощь и не допустили скандальных ситуаций 2020 года. "Толк" вспомнил главные провалы и достижения регионального здравоохранения в 2021 году.

Провал года: вакцинация

Алтайский край, как и многие другие регионы России, провалил прививочную кампанию против ковида. Почти год назад власти планировали, что к осени 2021 в крае привьются 60% населения, к декабрю – не менее 80%.

Однако на конец декабря регион имеет всего лишь 58% привитых от общей численности взрослого населения, сообщили "Толку" в минздраве Алтайского края.

Причиной провала стала совокупность факторов: неубедительная позиция властей на всех уровнях, недостаточная пропаганда важности иммунизации, плохая работа с населением по информированию, активное противодействие противников прививок в информационном поле.

Очнитесь, мы на войне: мнения алтайских главврачей о непривитых пациентах

"Пока та часть населения, которая против, не переболеет, мы не победим пандемию", – считают врачи крупнейших медучреждений Барнаула

Голос профессионального медицинского сообщества не всегда был слышен среди громких высказываний антиваксеров. Более того, многие медики сами выступали против прививок: как публично, так и в разговорах с пациентами.

Чтобы подстегнуть народ к вакцинации, власти ввели QR-коды для посещения многих общественных мест. Общество мгновенно раскололось на две части: одни поддерживают эту идею, другие негодуют и требуют отмены ограничений.

Суть вакцинация не всегда была понятна и местным депутатам. Главная коммунистка региона Мария Прусакова, выступая на круглом столе, где обсуждали необходимость введения QR-кодов, выразила недоумение, почему при почти 50% привитых в крае статистика по заболевшим ковидом каждый день бьет новые рекорды.

"Где логика? Получается, что вакцинация показывает отрицательную динамику? Это мой вывод относительно этих цифр", – заявила Прусакова.

У представителей алтайского минздрава голос разума иногда глушили эмоции. Так, замминистра здравоохранения края Наталья Белоцкая во время этого же круглого стола предложила каждому ответить на вопрос:

"Скольких человек вы еще готовы похоронить?"

Министр алтайского здравоохранения Дмитрий Попов, отвечая на вопрос "Толка", заявил, что врачи-антиваксеры есть, но они составляют малую долю от всего профессионального сообщества.

Больница
Больница
Фото: Анна Меньшикова

Глава профильного ведомства признался, что он тоже не понимает, почему люди не прислушиваются к врачам:

"Вопрос к этим товарищам "экспертам": а они-то что предлагают? Врачи предлагают тот объем помощи, который есть, предлагают вакцинироваться. А эти что предлагают? Умереть?"

Главные врачи ковидных госпиталей также открыто призывали людей вакцинироваться и пожалеть медиков. Они приводили аргументы, что в ковидных реанимациях нет привитых или это единичные случаи.

При этом эффективность вакцинации очевидна. По данным официальной статистики, в Алтайском крае за все время пандемии умерло 85 привитых человек. Из них завершили вакцинацию и заболели до истечения шести месяцев 29 человек, это 34%. 14 пациентов умерли от коронавируса – это всего 0,2% от всех умерших от COVID.

Провал года: завал в реанимациях

Низкие темпы вакцинации привели к тому, что реанимации ковидных госпиталей оказались заполнены тяжелыми больными. Представители минздрава в конце июля 2021-го сообщали, что на весь Алтайский край осталось 15 мест в отделениях реанимации ковидных госпиталей. В главном ковидном госпитале края, развернутом на базе барнаульской больницы №5 (РТП), в августе были заняты все 90 коек реанимации.

Оксана Артюшенко, заместитель главврача барнаульской больницы №5 по медицинской части, рассказала тогда "Толку", что в РТП работают 56 анестезиологов-реаниматологов. Треть из них – врачи-стажеры, которые еще учатся в ординатуре.

"Практически каждый из них работает "посуточно с небольшим отдыхом". "В основном работа идет сутки через сутки", рассказала Артюшенко.

Смена одного врача длится около шести часов. По словам заместителя главврача, на утро 2 августа в РТП заступили на смену восемь специалистов. Получается, что в смену на 90 тяжелых пациентов приходится около восьми реаниматологов. Нагрузка на одного специалиста данного профиля составляла 11-12 пациентов.

