Председатель уверен, что депутатский корпус готов к качественной работе
Главным политическим событием уже теперь прошлого 2021 года стало избрание нового парламента Алтайского края. Портал «Политсибру» и глянцевый журнал «Автограф» подготовили совместный проект о восьмом созыве АКЗС. В нем мы рассказываем о том, что такое парламент, какие фракции и комитеты работают в новой версии представительного органа, знакомим читателей со всеми 68 депутатами, а с некоторыми из них даже и подробно. А начнем с беседы с председателем Заксобрания. Им снова стал один из опытнейших депутатов краевого уровня Александр Романенко. Чем будет заниматься новый созыв под его руководством, и насколько ему самому непросто будет держать в порядке такой бойкий парламент?
– Александр Алексеевич, впереди пять лет работы, с чего начнете?
– Задачи на созыв все те же – представление интересов избирателей и законотворчество. Будет много важных и интересных инициатив. В первом полугодии рассмотрим около 50 нормативных актов, 35 из них – законы Алтайского края.
Например, новый закон о публичной власти после поправок в Конституцию. Пока остаются актуальными и вопросы борьбы с последствиями пандемии. Мы уже направили обращение к федеральной власти с просьбой ввести меры поддержки бизнеса. Будем изучать такие меры и на уровне региона.
Актуальная тема – закон о предоставлении жилья для детей-сирот. Все, что могли сделать в крае, мы сделали. Дальнейшее решение вопроса за нашими старшими товарищами, в том числе принятие единой федеральной системы использования сертификатов. Надеюсь, дело будет двигаться значительно быстрее.
Или компенсация многодетным семьям на покупку земли. Мы приняли в первом чтении поправку, которая позволила бы выдавать хотя бы пока по 200 тысяч семьям с пятью детьми. Это был только первый шаг. Но получили замечание прокуратуры: чем семьи с пятью детьми хуже тех, у которых трое ребятишек. И ведь это справедливо. Так что будем теперь углубленно изучать вопрос и думать, как все-таки решать эту проблему.
Нам предстоит снова вернуться к вопросу бездомных животных. Есть много «но». Власти края имеют несколько инициатив для решения проблемы, но мешают противоречия с федеральным законодательством. Сегодня мы передали эти полномочия органам местного самоуправления, но у них не хватает средств. Дело не только в деньгах, но и самом подходе. Все это надо обсуждать на уровне всей страны.
Еще один важный вопрос в повестке – внутримуниципальный пассажирский транспорт. Глава региона выделил в 2021 году 500 млн рублей, и муниципалитеты уже получили 199 новых автобусов. Но и их надо правильно использовать, чтобы транспорт не простаивал, чтобы было кому им заниматься и обслуживать. Да и в целом этим количеством транспортных средств весь край не закрыть. Тут нужна государственная программа поддержки муниципальных перевозок, в том числе и субсидирование. И это только несколько первоочередных вопросов.
– Первым важным законом нового созыва стал бюджет на следующий год. Как прошло его принятие в условиях нового политического расклада?
– Нормально прошло. Мы эффективно проработали этот вопрос. Чем хорош новый бюджет — своей поступательной динамичностью. После первого чтения плановые доходы на 2022 год были больше показателя 2021 года на 25%. Такого резкого роста в истории региона еще не было. Причем увеличение произошло не только в части федеральных поступлений, но и по собственным налогам. Что бы скептики ни говорили про развитие экономики, но все-таки оно есть.
Ко второму чтению поступило поправок, в том числе и от всех фракций, более чем на 8 млрд рублей. И почти на 6 млрд они были приняты. Это говорит об очень эффективной работе двух ветвей власти. Несмотря на расклад сил в АКЗС, коллеги подошли к вопросу конструктивно, без политических пристрастий.
– Не все.
– Да, к сожалению, одна из пяти фракций – КПРФ – не поддержала бюджет. Позиция «от противного», не будем и все. А что вы реального предлагаете взамен?
– А вы думаете, избиратели поймают этот сигнал? Сегодня они слышат заявления «всех в отставку» и часто поддерживают их.
– Хорошо, отправили всех в отставку, а что дальше? Смогут ли они взять эту ответственность и «поднять страну с колен»? Не думаю, что они вообще этого хотят.
КПРФ – вторая по численности фракция в АКЗС. Поэтому один из вице-спикеров — их представитель. И мне очень бы хотелось, чтобы через его назначение фракция получила понимание: вы не просто политическая сила, которая слушает старших товарищей, вы представители государственного органа региона, вы пришли работать и тоже должны отвечать за эффективность действий парламента.
– В конце прошлого созыва и в начале нынешнего АКЗС активно выходит со своими предложениями на федеральный уровень. В то же время сейчас бурно обсуждаются в крае и федеральные инициативы. Какие результаты хочет получить парламент от этого взаимодействия?
– В конце работы седьмого созыва АКЗС направило в Госдуму ряд социальных инициатив по проблемам, которые, мы уверены, должны решаться на федеральном уровне. Мы убеждены, что этими вопросами должна заниматься именно федеральная власть – например, поддержка «детей войны», детей-сирот, многодетных семей.
Также мы обращаемся с просьбой быть более справедливыми к региону в сравнении с другими субъектами. Например, программа территориального фонда обязательного медицинского страхования. У нас очень разветвленная сеть медучреждений, наши затраты на ее содержание не позволяют больше средств направлять на зарплаты медработников. Мы просим, чтобы нормативы формирования ФОМС строились по иным критериям, чем в регионах с меньшей площадью и с преимущественно городским населением.
