А также зачем он снова стал депутатом
Николай Данилин стал руководителем ООО «Барнаульское дорожно-строительное управление № 4» всего-то в 30 лет. Говорит, что в начальники не рвался. На пост директора его привел упорный труд и капелька везения. И действительно, по карьерной лестнице он прошел с самой первой ступени, буквально с лопатой в руках. А теперь стал участником проекта политического портала «Политсибру» и глянцевого журнала «Автограф» о восьмом созыве АКЗС.
– Николай Владимирович, как вы пришли в отрасль?
– Можно сказать, что случайно. В 2002 году после окончания школы я подал документы в технический университет, в этом сомнений не было. В моем списке приоритетных направлений на первом месте было программирование и вычислительная техника. Но я понимал, что баллов на бесплатное поступление мне не хватит, а платное обучение было нашей семье не по карману. Затем шло промышленное гражданское строительство, дорожное же строительство (а точнее строительство автомобильных дорог и аэродромов) только на третьем.
Но именно на него я и пришел бесплатно. Хотя тогда плохо осознавал, что такое дорожное строительство, что это за труд. Но когда через полгода появилась возможность перевестись на ПГС, я остался – свой выбор уже сделал.
– Должность руководителя в столь молодом возрасте – везение или упорное движение по карьерной лестнице?
– Я никогда не страдал гигантоманией. Наоборот, мне свойственен здоровый прагматизм. Мне просто хотелось делать любимую работу. И я до сих пор получаю удовольствие от своего труда, потому что могу его увидеть. Мы создаем реальный продукт – дороги, которые служат людям, а не нечто эфемерное.
Я начал работать в сфере еще в университете: два года был в стройотряде дорожников. Тогда я знатно поработал руками, прочувствовал на себе всю тяжесть такого труда.
После вуза устроился в ЗАО «Магистраль» в Республике Алтай, нас туда позвали еще выпускниками. Сначала был дорожным рабочим, потом стал мастером, потом начальником участка. Через год решил вернуться в Барнаул.
Тогда начальником ДСУ-4 был Сергей Рязанов. Так я ему напрямую и позвонил, минуя кадры. А он и говорит: приходи, чего тут думать. И вот с мая 2008 года я в этой организации.
И там тоже завертелось все очень быстро. Сначала был мастером, через пару месяцев стал исполняющим обязанности прораба, еще через пару месяцев – начальником производственно-технического отдела. В 2012 году меня назначили главным инженером, а через три года стал директором.
– Это успех!
– Это упорная работа. И некоторая доля везения. Они часто идут рука об руку. Везет только тем, кто по-настоящему трудится.
– В этом плане родители вам карьеру не выбивали, все самостоятельно?
– Нет. Никаких договоренностей, блата, денег.
– Все хотят быть начальниками, но ведь это очень непростая работа. Насколько сложно она вам дается?
– Про начальников вы правы. Сейчас молодые люди мечтают сразу стать боссами за большие деньги, ничего особенно не делая. Но надо понимать, что высокая должность –это большая ответственность. Да, иногда бывает тяжело. У меня хоть и быстрый подъем по карьерной лестнице, но я нигде не перескакивал. Я прошел все ступени снизу доверху, от лопаты до руководителя.
– Как вы повышаете свою профессиональную квалификацию? Проходите какие-то курсы?
– В сфере дорожного строительства мы – я и другие руководители подразделений –регулярно принимаем участие в профильных конференциях, изучаем новые технологии и материалы, посещаем семинары, активно общаемся с коллегами по всей России. Хотя в период пандемии этого всего, конечно, стало меньше.
Что же касается вопросов управления, то я не сторонник всяких модных курсов. Мы же не продажами занимаемся. Но у меня есть второе высшее образование – «менеджмент организации», которое я получил в госуниверситете. Базовые знания, необходимые руководителю, были еще до назначения.
– А часто бывают новинки в вашей сфере?
– Мелких много. Нередко появляются технологии, разработанные много лет назад, но незаслуженно забытые.
– Так и когда же появится вечный асфальт?
– Ничего вечного не бывает. Качество дорог растет, но не только за счет новых материалов и технологий, но и из-за усиления контроля.
Более мелкие дороги еще, бывает, делают не совсем правильно. Но дороги краевого и федерального уровня в регионе в хорошем состоянии. Брак стремится к нулю.
Впрочем, это компенсируется ростом числа автомобилей, такая нагрузка, к сожалению, не дает дороге стоять так долго, сколько позволяет ее изначальное качество. Хотя посмотрите на Павловский тракт. ДСУ-4 делало участок от Сельскохозяйственной до Попова в 2007 году. Да, дорога уже начала сыпаться, но стояла без ремонта 14 лет.
– В Алтайском крае хорошие дороги? Раньше много говорили, что регион уступает соседям. Тому же Кузбассу.
– Это миф. Что дороги в Кемеровской области лучше наших – это было давно и неправда. Да, они далеки от идеального состояния. Но у нас самая большая протяженность дорог в стране, это наша боль и наша гордость.
– А то, что китайцы сделали бы наши дороги и мосты лучше и быстрее, – это тоже миф?
– Когда СМИ пишут, что мы сдали какой-то мост и дорогу, мы сразу же ждем комментариев о том, что китайцы этот объект сделали бы за две недели (смеется).
Не надо забывать, что в Китае плановая экономика, там очень многое принадлежит государству. У нас процесс часто дольше не из-за самого строительства, а из-за согласования. И проектов, и участков с собственниками коммуникаций: газопровода, теплотрассы, связи, электричества. В Поднебесной строительство дороги – первостепенная задача, и на ее решение работают все отрасли, причем за их счет. У нас же все за счет заказчика по согласованию с сетями, а у них уже нет никаких сроков и госконтрактов.