Страшный год: алтайские медики рассказали, почему надо вводить QR-коды

Представители алтайского медицинского сообщества высказались, почему надо вводить QR-коды и не забывать про другие ограничительные меры

К осени ситуация стала только усугубляться: в регионе разворачивали дополнительные койки. В октябре-ноябре, когда заболеваемость стала критической и стабильно держалась на отметке 520 новых случаев в сутки, врачи откровенно начали говорить, что не справляются.

"Жалко врачей, которые работают на износ. У них колоссальная психологическая нагрузка. Есть элементы профессионального выгорания, когда одно и то же изо дня в день. И самое главное: ты видишь, что твои действия не очень-то и результативны по большому счету – очень высокая летальность. И руки опускаются, появляется психологическая усталость, и никакие деньги это, в общем-то, не компенсируют", – рассказывал "Толку" известный алтайский врач-реаниматолог Михаил Неймарк.

"Если раньше можно было говорить, что за это они получают хорошие деньги, то сегодня это уже не держит. Когда человек морально и физически истощен, очень сложно сохранить себя в профессии. Они видят только горе и ощущают свое профессиональное бессилие", – рассказывал в интервью Дмитрий Попов.

Министр также подтвердил, что в четвертую волну пандемии количество тяжелых больных в ковидных госпиталях серьезно выросло. Осенью прошлого года их было 16%. В 2021 году – до 23%. Это те пациенты, которые требуют постоянного кислорода и ночью, и днем.

Провал года: рекордная смертность

Отсутствие массового иммунитета против ковида и огромное количество тяжелых больных закономерно привели к рекордной смертности.

Народ умирает: Сергей Приб рассказал о проблеме с кислородом в госпиталях

Лидер фракции "Единая Россия" в местном парламенте выступил с непривычно эмоциональной речью во время круглого стола, где обсуждалось введение QR-кодов

Почти 39,5 тыс. человек умерло в Алтайском крае за 11 месяцев 2021 года. Когда подведут данные за декабрь, станет понятно: регион побил печальный рекорд 1990-х. Максимальную смертность за все 1990-е годы, по данным Росстата, в Алтайском крае зафиксировали в 1994-м – 40,5 тыс. человек.

Дмитрий Попов ранее говорил, что скорее всего по итогам 2021 года край будет иметь 42-43 тыс. умерших. Министр алтайского здравоохранения напрямую связывает эти цифры с ковидом.

"К маю, когда мы имели минимальное количество коек, у нас было практически незначительное отклонение по смертности, если смотреть данные за май 2020 года и за май 2021-го. О чем идет речь? Уйдет ковид, и мы достаточно быстро вернемся к доковидным показателям по смертности", – пояснил Попов.

Провал года: продажа ковид-сертификатов

Алтайский край, как и другие регионы страны, отметился историей о продаже нелегальных ковид-сертификатов. В августе 2021 года "Толк" писал, что сотрудники барнаульской поликлиники №14 попались на продаже сертификата о вакцинации.

Дмитрий Денисов отказался опровергать информацию о продаже ковид-сертификатов

Главный врач крупнейшей барнаульской поликлиники заявил, что его подчиненных не ловили на продаже фиктивных сертификатов о вакцинации

В алтайском минздраве эту информацию комментировать отказались по причине "отсутствия информации в ведомстве о данных фактах", а главный врач медучреждения Дмитрий Денисов сообщил, что "не владеет информацией".

Однако позже он подтвердил, что в поликлинике проводилась проверка и отказался опровергать информацию, что его сотрудники торговали сертификатами.

В октябре 2021 правоохранительные органы официально заявили, что в Барнауле возбудили уголовное дело по факту торговли сертификатами о вакцинации. Его фигурантом стал врач-терапевт – медику инкриминируют мелкое взяточничество.

По версии правоохранителей, врач успел продать четыре документа. В какой поликлинике города удалось поймать врача на продаже сертификата о вакцинации, не уточнялось.

Провал года: оптимизация в онкодиспансере

В 2021 году в регионе повторилась скандальная ситуация, один в один похожая на скандал 2020 года, когда опытные врачи дефицитных профессий попали под сокращение.

