Валерия Иванова: «Мы ориентируем наших студентов на будущую практическую деятельность»

Директор Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Валерия Иванова рассказала «ПОЛИТСИБРУ», как за последние годы в вузе изменились подходы к подготовке студентов, на что в первую очередь нужно обращать внимание, когда выбираешь, куда пойти учиться, почему будущий экономист должен развивать аналитические способности.

- В 2012 году ВЗФЭИ вошел в состав Финуниверситета при Правительстве России. Какие изменения в связи с этим произошли в Барнаульском филиале?

- С точки зрения направлений подготовки почти ничего не изменилось, в плановом порядке открыты новые востребованные профили, например, «Анализ рисков и экономическая безопасность», «ИТ-менеджмент в б​изнесе». Но в целом как мы готовили высокопрофессиональных экономистов, финансистов и менеджеров, так и продолжаем их готовить. За время своего существования филиал подготовил почти 23 тысячи специалистов, все они работали и работают в сфере экономики и финансов.

Но произошли изменения другого рода. У нас в 2014 году появилась очная форма обучения. Наши студенты-очники, как и в других вузах, получают стипендию, ребята имеют право на отсрочку от армии. В прошлом году мы ввели в эксплуатацию комфортабельное общежитие на Интернациональной, 45.

Изменились подходы к подготовке студентов. Раньше мы были филиалом института, теперь – филиал университета. В университете очень важна научная составляющая в образовательном процессе, студенты обязательно должны быть вовлечены в научную работу. Теперь, начиная с первого курса, и очники, и заочники охвачены исследовательскими заданиями.

- Почти 50 лет вуз был заочным. Теперь, как вы сказали, есть очный набор. Не мешает ли набору очников годами складывавшийся имидж заочного института?

- Мы, действительно, пережили треволнения по этому поводу. Конечно, если 50 лет вуз позиционируется как заочный, то нужно время для того, чтобы те, кто заинтересован в получении высшего образования, не просто узнали, а осознали, что теперь у нас есть и другая – очная – форма обучения. Но самая острая фаза этого процесса уже позади. Кроме того, у нас всегда было сильной стороной студенческое самоуправление, кураторство, хотя для заочников эту сторону студенческой жизни, конечно, непросто организовывать. Так что, по существу, филиал в этом, да и в остальном, полностью был готов к приему студентов очной формы. Кстати, они очень активно влились в студенческий коллектив!

- Как на вашем вузе сказывается статус филиала?

- Финансовый университет – достаточно известный и старейший экономический вуз, ему 97 лет. Многие образовательные стандарты, программы экономической направленности, разработанные в нем, рекомендуются Министерством образования и науки РФ для всей сферы высшего экономического образования. Статус филиала – это очень ответственно, мы являемся региональной площадкой реализации новейших образовательных программ. С другой стороны, есть моменты, которые можно отнести к негативным, но они связаны не с Барнаульским филиалом Финансового университета, а с общей тенденцией в сфере высшего образования, которая ярко проявляется в последние два-три года.

Вузы и раньше имели филиалы и представительства. Но если раньше в представительствах можно было вести занятия – чаще всего туда «под расписание» выезжали преподаватели группами, то теперь представительствам это запрещено. Они могут заниматься только представительской деятельностью – профориентацией, работой с абитуриентами и студентами-заочниками для связи с головным вузом, связями с работодателями. На мой взгляд, Министерство образования и науки совершенно справедливо приняло такое решение, потому что вопрос качества образования должен стоять на первом месте.  

После решения проблемы представительств началось реформирование сети филиалов. Не секрет, что многие вузы открывали филиалы, мало задумываясь о качестве образования. Закрытие филиалов ряда вузов, в основном частных, могло повлиять на восприятие филиалов вообще. У нас тоже в наименовании есть слово «филиал», но ему уже 50 лет, и он, повторю, подготовил почти 23 тысячи специалистов.

Иногда встречаются настороженные вопросы: а у вас все в порядке, раз вы филиал? Да, у нас все в порядке и с лицензией, и с аккредитацией.

