Кто-то выдал профессиональное качество, кто-то попытался овладеть электоратом спустя рукава
До выборов 2021 года остаются считанные дни. А, как известно, чтобы на них победить, нужно завоевать ум избирателя и доказать ему правильность того или иного политического выбора. Корреспондент «Политсибру» тщательно изучил агитационную продукцию различных партий и подготовил обзор того, как желающие попасть во власть завоевывают свои голоса.
«Единая Россия»
Партия власти на этих выборах, как впрочем и всегда, демонстрирует самый высокий технический уровень агитации. Предвыборные листовки, буклеты, расклейка – все сверстано отлично, отпечатано на хорошей бумаге. В общем, по высшему разряду. Но кое-что бросается в глаза.
Почти вся агитация «Единой России», которая попала в распоряжение «Политсибру» строится на конкретных персоналиях. То есть она призывает в основном голосовать за (условного) Петра Васечкина. А вот материалов, нацеленных на популяризацию именно партии и, соответственно, партийных списков в Госдуму или краевой парламент, на этот раз совсем немного.
Например, партийные билборды и баннеры. Большая часть из них – опять же, агитирует за конкретные персоналии. «Общепартийная агитация» также сделана с акцентом на личности.
Так, например, на одном из билбордов в краевой столице (а их там весьма много) размещены спикер краевого парламента Александр Романенко, координатор движения «Волонтеры-медики» Анна Ведлер и депутат АКЗС Татьяна Ильюченко. Их фотографии занимают большую часть пространства, а вот лого ЕР довольно маленькое и находится в углу. Хотя партийные цвета в оформлении вполне представлены.
Исключение – агитация с участием губернатора Виктора Томенко. Недавно в городе появились билборды, где рядом с его фото значится призыв «Выбирай команду Единой России».

Кроме того, у некоторых зрителей вызывают вопросы слоганы, используемые «Единой Россией» в агитации в этом предвыборном сезоне. Так, на баннере Романенко-Ведлер-Ильюченко размещено изречение, разбитое пополам: «Мы рядом для заботы о каждом». И вот это вот «мы рядом» воспринимается отдельно и выглядит как некое угрожающее предупреждение: смотри, избиратель, депутаты уже близко.
Есть у ЕР и другие баннеры, выполненные в аналогичном стиле, где после «мы рядом» идут фразы «для преобразований в крае» и «для уверенности в будущем». И вот здесь можно заметить еще одну проблему. Что именно кандидаты и партия предлагают или обещают избирателю – совершенно не ясно.

Та же ситуация и у некоторых одномандатников. Например, у Александра Лисицына – «Опыт. Энергия. Развитие» и «Развивать Барнаул вместе». Опять же, аргумента, почему избирателю стоит проголосовать именно за него, там не содержится. Лисицын, кстати, отметился и тем, что его билбордов в городе словно бы несколько больше, чем у других кандидатов.
КПРФ
Агитация КПРФ в этом году стала поводом для множества скандалов. Партия-конкурент «Коммунисты России» пыталась снять с выборов лидера «старших красных» Марию Прусакову, из-за того, что в ее ролике использовалась защищенная копирайтом музыка. А не так давно у КПРФ изъяли незарегистрированный агитационный куб (конструкцию из нескольких баннеров).
Так что и начать наш разбор стоит с этого самого проблемного ролика. Он снят и смонтирован профессионально, качество картинки практически как в кино, та самая печально-известная авторская музыка звучит органично. Построен ролик вокруг рассказа Прусаковой о том, что, собственно, не так в жизни Алтайского края и страны, и что с этим намерены делать «красные» и она лично. И, конечно, почему ей обязательно нужно попасть в Госдуму. Также довольно любопытно, что коммунистической символики или каких-то отсылок к советскому прошлому или социалистической идеологии в видео, в общем-то, нет. Что может сыграть скорее против кандидата: КПРФ сталкивается с обвинениями в предательстве идеалов Маркса-Ленина-Сталина практически ежедневно, в том числе, со стороны своих же сторонников. Да просмотров у ролика не так уж и много, несмотря на весь шум вокруг него.
С печатной продукцией все сложнее. Газеты выглядят вполне удачно. Как федеральная «Правда», которая распространяется и в Алтайском крае, так и сделанные специально под регион. Так, в газете Марии Прусаковой можно увидеть настоящий комикс. Да еще и рифмованный, эдакий коммунистический «лубок».

Другой раздаточный материал тоже сделан прилично, но часто все же несколько по-любительски. Встречаются некоторые технические огрехи. Например, в буклете у кандидата Анны Левашовой, если присмотреться, можно заметить: ее фото было вырезано и наложено не особенно аккуратно. Не самые удачный подбор шрифтов и цветовой гаммы и другие недостатки верстки можно увидеть и в «раздатке» других коммунистических кандидатов разного уровня.
Что касается билбордов, то первые рекламные конструкции с кандидатами от партии (Марией Прусаковой, Вероникой Лапиной и Антоном Арцибашевым) появились еще в начале года. Агитация за Арцибашева отметилась довольно высокой степенью радикальности: его плакаты, которые можно увидеть в Барнауле, призывают избавить Алтайский край от «жуликов и воров».