Или зарплаты бюджетников. Разве это правильно, что врач или учитель в Алтайском крае получает существенно меньше, чем в соседних Новосибирской и Кемеровской областях? Я уже не говорю про Москву. Надо помогать регионам с этим.
С другой стороны, да, много и федеральных инициатив, которые нам присылают на рассмотрение. Каждых месяц их несколько десятков.
– Сколько инициатив АКЗС было принято на федеральном уровне?
— В прошлом созыве две, но очень важные. Мы добились сохранения доплаты к пенсии для тех, кто всю жизнь проработал в селе в аграрной сфере, но потом переехал в город, потеряв прибавку.
Услышали нас и в вопросе принятия федеральной программы комплексного развития сельских территорий. Это большой успех региона. Но хотелось бы больше.
– Новый созыв активно участвует в оперативном решении экономических проблем региона. Комитет по строительству ведет угольную тему, аграрный занимается проблемой убойных пунктов, комитет по здравоохранению продвигает тему вакцинации. Как удается выстраивать взаимоотношения с исполнительной властью? И что вообще могут сделать депутаты?
– В новом созыве мы изменили структуру комитетов, чтобы максимально приблизить их к исполнительной власти региона по набору зон ответственности. Это позволило сделать отношения еще более конструктивными и эффективными.
Что же касается вопросов угля и забоя скота – мы ведь просто могли критиковать правительство и смотреть, что они дальше будут делать. Но это не наша позиция. Нужно совместно решать проблемы, за что мы тоже берем на себя ответственность.
Конечно, есть проблемы, которые не находятся в фокусе внимания власти. Поэтому нормальный процесс, когда избиратель дает сигнал депутату, а депутат транслирует его власти. Другое дело, что депутат должен тему не просто обозначить, но и предложить решение, и сам поучаствовать в процессе решения проблемы. Просто громко кричать и ничего не делать, а то и палки в колеса вставлять – это неправильно.
– В новом созыве существенно изменился расклад сил. Стало больше фракций, больше депутатов от оппозиции. Как это уже повлияло на работу АКЗС? Чем действующий созыв уже отличается от предыдущего?
– Я не считаю, что все радикально поменялось. Да, стало на одну фракцию больше. Да, у «Единой России» нет большинства для принятия решений. Так мы и готовы разделить ответственность за них с другими политическими силами. Тот же бюджет поддержали и ЛДПР, и «Справедливая Россия», и «Коммунисты России», так что они тоже отвечают за жизнь региона. То есть способны не только критиковать, но и брать на себя ответственность.
Для «ЕР» ничего не изменилось: как мы работали, так и будем работать. Меня радует, что к конструктивному взаимодействию готовы не только мы. Уверен, что и многие депутаты-коммунисты скоро это поймут и будут голосовать так, как полезно для региона, а не по указке федерального руководства.
– Вам будет сложнее в этом созыве, ведь придется сдерживать «души политические порывы», которых, кажется, будет очень много?
– Я прекрасно понимаю, что должно быть услышано мнение всех фракций. Но есть вопросы, принятие решений по которым просто необходимо. Если я считаю, что эта поправка или закон верные, я должен все сделать, чтобы убедить в этом коллег.
– Благодаря интернету и социальным сетям голос общественности стал звучать намного громче, чем это было еще несколько лет назад. Широкое обсуждение законопроектов в медиапространстве с участием далеко не всегда экспертов помогает в принятии более взвешенных решений или больше мешает?
– Конечно, это необходимо. И аппарат АКЗС отслеживает, кроме всего прочего, и соцсети, чтобы мы были в курсе проблем и обращений жителей. Не все получается учесть при решении проблем, но в целом этот процесс очень демократичный и необходимый. Власть должна слышать людей. И она становится все более открытой.
– В чем главная роль депутата сегодня? Ведь громко кричать о проблемах — это тоже некое действие. И многие искренне хотят сделать жизнь в крае лучше.
– Я не стану говорить высокопарных слов. Главное, чтобы каждый депутат оставался человеком, чтобы он не отрывался от земли. Надо реально быть представителем народа, а не только заявлять об этом.
– Насколько Парламентский центр коснулись ковидные ограничения? Как вы относитесь к системе QR-кодов?
– Есть два способа справиться: переболеть или привиться. И QR-код, по моему мнению, – это не кнут, а как раз пряник. Кнут – это если собрать всех в одном месте и поставить вакцину под угрозой наказания. А сейчас предъявление кода – это всего лишь возможность получить услугу: попасть в ресторан, в торговый центр. Это же совершенно бесплатно, главное условие – не заражай других. Ведь та половина жителей края, которая привилась, просто говорит, что не хочет болеть и умирать.
Я за QR-коды, но считаю, что систему нужно расширять. Например, выдавать коды и для тех, у кого после болезни еще остается высокий уровень антител, но формального подтверждения ковида не было. И сделать одинаковый срок действия для привитых и переболевших. Больная тема — медотвод, по ней тоже нужно решение.
– А вам не кажется, что власти изначально неправильно поступили? Ввели эту систему без предварительной пропаганды. Отсюда и столь острое восприятие.
– Отчасти вы правы, четкое разъяснение играет огромную роль – позиция врачей, демонстрация «красных зон». Значение имеет и бесплатность прививки. Если бы она стоила денег, за ней бы, думаю, очереди выстраивались. Такая уж у нас ментальность.
Но в целом я вижу последовательную и комплексную работу властей, которая направлена на сбережение жизней граждан, на сохранение дееспособности системы здравоохранения и одновременно поддержку экономики страны. И мы тоже часть этой работы.