В конце октября медики краевого онкологического диспансера публично заявили, что им предложили выбрать новую профессию, "начиная от уборщицы". В медучреждении намерены реорганизовать отделения торакальной хирургии до конца 2021 года: вместо двух отделений останется одно, что приведет к неизбежному сокращению сотрудников.

Завотделением торакальной хирургии медучреждения Александр Агеев заявлял, что ему дали список вакансий, в котором в том числе была должность дворника. Тему с таким отношением к заслуженным врачам подхватили коммунисты и история стала отчасти и политической.

Сейчас, по данным минздрава, из всего персонала отделения торакальной хирургии остался только один человек, который сейчас думает, оставаться ли ему в онкодиспансере. Остальные специалисты уже приняли поступившие им предложения и работают или начинают работу с 1 января.

Никогда не было, и вот опять: Алтай засветился скандальным сокращением медиков

Скандал с врачами, когда опытным специалистам предложили поменять занимаемую должность и "примерить" немедицинские профессии, происходит в регионе не впервые

Подобная история происходила в конце мая 2020-го, когда заведующий отделением травматологии и ортопедии Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства в Барнауле, профессор Арсен Осипов записал видеообращение, где заявил о сокращении и предложении устроиться санитарами и уборщиками.

Министр алтайского здравоохранения в интервью "Толку" прокомментировал, что, принимая важные оптимизационные решения, сложно просчитать все риски. Также в минздраве подчеркивали, что нововведения в онкодиспансере продиктованы соответствующим приказом минздрава России.

Провал года: дефицит медиков

Нехватка врачей и среднего медицинского персонала – эта давняя боль Алтайского края. В регионе тотально не хватает медиков. Пандемия только оголила застарелые проблемы, которые годами не решались, а только усугублялись.

Задачу совершить прорыв в решении данной проблемы перед Дмитрием Поповым поставил губернатор края Виктор Томенко.

Глава профильного ведомства признался, что он не может поручиться, что решит эту задачу, однако сделает все, что от него зависит.

Он сообщил, что уже разработан план дополнительных мероприятий к тем, которые есть. Его условно можно поделить на две части:

  • стимулирование притока,
  • снижение оттока из отрасли.

"Да, план финансово емкий. И если мы хотим решить амбициозную задачу, то деньги нужны. Деньги серьезные. Без этого ничего не получится", – считает Попов.

Достижение года: избежали повтора 2020-го

Несмотря на то, что сами медики в один голос говорили, что четвертая волна пандемии – самая тяжелая, и они уже фактически не справляются, в 2021 году случаи, когда пациентов с признаками ковида отказывались госпитализировать, были единичными.

В пики пандемии время ожидания бригады "скорой" увеличивалось с ростом заявок от пациентов. Однако в 2021-м в крае не было известно о случаях, когда скорая не приезжала к пациенту, или ехала 1,5 суток.

Дмитрий Попов объяснил это тем, что они, во-первых, научились "вовремя и правильно реагировать, сопровождать больных", а также тем, что практически все медики в регионе привиты против ковид.

Скорая помощь
Скорая помощь
Фото: Анна Меньшикова

Если в 2020 году, когда не было вакцины, врачи болели наравне с обычными людьми, целыми отделениями уходили на больничные, попадали в госпитали и даже умирали, то в текущем году отмечают единичные случаи заражения коронавирусом среди сотрудников здравоохранения.

В крае по-прежнему дефицит медработников, но в 2021 году они практически все в строю.

Достижение года: сохранили плановую медпомощь

При том, что край захлебнулся во время четвертой волны пандемии, в регионе не стали закрывать плановую помощь, хотя разговоры об этом велись.

"Мы понимаем, что нельзя на два года оставить людей без плановой помощи. Поэтому поспешных, возможно, излишне эмоциональных решений, которые требовались год назад, в 2021 году мы не принимали, а распределили свои ресурсы более равномерно", – объяснял "Толку" Дмитрий Попов.

При этом жители региона неоднократно жаловались, что не могут попасть на прием к узким специалистам. Особенно остро вопрос стоит в районах края.

Новости партнеров
Новости партнеров