В последнее время в СМИ, в том числе федеральных, ведется дискуссия о бюджетной политике Алтайского края, характеризующейся минимальным государственным долгом. Власти региона считают, что это хорошо: край не должен коммерческим банкам, а на обслуживание небольшого долга перед Минфином тратит минимум. Оппоненты утверждают, что нужно брать кредиты и при их помощи обеспечивать привлечение инвестиций в экономику края.
Читайте об этом здесь: Компенсируют ли достижения в области долговой нагрузки низкие показатели развития экономики Алтайского края?
и здесь: Консервация. Журнал «Профиль» проанализировал экономическую политику алтайских властей
Регионовед Наталья Зубаревич считает, что Алтайский край не является Меккой для инвесторов, а у руководства региона нет лоббистсикх возможностей для того, чтобы перекрывать кредиты коммерческих банков дешевыми кредитами Минфина.
- Алтайский край всегда проводил очень взвешенную бюджетную политику. Но Россия - родина слонов. Поэтому регионы, которые проводили сильно невзвешенную бюджетную политику и набирали долгов, умудрялись потом выбивать поддержку федерального Минфина с тем, чтобы коммерческие долги максимально заменялись бюджетными кредитами. Они дешевые, их можно пролонгировать. То есть, получается, что оппортунизм вознаграждаем, что тот, кто себя вел наиболее безответственно, в результате может оказаться в плюсах.
Алтайский край этого не делал, и [возникла] ситуация, когда отличник получает меньше, чем получают двоечники, которые вели предельно безответственную бюджетную политику. Я понимаю, что страна у нас такая, но, тем не менее, считаю, что политика Алтайского края правильная, очень аккуратная.
Когда у вас большие бюджетные кредиты, губернатор абсолютно подвешен. Губернатор ходит как проситель и только выбивает. У кого есть большой политический ресурс, у них лучше получается.
Нужно ли накапливать долги, как бы стимулируя развитие? У нас есть несколько примеров. Я назову три. Первый - Калужская область. Они набрали коммерческих кредитов банков, чтобы инвестировать в инфраструктуру, притягивая автопром. У них вроде как получилось. Да, долг большой, но область развивалась хорошо. Но потом случился кризис, платежеспособный спрос на автомобили рухнул, и сейчас у Калужской области незавидная ситуация.
Второй и третий примеры - Татарстан и Краснодарский край. Эти регионы проводили пафосные мероприятия. В одном случае - тысячелетие Казани, Универсиада, в другом - Олимпиада. Они набрали долгов, чтобы инвестировать в инфраструктуру, федеральных денег не хватало. Когда долги стали велики, эти два региона с очень большим лоббистским ресурсом добились того, что очень большая часть их долга была замещена бюджетными кредитами с пролонгацией выплат на 20 лет по ставке, которую вы знаете - сейчас она 0,1 процента годовых.
Если вы считаете, что Алтайский край такая Мекка для инвесторов, что надо срочно брать кредиты и инвестировать - флаг в руки. Я так не считаю. Мне кажется, что нет явных конкурентных преимуществ у Алтайского края, которые бы в условиях общего сжатия инвестиций в стране открыли бы шлюзы и привели инвесторов в край. Не верю.
Набрать кредитов, вложить в инфраструктуру и потом пойти к федералам с просьбой, а сделайте-ка нам все это бюджетно и по 0,1 годовых… У меня есть сильное подозрение, что, руководство Алтайского края не очень похоже на господ Минниханова и Шаймиева (Рустам Минниханов – президент Республики Татарстан, Минтимер Шаймиев – бывший президент Республики Татарстан, - «ПОЛИТСИБРУ».) по лоббистскому ресурсу.
Справка «ПОЛИТСИБРУ»
Наталья Зубаревич – доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), эксперт Программы развития ООН и Московского представительства Международной организации труда.
Противоположное мнение высказывает бывший председатель краевого Законодательного собрания и бывший министр сельского хозяйства РФ Александр Назарчук.
- В стране создана такая система, что за счет долгов развиваются территории. А в Алтайском крае нет долгов, и ничего не делается. Есть механизм банкротства территорий? Нет такого механизма. Они должают, строят и продолжают брать. Поэтому это очень отрицательная характеристика Алтайского края, что у него нет долга. Изобрели «очень хороший» путь: каждый год принимают бюджет процентов на десять ниже достигнутого за предыдущий год. Уже за полгода был профицит, и за девять месяцев профицит. В декабре сделают какие-то назначения, но деньги остаются на следующий год. Поэтому никаких проблем. Но само главное – край не привлекает инвестиций.
Специалисты в области финансов не так эмоционально, как Назарчук, но тоже поддерживают идею использования заимствований для привлечения инвестиций в экономику края.
Реализуемая во многих странах, регионах инвестиционная политика с использованием различного рода заимствований, при условии проведения необходимых организационных мероприятий по консолидации указанных средств в бюджете, может привести к достаточно высокой отдаче и окупаемости инвестиционных вложений, - говорит заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Татьяна Пирогова. - Проводимая в крае бюджетная, в том числе долговая политика, в конечном итоге, должна способствовать повышению качества жизни населения. Для этого нужны финансовые ресурсы, часть из которых можно привлечь через систему заимствований (например, финансирование проектов под государственные заимствования вполне оправданы, если срок их окупаемости не превысит срок займов). Показатели долговой нагрузки в нашем регионе далеки от критических, поэтому возможность для совершения финансового маневра в ограниченных масштабах имеется».
Кто из экспертов прав? Властям края, скорее, ближе точка зрения Натальи Зубаревич. А вот что касается жителей региона, то они, думается, на стороне Александра Назарчука и Татьяны Пироговой. Ведь кредитные бюджеты – это и автопром Калужской области, и построенные к Олимпиаде инфраструктура в Сочи и спортивные и культурные объекты, построенные к Универсиаде а Казани, стадионы в Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, которые строятся и реконструируются в к Чемпионату мира по футболу. А у нас ничего этого нет.
Фото supertomsk.ru