Еще один момент – у меня нет плана работы на 10 лет вперед. Сейчас в работе два участка, переходящих на следующий год. Еще по пяти участкам мы только ждем торгов, и их еще надо выиграть. А потому я не могу нагонять штат людей, обеспечивающий круглосуточную работу на объекте. Вот завершим мы все за две недели, а чем людям оставшийся год платить.
– А как насчет качества?
– Я не был в Китае, но был во многих других странах мира. И нигде не видел идеальных дорог, везде есть участки разного состояния. И в Германии, и во Франции.
Но с нашим резко континентальным климатом и не стоит нас сравнивать с другими странами. Та же Канада намного ближе к океану, там значительно более мягкая погода и не такая холодная зима. А в Финляндии и Норвегии нет такого жаркого лета. Не так много стран, где летом может быть до +40 градусов и зимой до -40 градусов, и чтобы еще дороги были во вполне приличном состоянии.
В идеале в Алтайском крае нужно подбирать такой битум, который бы выдерживал и максимальный плюс, и максимальный минус. В природе таких материалов не бывает, сделать можно, но это очень дорого.
– А в 2021 году все стало еще дороже.
– Для всех, кто строит, год выдался очень тяжелым – материалы сильно подорожали. Битум вырос в цене в полтора раза.
Конечно, все сотрудники получили заработную плату, мы выполнили все обязательства, вовремя рассчитываемся за всю технику в лизинге. Но год может закончиться без прибыли, работали, чтобы работать. Мы уже отказались от глобальных планов по закупке новых машин и оборудования.
– Дорожный фонд региона в следующем году будет почти 13 млрд рублей (такая сумма заложена в бюджете края). Это много или мало?
– Это 10% бюджета. Сумма серьезная, а потом и контроль над отраслью большой. А вообще есть четкие правила формирования дорожного фонда. Он состоит из собранного транспортного налога, штрафов и акциза на топливо и масла. Так что, сколько собрали, столько и тратим. Я бы с радостью и как депутат, и как дорожник сделал фонд больше, но тогда надо просто больше собирать.
Дополнительные деньги приходят только из федерального бюджета в виде субсидий, по национальному проекту.
– Вы в АКЗС уже второй созыв подряд. Что для вас депутатство? Статус?
– Точно не статус. Да и к власти я не рвусь. Когда человек совсем со стороны приходит, то для него да, наверное, это какое-то положение, возможность куда-то заходить. Я же, как руководитель, и так могу спокойно общаться с чиновниками в своей отрасли.
Сама по себе корочка депутата ничего не дает. Нет такого, что ты пришел, тряхнул удостоверением и появились какие-то привилегии или полномочия.
– А как насчет обязанностей?
– Я заседаю в парламенте на неосвобожденной основе, то есть без заработной платы. А потому главная моя обязанность – перед избирателями. Я веду личный прием граждан на округе (Ребрихинский и Павловский районы), в общественной приемной партии в Барнауле, принимаю участие в сессиях районных собраний.
– Вы помогаете своим избирателям?
– По возможности да. Бывают обращения с просьбой добиться выплаты, статуса ветерана труда, да даже талона к врачу. Подключаюсь, решаю, иногда просто достаточно разобраться, и все встает на свои места. А иногда человек не получил выплату, потому что она ему и не полагалась по закону. И тут я ничего не смогу сделать, как бы ни захотел.
Что же касается просьб о деньгах, то тут надо смотреть. Одно дело, если человек сам ничего не делает, простите, пропивает все, не работает, а только жалуется на тяжелую судьбу. Другое дело, когда действительно нуждающийся. Я помогу, только не буду кричать об этом на каждом углу и фото в соцсети ставить. Мы с коллегами из фракции «Единая Россия» делаем много того, что вообще никак не афишируем. Мне не нужно искусственно поднимать свой имидж.
– Но вам нравится быть депутатом?
– У меня нет особых политических амбиций, я не буду размахивать флагами и бить себя в грудь депутатскими корочками. Я просто не вижу в этом никакого смысла. Да и не в этом суть. Задача депутата – представлять интересы своих избирателей. И это сложная задача. Не просто ездить по краю и собирать наказы, а реально их выполнять. На это уходит много времени. Да и негатива много в сторону власти в целом.
Мне хочется верить, что моя работа в этом направлении полезна. Я патриот своей Родины, я люблю Алтайский край и хочу, чтобы он развивался.
– Что вы делаете, чтобы избежать профессионального выгорания?
– А вы знаете рецепт (смеется)? Но если серьезно, то пока не скучаю, у меня часто меняются жизненные этапы. И в работе чуть ли не каждый год какой-то карьерный успех. Несколько лет уже я депутат. А последние полтора года пандемия не дает никому скучать.
Как и у всех, свободного времени не так много. Летом в неделю только один выходной –воскресенье. Стараюсь больше времени проводить с семьей, катаюсь на велосипеде. Иногда хочется просто поваляться с книжкой на диване. Всего понемногу.
– А есть мечта?
– Есть ряд целей и задач. Это не мечты, а скорее далеко идущие планы. Например, сплавать в Антарктиду. Пока это слишком накладно для меня. Но никаких яхт и вертолетов мне не надо.
Я не желаю глобальных перемен, мне нравится моя жизнь, моя работа. А если бы и вернулся в прошлое, то изменил только одно – чаще бы общался с родителями, их уже теперь нет.