Судья Железнодорожного районного суда Надежда Первухина запретила СМИ присутствовать на заседаниях по делу бывшего вице-губернатора Юрия Денисова и его жены. Основанием для этого стало обращение адвоката Денисовых, сообщает altapress.ru. В связи этим фактом «ПОЛИТСИБРУ» публикует материал Сергея Зюзина «Дары по графику», возможно, проливающий свет на то, почему рассмотрение дела Денисовых закрыли от СМИ, а значит и от общественности.
Бывший вице-губернатор Алтайского края и начальник главного управления образования и молодежной политики Юрий Денисов оказался на скамье подсудимых вместе с супругой. 69–летний Денисов обвиняется в получении взяток, в том числе в особо крупных размерах и с вымогательством, а его жена — в посредничестве. Материалы уголовного дела заняли семнадцать томов.
Следователи СК установили четыре эпизода преступной деятельности чиновника на общую сумму в 2,5 миллиона рублей. Согласно материалам дела, Денисов получал эти деньги не только лично, но и через посредника. В большинстве случаев им была супруга обвиняемого Татьяна. 4 марта 2016 года при получении очередной взятки ее задержали сотрудники УФСБ России по Алтайскому краю.
Кандидат химических наук Юрий Денисов возглавил краевое управление по образованию и делам молодежи летом 2004-го. Выходец из Бийского технологического института оказался одним из немногих представителей старой команды, кто сохранил место при новом губернаторе. Как установило следствие, за эти годы в ведомстве Денисов выстроил разветвленную систему подношений, податей и откатов: по материалам дела, он получал взятки от руководителей подведомственных ему учреждений системы образования с 2009 года. В частности, за собственную роспись в финансовой документации по расходованию причитающихся учреждениям субсидий, а также за определенные кадровые решения, подписание и продление контрактов.
В 2011 году, с началом реализации Федеральной целевой программы развития образования, в край стали поступать огромные средства. Речь шла о миллиардах рублей. Проблема была в том, что чаще всего деньги приходили во втором квартале. Процесс организации торгов занимает не меньше месяца, поэтому на освоение суммы, выделяемой на год, в лучшем случае оставалось полгода, если, конечно, работать честно. В управлении образования, где существовал свой центр госзаказов, был иной алгоритм действий. Основная масса конкурсных торгов проводилась в октябре-ноябре. Когда уже «сроки горели», в нарушение ФЗ-44 выбирали «надежные» компании, через которых и прокручивали поступившие суммы. В строительном комплексе это была фирма, в которой финансовым директором работал сын Денисова (ряд детсадов, за которые она взялась, до сих пор не сдан в эксплуатацию). Поставками компьютеров и другой оргтехники также занимались строго определенные компании. К закупке товаров для нужд дошкольных учреждений допускались только «свои» (кстати, дело о мошенничестве на двенадцать миллионов рублей руководителя одной из таких фирм и его гражданской жены, бывшей подчиненной Денисова, в декабре было передано в суд).
То, что в ведомстве Денисова не все так радужно, как представлял он сам на многочисленных заседаниях, форумах и конференциях, стало понятно давно. Чего только стоили скандалы с закупкой для школ лабораторного оборудования и лыж по двойной цене (о последнем было подробно рассказано в номере «РГ» от 28 декабря 2012 года). По некоторым оценкам, значительная часть закупленного в последние годы в школы современного оборудования не используется — оно просто не подключено, его некому обслуживать. Зато по документам все выглядит замечательно — средства освоены, программа реализована, можно рапортовать.
Деньги, при передаче которых задержали Татьяну Денисову, ей вручила Наталья Калашникова — исполняющая обязанности ректора Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. В правоохранительных органах развели руками, когда проанализировали заработную плату сотрудников этого института, начисляемую на основе почасовой тарификации: некоторые получали деньги, за которые им необходимо было работать без выходных по 27 часов в сутки. В ходе следствия выяснилось, что именно с этих средств проводились щедрые регулярные отчисления в пользу начальника управления Юрия Денисова.
Последнее десятилетие карьера Денисова неуклонно шла в гору. Его неоднократно ставили в пример. В марте 2010 года Юрий Денисов получил повышение — стал заместителем губернатора. Через два года возглавляемое им управление было преобразовано в главное управление образования и молодежной политики. В октябре 2012 года Денисова наградили орденом «За заслуги перед Алтайским краем» II степени. Ни одного дисциплинарного взыскания. Таким Денисов выглядел в официальной жизни.
Что касается оборотной стороны медали, то чиновник жил на широкую ногу. Семья Денисовых скупала земельные участки, де-факто контролировала ряд турбаз. Чиновник не стеснялся на фоне скромно одетых педагогов щеголять в импортных костюмах, стоимость которых равнялась средней годовой зарплате учителя. В бийском пригородном коттедже у Денисовых в рабочее время регулярно «батрачили» сотрудники местных техникумов: пололи грядки, белили деревца, убирали мусор. Отказ от «барщины» приводил к тому, что человек терял работу.
Как следует из материалов дела, уже за несколько недель до дня рождения Юрия Денисова руководству ее коллектива сообщали о времени аудиенции и о том, каким должен быть подарок. Кто-то для Денисовых строил на собственные средства гараж в указанном месте, кто-то регулярно возил гастрономические деликатесы вроде дорогой колбасы. Когда на базе главного управления образования и молодежной политики проводились торжественные мероприятия, заканчивавшиеся застольем, приобретение продуктов и спиртного всегда согласовывалось с Татьяной Денисовой (в семейном тандеме она зачастую играла ведущую роль). Покупали всегда больше положенного, а излишки попадали на стол Денисовым. После того, как Денисовы попались на взятке, из их дома началась спешная эвакуация дорогих вещей, посуды, украшений.
Главным итогом работы силовых структур региона стало не выявление бравших взятки людей, пусть даже высокопоставленных. Удалось победить выстроенную Денисовым систему поборов и подношений. Как рассказали «РГ» источники в правоохранительных органах, Юрий и Татьяна Денисовы со следствием не сотрудничали и вину не признают.
Сергей Зюзин.
Опубликовано в «Российской газете» 2 февраля 2017 года в приложении «Экономика Сибири».
Фото Олега Богданова.