- В Барнауле достаточное количество высших учебных заведений и масса филиалов московских и петербургских вузов. Есть вузы с похожими названиями: Алтайский институт финансового управления, Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы, например. Люди часто путают названия. Что делается, чтобы правильно позиционировать филиал Финуниверситета в такой непростой ситуации?

- То, о чем вы сказали, обусловливает дополнительные действия разъяснительного характера с нашей стороны. В профориентационной деятельности мы обращаем внимание на то, что есть разница между вузами.

Вообще, я рекомендовала бы абитуриентам и их родителям обязательно заходить на сайты вузов. У Министерства образования и науки сейчас очень строгие требования по организации информации на сайтах. Поэтому при выборе вуза нужно обращать на них особое внимание.

Нужно обязательно посмотреть документы вуза, размещенные на сайте, в первую очередь, – устав. Звучит это скучно, но изучение устава – очень благодарное занятие. На самых первых страницах устава можно увидеть, кто является учредителем – физическое лицо, городское правительство (учредитель Московской академии предпринимательства, филиал которой закрыли в Барнауле, - Правительство Москвы), Министерство образования и науки, Правительство России.

В уставе еще нужно обратить внимание на юридический адрес и сеть филиалов. Адрес должен совпадать с указанным на сайте, а филиал, который заинтересовал, должен быть записан в уставе.

И еще одна из характеристик стабильности образовательной организации – это наличие серьезной материально-технической базы, в том числе площадей. Когда вуз полностью работает на арендованных площадях, у меня это вызывает вопросы.

- У вас есть арендуемые площади?

- У нас достаточно площадей в оперативном управлении для учебных занятий.

- Говорят, вас путали с филиалом Московской академии предпринимательства.

- Не могу сказать, что массово, но единичные вопросы задавали. Люди часто не вчитываются в название – в названии того вуза правительство и у нас правительство, а какое не важно. Академия была при Правительстве Москвы, а наш Финуниверситет – при Правительстве Российской Федерации.

- Чем отличается экономическое образование в Финуниверситете от аналогичного образования в других вузах края?

- Все вузы обязаны обучать студентов по государственным образовательным стандартам. Исходные условия для начала цикла подготовки набранных абитуриентов у всех должны быть одинаковы. Но существует еще вузовский компонент подготовки – вузам дано право самостоятельно формировать блок дисциплин. Есть набор дисциплин, из которого студент выбирает ту или иную. Даже внутри одного направления подготовки в одном вузе у разных студентов может сложиться разная траектория. Если сравнивать вуз с вузом, то тем более могут быть разные траектории подготовки. Финансовый университет получил от Министерства образования и науки РФ право утверждать собственные образовательные стандарты. Такое право имеют всего несколько вузов в России.

Я не берусь судить о качестве подготовки специалистов в разных вузах края. На мой взгляд, контекст вопроса подразумевает ответ в ключе «хуже-лучше», но у нас в регионе всегда из вузов на рынок труда поступали достойные кадры в области экономики и управления. Могу сказать только о том, как готовим студентов мы. У нас очень серьезное отношение к практикоориентированности. Хорошего экономиста без этого выучить невозможно. Наши образовательные стандарты позволяют, например, допустить к образовательному процессу больше практиков. Мы обращаемся к нашим выпускникам, которые занимают серьезные должности в органах власти, бизнесе, владеют собственными предприятиями, как к экспертам, чтобы они как эксперты оценили ту или иную нашу образовательную программу. Они дают нам полезные советы именно как практики. Их же мы привлекаем в качестве преподавателей – читать лекции, вести семинары, давать мастер-классы.

На сегодняшний день у нас более 250 объектов практики в крае - крупные предприятия, средний бизнес, органы государственной власти, местного самоуправления. Буквально на днях мне поступили заявки из одного крупного муниципалитета и крупного предприятия направить выпускников на работу. Один из банков просил семь выпускников, мы смогли порекомендовать только пятерых, тех, кто решил изменить место работы, – остальные уже трудоустроены в соответствии с их интересами.

Также большое внимание мы обращаем на наличие в учебных планах и качество преподавания дисциплин аналитического характера. Для примера скажу, мало знать математический метод расчетов в экономике, надо понимать, зачем ты его применяешь, что стоит за полученными цифрами, какие управленческие решения нужно принять, чтобы полученные прогнозные цифры сбылись или не сбылись. Менеджер среднего звена, который просто выполняет полученные поручения, карьерного роста точно не увидит. А вот если у него развиты аналитические способности, он может рассчитывать на успех.