ЛДПР
В этом году либерал-демократы в своей агитации, похоже, взяли курс на некую нейтральность, сдержанность и художественный минимализм. Баннеры партии предельно лаконичны: там присутствует лишь ее логотип и то самое желанное поле с избирательской галочкой. И, надо признать, что-то в этом есть.
Впрочем, закрадывается подозрение, что такой подход к агитации связан с довольно скромными амбициями и призван скорее напомнить «ядерным» избирателями о голосовании, нежели завоевать новых сторонников. Да и в количественном выражении агитации от либерал-демократов, похоже, меньше, чем от прочих партий.

Предвыборная пресса ЛДПР посвящена, в основном, Владимиру Жириновскому. Он смотрит на читателя чуть ли не с каждой страницы и наклейки, и продолжает в одиночку работать на партийный рейтинг. Алтайский персоналий там очень и очень не хватает.
Что касается агитации конкретных кандидатов, то, например, воспользовался билбордом Алексей Скосырский. У него все лаконично и в традициях агитации ЛДПР. Слоган – «Я за честных! Я за бедных». Он является эдаким развитием прошлого девиза либерал-демократов: «Мы за русских! Мы за бедных!». Однако теперь, «русские» куда-то пропали. С чем это связано, впрочем, неизвестно. Видимо, карта «легального национализма», которая раньше активно использовалась ЛДПР, сейчас стала немного отходить в прошлое.
Есть у агитации либерал-демократов и другие отличительные черты. Например, агитационный микроавтобус партии, полностью покрытый символикой. Что опять же, больше похоже на эдакую «напоминалку», нежели агитацию.
Кстати, по всех стране либерал-демократы распространяют «агитку» с двусмысленным и даже отталкивающим заявлением – «мы всех затопчем».

«Справедливая Россия – За правду»
Эсеры за свою агитацию в крае взялись активно. Есть у них и рекламные конструкции, и партийная пресса, и плакаты. В общем, полный набор.
В газетах, которые попали в руки «Политсибру», в первую очередь, хочется выделить использование карикатур. Там в качестве сатирического образа «партии власти» используются синие медведи. Этот образ вполне мог бы уйти в народ и стать мемом, но о нем после выборов, скорее всего, забудут.

И в целом газета у СР вышла неплохая и не уступает «настоящим» изданиям. Как по форме, так и по содержанию: есть и вполне понятные предложения и «конструктив», есть освещение проблем страны и региона, и, конечно же, критика власти. В общем, отличная работа, за вычетом одного выпуска. Там на первой полосе размещены обыкновенные грибы, которые, в сочетании с размещенными под ними портретами кандидатов, стали поводом для различных шуток среди недоброжелателей. Впрочем, от политики надо и отдыхать, а сбор лесного «урожая» это вполне себе неплохой досуг.
Что же касается наружной рекламы, то здесь СР сделали «федеральный» акцент. Из партийных персоналий там можно увидеть только лидера партии Сергея Миронова.

Другие конструкции рекламируют партийный бренд в целом (все местные персоны только на плакатах на остановках и подъездах). Что, как решение, несколько спорно: СР в Алтайском крае достаточно популярны, а вот лично Сергей Миронов как политик – вряд ли. Впрочем, используемые призывы бьют прямо в цель: «10000 рублей каждому ежемесячно». Популизм, но приятный.
Отметим и видео-агитацию партии. Это, в первую очередь, YouTube-передача «Хожу по краю». Смотреть ее достаточно интересно, она хорошо снята и смонтирована, а подача в стиле «разоблачения и скандалы» не дает заскучать. Одно но – после выборов и про нее, скорее всего, забудут. А жаль: судя по числу просмотров у роликов, своего зрителя она нашла.
«Яблоко»
Агитация «Яблока» в этом году тоже не прошла без скандалов: некие злоумышленники якобы содрали несколько баннеров партии. «Яблочники» обратились в правоохранительные органы, но пока что вредителей не нашли. Те баннеры, облик которых сохранила история, выглядят приятно, но из-за перегруженности текстом могут вызвать у зрителя определенные проблемы с восприятием посыла.
Газеты у ветеранов либеральной политики тоже есть. Федеральная «Яблоко России» и локальная «За права человека». Первая выглядит вполне профессионально. Есть, кстати, в ней и вкладыш о том, что в рядах кандидатов партии есть иноагенты.
А вот наша, алтайская – черно-белая, и смотрится скромно. На первой же полосе можно увидеть забавную опечатку – партия в одном из текстов там названа «Яблоно». В общем, классика политического самиздата. Что же касается ее наполнения, то оно вышло довольно злобным. В частности, досталось там эсеру Александру Молотову, благодаря которому с выборов вылетел уже экс-кандидат от «Яблока» Виктор Рау. Заметка об эсере озаглавлена «Стукач алтайского разлива».
В хорошем смысле отличился кандидат-одномандатник от «Яблока» Андрей Крылов. Он выпустил качественный (и явно недешевый) агитационный видеоролик и использовал все те же билборды (где, как в классической рекламе, обыгрывает свою фамилию для лучшего запоминания: «вставай на крыло»). Можно встретить в Барнауле и плакаты этого кандидата, однако там все довольно таки скучно: возрождение промышленности и прочее «счастья всем и даром». Что несколько выбивается из довольно протестной стилистики «Яблока».

