Алтайские предприятия занимают первое место среди регионов России также по производству муки, сыров и сухих завтраков, а отстают по колбасе
Переработчики Алтайского края произвели больше всех в России муки, крупы, масла и сухих завтраков, но оказались в середине списка регионов по изготовлению мясных продуктов и кондитерских изделий. Об этом свидетельствуют данные Алтайпищепрома по итогам 2021 года. Хотя даже власти признавали, что прошлый год был совсем непростым для отрасли.
Чемпион по крупе
Регион занял первое среди других место по производству таких продуктов:
- масло сливочное – с долей в общероссийском объеме 7,5%,
- сыры и сырные продукты – с долей в 11,3%,
- мука – с долей 10,6%,
- крупы – с долей 27,1%, в том числе край изготавливает 36% манки, почти 43% – овсянки, 57% – гречки, 26% – ячневой и 24% – перловой круп,
- сухая сыворотка – с долей 10,5%,
- зерновые продукты для завтрака – с долей 16,4%.
И это притом что в каждой из подотраслей переработки в 2021 году были серьезные сложности, а объемы производства по многим продуктам упали.
Скажем, "молочники" смогли загрузить свои мощности только наполовину из-за дефицита сырья, который приходилось завозить даже из других регионов, сообщали в Алтайпищепроме. Производство молочной продукции снизилось на 4,3% к предыдущему году.
Объемы в "молочке" сохранились только у сыворотки.
Продолжало стремительно сокращаться производство муки. По данным Алтайпищепрома, мощности зернопереработки края позволяют выпускать 1,4 млн тонн муки. Но в 2021 году не произвели и 1 млн – 946,4 тыс. тонн. Это меньше, чем в 2020-м, на 4%. Но тренд наметился за несколько лет до этого. В Алтайпищепроме говорят о падении в 10% с 2016 года, а переработчики сетуют, что за 10 лет сокращение может составить и вовсе 40%.
Причин называется несколько:
- минусовая рентабельность производства муки, начиная с начала 2020 года,
- политика зернотрейдеров, вывозящих сырье – зерно – за границу, поскольку им это выгоднее,
- введение пониженных ж/д тарифов на зерно, что также способствует его вывозу из региона,
- рост цен на сырье.
А вот производство круп в 2021 году выросло на 8% и составило 434,9 тыс. тонн.
Середнячок по мясу
Самые далекие от лидерских позиции у Алтайского края – в производстве:
- колбасы (43-е место),
- рыбных изделий (30-е место),
- кондитерских изделий (33-е место),
- мясных полуфабрикатов (29-е место).
Как сообщали в Алтайпищепроме, в мясопереработке подскочила себестоимость "по всей цепочке производства и движения продукции". Подорожали сырье, логистика, упаковка и другие расходы.
Кроме того, по "мясным" показателям серьезно ударил пожар на "Алтайском бройлере". Из-за ЧП предприятие простаивало несколько месяцев. Производство мяса птицы упало на 30,8%, а мясных полуфабрикатов – на 15,5%.
Однако произвели больше говядины (плюс 14,5%) и свинины (плюс 3%).
А вот объемы производства колбасы, хоть и обеспечивают краю скромное 43-е место среди регионов, не упали, а даже немного приросли. За год в крае изготовили более 11 тыс. тонн этого продукта.
Если же говорить о месте Алтайского края в Сибири по производству продуктов переработки и "пищевки", то здесь из 31 позиции, "считаемой" властями, по 14 регион занимает первое место. Еще по семи – второе. Самый низкий рейтинг – седьмое место – опять же по колбасе.
Новый кризис – новые проблемы
Текущий год и у переработчиков поставил всё с ног на голову. Введение санкций создало новые проблемы, но открыло и другие возможности.
Скажем, Денис Старовойтов, исполнительный директор "Алейскзернопродукта", рассказывал, что за март предприятие из-за возросшего спроса увеличило отгрузки фасованной продукции в торговые сети в два раза. Полностью загружены все цеха. Запустили новую линию по производству кормов для домашних животных.
Но при этом возник дефицит сырья – зерна, а также проблема, ставшая одной из самых острых для всех производственников, – кассовые разрывы: поставщики требуют 100% предоплаты, а ретейл не идет на уступки по отсрочкам платежей.
"Пищевка" и переработка по некоторым позициям ингредиентов сильнее других отраслей пострадала от прекращения европейских поставок: хмеля и концентратов – у производителей напитков, заквасок – у сыроваров, упаковки – у всех и т. д.
Таким образом, открылись новые возможности поставок с точки зрения импортозамещения, с одной стороны. Но с другой, насладиться перспективами у производителей не получается из-за возникших трудностей, которые "компенсируют" плюсы.