Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Изобразительное искусство

Известный арт-критик и культурный деятель Вадим Климов специально для «ПОЛИТСИБРУ» написал цикл материалов, посвященных анализу культурной политики властей края и процессов, происходящих в сегодняшней культурной жизни региона. Сегодня речь об изобразительном искусстве.

Изобразительное искусство: долгострой и независимость

Цивилизованные страны строят музеи, крупные города возводят современные картинные галереи, очереди в национальные музеи и галереи современного искусства давно не новость. В России тоже есть очереди, я видел очередь в Эрмитаж, в Русский музей на Айвазовского. Сам не пошел - у меня морская болезнь. В праздничные дни выстраивается очередь в музей современного искусства Эрарта. Несколько лет назад в нашем государственном художественном музее демонстрировали шедевры из собрания Русского музея и люди стояли в очереди.

А теперь доложу про долгострой на площади Октября. Реставрация здания бывшей школы для Государственного художественного музея алтайского края - мечта поколения искусствоведов и художников. Этого ждали 30 лет, говорили, писали делали проекты, наконец случилось. И что выходит?

Во-первых, администрация края не проконтролировала в полной мере строительную организацию, которая обанкротилась. Но главное, администрация, читай губернатор, допустили трудноисправимую ошибку. Когда стало известно, что школу нужно полностью снести, появилась возможность спроектировать современное специализированное музейное здание, а не сохранять неприспособленное под нужды музея. Для сохранения архитектурного ансамбля пл. Октября достаточно было оставить исторический фасад, а далее строить гигантское современное здание из новых материалов, с огромными хранилищами, которые одновременно будут и экспозиционными площадями - это теперь модно и общепринято. Можно было, воспользовавшись случаем, выстроить новую архитектурную линию горизонта, необходимо было поднять этажность чтобы перекрыть новостройку на углу Ленина и Профинтерна и закрыть многоэтажные дома, которые появятся по Рыночному проезду.

Что в итоге с главной музейной стройкой края? Да катастрофа за много миллионов. Обратите внимание на окна. Окна - это дополнительные выставочные площади, это проблемы с освещением. Картины выгорают, те что под стеклом отражают посетителей, все бликует и греется. Это большие затраты на организацию микроклимата и т. д.

Пусть хотя бы это достроят. А что дальше? Сегодня фонды музея пополняются в крайне ограниченном количестве. Так что в настоящий момент в краевой столице нет современного музейного здания, нет желания пополнять музейное собрание, но есть планы. Например, Академические мастерские. Это хороший проект, возникший после личного общения губернатора и президента академии художеств РФ Зураба Церетели.

Планируется в освободившемся здании агарного университета напротив Демидовского столпа открыть учебное заведение, которое называется Академические мастерские, это своего рода аспирантура для художников узких специальностей.

В Барнаул будут приезжать серьезные мастера-педагоги, будут местные специалисты, и все это станет отличным учебным заведением. Хорошая идея. Но что нам делать с Новоалтайским художественным училищем, которое заваливается, в прямом смысле находится в аварийном состоянии? Сегодня невероятно быстро сдает позиции факультет искусств в классическом университете, где должны готовить элиту искусства – искусствоведов, но там сейчас предпочитают заниматься обучением мастеров вышивки и бисероплетения.

Проблемы видны всем, что делать? Академические мастерские, хорошо. А что мы знаем про сельские картинные галереи? После того как искусствовед Любовь Николаевна Шамина вынуждена была свернуть проект «Сельские картинные галереи», из районов слышны только всхлипы ужаса. Нет денег, нет специалистов, кого-то все время оптимизируют, закрывают, объединяют.

Существует запутанная система бюджета и в том числе грантов, которую называют губернаторской. Много лет спрашиваю: это губернатор Карлин дарит свои деньги, то есть лично заработанные? Или все же это средства из бюджета Алтайского края? Тогда почему они не заложены сразу в бюджет, это что за механизм?

Еще о деньгах — о рынке изобразительного искуства. Два крупных игрока - галерея Щетининых и галерея «Турина гора». Они умеют продавать, у них давно сформировалась коммерческая платформа.

Недавно в Барнауле появился новый интересный игрок - магазин антиквариата, расположившийся в доме «Под шпилем». Он должен стать флагманом, и сможет быть регулятором цен.

Галерея «Республика ИЗО» возложила на себя трудную миссию продвижения искусства, поэтому ее доходность не в прямых продажах, а в возможности формировать художественное пространство, определяя векторы развития.

Так что основные продажи произведений искусств идут непосредственно из мастерских художников. Что еще больше подтверждает их независимость от всех рычагов давления.

Смотрите также: Видеоблог «ПОЛИТСИБРУ»: Вершки культурной политики. Театр

Фото со страницы Вадима Климова в Facebook. 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей