На днях стало известно, что барнаульский «ковш» засыпят землей. К 2020 году там будет искусственный земельный участок, на котором построят три многоэтажки.
Подробнее: Барнаульский Ковш «засыпят» землей под строительство трех многоэтажек
Когда-то «Ковш» и старая пристань были одним из самых популярных мест в городе, более того, эта территория является памятником археологического наследия. На этой территории располагается археологическая стоянка эпохи камня. Ее открыли в 1974 году археологи Артур Кунгуров и Сергей Вяткин.
Историк и краевед Вадим Бородаев рассказал, что сам лично находил там несколько орудий. «Это место одно из первых, освоенных в Барнауле. В 1974–1979 годах здесь собрано пять каменных изделий. Находки обнаружили у кромки воды под обсыпающимся берегом», - отметил историк. Что ждет значимое для археологов место в связи с планирующейся застройкой пока не известно. С этим вопросом «ПОЛИТСИБРУ» обратился в управление государственной охраны объектов культурного наследия, но оперативный ответ в ведомстве дать не смогли.
Вспомним, каким был барнаульский «ковш» и старая пристань, которая там располагалась. В советское время старый Речной вокзал находился на пересечении улиц Пушкина и Промышленной (ранее называлась – ул. Набережная). В 1930-х годах напротив вырос целый остров, известный как остров Отдыха или Побочень.
Этот остров появился благодаря меняющемуся руслу реки и жаркому лету. Сначала на месте водной глади образовалась песчаная отмель. Ее не убирали, там копился мусор, прибиваемый рекой. За 20 лет остров достиг крупных размеров, но, тем не менее, «Ковш» все еще оставался проточным, но заметно обмелел.
К пристани спускалась широкая деревянная лестница, позже ее заменили на каменную с железными перилами. Наверху находилось Управление речного порта и ресторан «Волна». Рядом с рестораном стоял памятник Ленину, от которого до наших дней дожил только постамент.
В начале 1940-х годов пристань обслуживала около 30 грузовых и пассажирских судов, барж, паромов, речных трамваев. В 1941 году остров Отдыха решили сделать полуостровом, насыпав дамбу, чтобы в «ковше» образовалась стоячая вода. Во время Великой Отечественной войны деятельность речного транспорта практически замерла. Многие речники ушли на фронт, и вся работа встала.
В итоге дамбу доделали примерно к началу 1950-х годов. Тут вмешался и климатический фактор, протока в районе «ковша» была слишком мелкой и осенью-зимой пересыхала. Постоянно приходилось углублять дно, в итоге длина протоки растянулась на более чем четыре километра.
После войны техники практически не было. Работа велась по устаревшей технологии с использованием фашин (связки прутьев, длинной несколько метров и диаметром примерно в 1 метр наполненных крупной галькой, щебнем и т.п.). Крупные гранитные булыжники и щебень подвозили на лошадях и сбрасывали в воду. Отчасти на этих камнях сейчас построился жилой комплекс «Аквамарин» из трех 24-этажек.
Сейчас на этом месте проходит улица Дамба берега Оби, получившая свое название в 1960-х годах. Здесь находятся различные хозяйственные и административные здания, а посреди острова – водно-моторный клуб «Нептун», а раньше это был лодочный причал №1.
«Ковш» был одним из самых популярных мест Барнаула. В 1960-х двумя самыми модными ресторанами были «Алтай» в одноименной гостинице и «Волна» на старой пристани.
В 1967 году в «Ковше» произошла большая трагедия. О ней рассказано в книге Владимира Коржова «Городские окраины».
«В июле 1957 года в Барнауле стояла жаркая даже для этого месяца погода. Истомленный зноем, пылью и духотой городской люд в выходной день валом валил на городской пляж, располагавшийся тогда на правом берегу Ковша, почти под самым элеватором. С городского берега на песчаную полоску на другом берегу народ переправлялся на большом пароме, который буксировали два небольших буксира. В сравнении с паромом они проигрывали безоговорочно, но свое дело между тем делали исправно, таская на поводе неуклюжую металлическую посудину. На сей раз паром был не просто переполнен, а забит под завязку – среди ее пассажиров были даже грудные дети в колясках. По какой-то причине один из буксиров оказался не готов к плаванию в скромной акватории Ковша и баржу одиноко тянул его товарищ. Что произошло на пароме, почему он вдруг стал крениться на один борт. Говорят, что вдруг налетел шквалистый ветер и паром осел на один борт. Было еще предположение, что толпа сбилась к борту, которым паром должен был швартоваться к причалу, а когда появился крен – вместо того, чтобы кинуться к противоположную сторону народ еще больше налег на злосчастный борт и паром перевернулась.
Место в Ковше неглубокое и тихое, но утонуть можно и в нем, особенно во время паники. Водолазы потом достали из воды около 15 утопленников, но по неофициальным данным погибло около ста человек. Говорят, что местный начальник водной инспекции запретил тянуть баржу на другой берег одним буксиром, но подъехал какой-то большой милицейский чин и, видя разомлевшую от жары толпу, рвущуюся в водную прохладу, дал команду буксировать посудину в одиночку.
Говорят, что трагедии могло не случиться, если бы на буксире не струсили, - когда паром стал крениться, его просто отцепили, предоставив тем, кто на ней был, спасать себя самим.
Еще через год, к лету 1958 года ленинградские архитекторы построили подвесной мост, по которому без всякого риска для жизни можно было перейти с одного берега на другой, на пляж (сейчас от него остались лишь одни опоры).
О произошедшем ни по радио, ни в газетах не было сказано ни слова».
Уже в этом году в районе ковша начнут строить многоэтажные жилые дома. В проекте говорится, что в результате расширения земельного участка ландшафт территории подвергнется существенному изменению.
«В настоящее время здесь практически отсутствует инфраструктура, необходимая для организации качественного культурного досуга жителей и гостей города. Береговая зона не обустроена, побережье имеет заброшенный вид. Планируемые объекты строительства и прогулочная набережная украсят береговой фасад города и дополнят уже существующий и строящийся приречный жилой комплекс, находящийся в непосредственной близости от участка», - сообщается в документе на сайте барнаульской мэрии.
Инженерные изыскания для строительства намечены на третий квартал 2017 года. Начало строительных работ запланировано на 2018 год. Завершится строительство во втором квартале 2020 года.
Материал подготовлен с использованиеv информации сайта vgd.ru, Barnaul.org,
Фото Вячеслава Мельникова / ИА «Амител», skyscrapercity.com, forum.vgd.ru