Несколько слов нужно сказать о магистратуре. Это не только возможность глобализовать знания, полученные в бакалавриате, но и возможность сменить траекторию своей карьеры. Предположим, выпускник окончил бакалавриат по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, а в магистратуру пошел на финансовый менеджмент. Специалист, который владеет бухучетом и магистерским уровнем финансового менеджмента, очень ценен для предприятия. Он может работать и главным бухгалтером, и финансовым директором.

- Как выглядит Барнаульский филиал Финансового университета в Мониторинге эффективности деятельности организаций высшего образования?

- Качество вуза считается достаточно высоким, если он выполняет из семи не менее четырех показателей. У нас на сегодняшний день из семи пять. Шестой – трудоустройство выпускников – пока не подсчитан. Раньше Министерство образования и науки централизованно запрашивало в службах занятости населения данные – сколько выпускников обратилось для трудоустройства, то есть считало неработающих. По этой методике подсчета показателя у нас не было ни одного обратившегося. А теперь Министерство обращается в Пенсионный фонд, чтобы посчитать трудоустроенных выпускников. Данные пока не подсчитаны, они еще в обработке. Пороговое значение по этому показателю – 75 процентов. У нас трудоустройство выпускников всегда выше. С другой стороны, 100 процентов, на мой взгляд, не может быть ни у одного вуза – девушки выходят замуж и идут в декрет, некоторых парней после обучения призывают в армию, на некоторых предприятиях, к сожалению, еще сохраняется зарплата в конвертах. Человек может быть трудоустроен, но отчисления с его заработка в Пенсионный фонд не поступают.

- Как вы относитесь к идее Минобрнауки запретить высшее образование в заочной форме по экономике, юриспруденции и государственному и муниципальному управлению?

- Мы, как и все, знаем об этой идее только из средств массовой информации. Никаких официальных решений на этот счет нет. Ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров давал комментарий по этому поводу, и я полностью согласна с его оценкой: никто не доказал, что экономиста нельзя готовить по заочной форме.

Мы уже сегодня знаем контрольные цифры приема на 2017 год. У нас есть бюджетные места, выделенные Министерством образования и науки. Контрольные цифры приема официально представлены обществу. Отказываться от этих обязательств – нонсенс.

Если и закрывать заочное образование, то в вузах, которые не обеспечивают качество. А наш филиал был раньше филиалом Всероссийского заочного финансово-экономического института, который 90 лет готовил классных специалистов-экономистов и финансистов, уровень их подготовки прошел проверку временем.

Нельзя забывать и то, что не все сегодня могут учиться очно. Многим нужно работать, чтобы содержать семью, помогать родителям. Что же, лишать их возможности получить высшее образование?

- Сегодня ведется много разговоров о создании так называемых опорных университетов в регионах. Что вы думаете по этому поводу?

- Любая оптимизация должна проводиться очень осторожно, потому что она касается судеб, условий и обстоятельств жизни конкретных людей. Процесс реформирования всегда должны быть продуманным, взвешенными и поэтапным. Идея создания опорных вузов, наверное, неплохая. Но, на мой взгляд, она не должна охватывать лихорадкой все высшее образование. Если где-то есть необходимость создать такой вуз – нужно над этим работать. Но это не должно быть инструментом для снижения конкуренции. Инструменты не должны быть поставлены впереди цели. А цель одна – качественная подготовка кадров, необходимых для Алтайского края.

Дмитрий Негреев.

Справка «ПОЛИТСИБРУ»

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» был основан 97 лет тому назад. Недавно к университету были присоединены Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), Государственный университет Министерства финансов РФ и Всероссийская государственная налоговая академия.

Барнаульский филиал Финансового университета (ранее филиал ВЗФЭИ) был создан Приказом Министерства высшего и среднего образования СССР № 621 от 06.12.1965 г. в 1965 году.

 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ «ВиСКью» ИНН: ИНН 2224188899 Токен: LjN8Ju18L