«Новые люди»
Этим новичкам на выборах в парламент региона не повезло. «Новым людям» участие в гонке в АКЗС не светит: не одобрили собранные подписи избирателей. Осталась только Госдума. Но кое-что, похоже, предназначенное на выборы в парламент региона в руки «Политсибру» тоже попало.
И газеты, и билборды, и плакаты НЛ выполнены в одной бирюзовой гамме, которая на фоне прочих партий смотрится весьма свежо. Это однозначный визуальный плюс.
Партийная пресса – в основном, общефедеральная. И там, помимо, предложений и критики сложившейся системы, нашлось место и развлечениям. В одном из выпусков есть целый сатирический комикс, в котором изображены будни двух «типичных депутатов». Он также выполнен преимущественно в партийной цветовой гамме с добавлением красного цвета, который, видимо, служит как маркер отрицательных персонажей. Кроме того, по соседству с партией расположился партийной атрибутики и кроссворд.

Билборды, опять же, рекламируют в основном партийный бренд. Но есть и один индивидуальный, кандидата в Госдуму Владислава Вакаева. Слоган – «Создаем будущее сегодня». Что в принципе, вполне резонирует с деятельностью Вакаева как реставратора барнаульских парков.
Кроме того, есть в распоряжении «Политсибру» имеется листовка Владислава Вакаева. Там его работа по спасению парков неоднократно выделена жирным шрифтом. И сам текст построен так, будто бы прошел оптимизацию для поисков: чтобы по запросу «восстановление парков» вы, так или иначе, познакомились с Вакаевым. Кстати, он один из тех, кто работает с соцсетями. В инстаграме, например, он частенько выходит с прямыми эфирами, где рассказывает о своей работе, о работе партии и с предложениями, что можно изменить в крае.
«Партия пенсионеров за социальную справедливость»
Сразу хочется отметить достаточно броские стикеры с логотипом «пенсионерской партии». Их, похоже, отпечатали очень и очень немало и увидеть их можно повсюду: на столбах, автобусных остановках и многих других городских объектах.

Пресса у партии также есть. В одном из выпусков газеты на первой полосе можно наблюдать очень красочную карикатуру, где Дума (эдакая избушка на курьих ножках) метлой прогоняет разных недругов, которые отображены в виде человекообразных зверей, в которых легко узнать видных федеральных политиков. Не обошлось опять же без кроссвордов, лунного календаря и анекдотов. Что, по замыслу создателей газеты, видимо должно понравиться целевой аудитории.
Кстати, наполнение прессы в этом году «Партии пенсионеров» стало довольно таки критическим: чего стоит один лишь слоган «Пора сменить невменяемых» под упомянутой карикатурой. Нарушают образ гласа недовольных разве что «советы садоводам» в одном из выпусков.

«Родина»
«Родина» в Алтайском крае также дошла только до госдумовских выборов. И более-менее массовой стала агитация за ее единственного представителя: Евгения Астаховского. Это пара билбордов и газета.

Похоже, что изготовлением газеты занимались люди, слабо знакомые с этим процессом. Размером ее полосы на пару сантиметров превосходят стандартный и удобный формат. Разбивки на материалы там нет, и в целом она похожа на что-то среднее между буклетом, газетой и стопкой плакатов, которые кто-то собрал воедино. Тем более, что отпечатана она также на «плакатной бумаге».
Примерно так же сделаны и билборды: «снижение налога НДС», «снижение налога на заработную плату» – такими, вроде, и понятными народу, но явно «недокрученными» призывами пытается Астаховский завладеть сердцами и умами избирателей
«Коммунисты России»
«Коммунисты России» отличились почти полным отсутствием агитации. Лидер алтайского отделения Сергей Матасов напомнил о партии пикетом против «массовой вакцинации», и все. С тех пор – почти тишина. Говорят, кое-какие печатные материалы в городе все же раздают. Но их, на фоне остальных, не видно. Будто бы комроссы вовсе не намерены выигрывать. Что, в условиях постоянных обвинений в спойлерстве, выглядит довольно таки подозрительно.
В целом же, предвыборная агитация-2021 весьма скучная и серая. Хотя отдельные персоны и партии явно постарались: кто-то освоил видео-сегмент интернета, кто-то партийных художников с комиксами и карикатурами. Но настоящую и самую важную оценку стараниям агитаторов дадут все же избиратели.