А также о том, как нужно общаться со СМИ и в соцсетях и почему нельзя молчать
Если ты не занимаешься информационной политикой, то информационная политика займется тобой. Ведь медиа сегодня – это ценнейший ресурс, грамотное распоряжение которым может избавить и бизнес, и органы власти от многих проблем и сформировать достойное паблисити. О том, почему нельзя молчать и как правильно говорить, рассказал депутат АКЗС, медиаменеджер, генеральный директор ООО «Сибирская медиагруппа» Андрей Абрамов.
– Андрей Александрович, медиарынок Алтайского края можно назвать конкурентным и развитым?
– Конкурентным – безусловно, монополии у нас точно нет. Наоборот, есть крупные игроки с серьезными ресурсами для развития. СМИ вполне свободны. Даже государственные медиа реально борются за рейтинги, повышают технический уровень. Если сравнивать с соседними регионами, то уступаем мы, пожалуй, только Новосибирску, где уже исторически сложилась мощная база независимых изданий.
Но не скажу, что сейчас в крае есть какое-то развитие медиа вкупе с информационной политикой. Лишь отдельные кейсы, такие как в СМГ. Мы на подъеме, усиливаемся журналистами, инициируем обсуждение важных общественных тем, задаем проблемные вопросы. У нас есть несколько относительно молодых и очень амбициозных ресурсов –это информационное агентство «Толк» и одноименный телеканал.
В целом в крае есть проблема с информационной политикой и кадрами. Отрасль теряет людей, как и многие другие сферы. За последние годы регион покинуло уже немало и опытных, и перспективных коллег, а новое поколение подрастает слишком медленно. Радует, что если наши ребята с легкостью находят работу в других регионах, значит, база у нас хорошая.
– С кадрами понятно, это беда очень многих сфер в крае. Но что не так с информационной политикой?
– Отвечу осторожно: тут есть над чем работать. В последние годы вроде бы и наметился прогресс – власть становится более открытой, отвечает на неудобные вопросы. Но развитие пока слишком скромное, нет общего запроса на диалог с журналистами, с обществом через медиаплощадки.
Первые шаги в этом направлении делают край и региональная столица, но у них и возможностей больше, чем у остальных муниципалитетов. Та же мэрия Барнаула сейчас выстраивает грамотную информационную политику, пусть пока это только начальный ее этап. Есть отдельные министерства, которые отлично понимают, как подавать информацию и работать со СМИ. Но и тем, и другим, и третьим нужно еще очень серьезно поработать в этом направлении.
И дело тут не в финансах. К сожалению, многие еще живут в парадигме «я тебе дам денег, а ты пиши хорошо, про плохое просто молчи». Сегодня это уже не работает.
– А какой она должна быть, эта правильная инфополитика?
– Прежде всего, честной и открытой. Надо уметь признавать ошибки, адекватно реагировать на все современные вызовы, не прятаться в «домике», а прямо отвечать на вопросы. Не врать, а рассказать СМИ как есть, обсуждать, дискутировать. Больше общения, больше прямых линий.
Причем не постфактум, а заблаговременно, на опережение, не дожидаясь, когда проблема просочится в СМИ. Не собирать те же пресс-конференции, когда горит или уже давно сгорело, а целенаправленно, постоянно формировать мнение о себе, отношение к своему предприятию, чем бы вы ни занимались.
Свежий пример про запрет на убой скота в частных подворьях. Специалисты отрасли знали о нем задолго до введения и даже притормаживали как могли. Но когда все-таки случилось, это вызвало шквал недовольства, непонимания. Не запрещать такой убой было нельзя, но почему не провести информационную кампанию заранее: рассказать, что так будет и почему иначе не получается, создать условия для открытия новых пунктов.
Всегда будут неудобные вопросы, но и на них надо уметь отвечать. А когда проблема замалчивается, образуется информационный вакуум. Его очень быстро заполняют домыслы или вовсе откровенные фейки. Как было с ковидом и вакцинацией: ведь долгое время никто ничего не объяснял, так чего удивляться, что народ теперь к любой информации относится с недоверием.
– Тем более при такой популярности и развитости соцсетей.
– Конечно, социальные сети занимают серьезное место в иерархии медиаканалов. Многие читатели/потребители без тени сомнения принимают на веру все, чем их, простите, пичкают. Повторюсь, зачастую это ведь непроверенная информация, трактованная как угодно, вырванная из контекста.
Но сети – это и мощный рупор, возможность заявить о своих проблемах или идеях. Так что и власти, и бизнес должны видеть, слушать и реагировать. И ни в коем случае не отмахиваться от «запроса» народа. Можно быть категорически не согласным с тем, что про тебя пишут в тех же соцсетях, СМИ. Но надо знать, как именно тебя видит аудитория. А еще лучше – делать шаг навстречу и отвечать.
– Как правильно работать со СМИ?
– Воспринимая как партнера, а не как инструмент. Все стороны должны стремиться к диалогу. А если нет понимания, как это сделать, так спросите нас. Скажу за СМГ: мы имеем большой штат профессиональных менеджеров и журналистов, которые всегда помогут подобрать оптимальный путь формирования паблисити.
И это не значит, что мы будем петь дифирамбы. Мы дадим площадку, чтобы вы могли рассказать о себе. Если компания готова к обсуждению проблем, ответам на спорные вопросы, тогда и СМИ будут всегда расположены к конструктиву.
СМИ – это тот самый мостик между властью/бизнесом и обществом. Мы видим все проблемы в экономике, политике и обществе. И мы как никто другой заинтересованы в диалоге, в создании плодотворных и доверительных отношений, в выработке решений.
Не реагируйте на ситуацию – управляйте ею.