Кто-то считает их единственным выходом, кто-то – лишь имитацией работы
Совсем скоро Государственная Дума рассмотрит два законопроекта, которые уже вызвали в обществе огромный резонанс: о введении QR-кодов в качестве федеральной меры, и о применении их для доступа к поездам и самолетам. Часть заинтересованных лиц уже успела обсудить эти инициативы на недавнем круглом столе, проведенном Общественной палатой Алтайского края (и дискуссия вышла очень и очень насыщенной). Корреспондент «Политсибру» спросил у алтайских депутатов: что они думают о новом законе и повальном кодировании.
Татьяна Ильюченко («Единая Россия»)
Председатель комитета по спорту, культуре и молодежной политике алтайского парламента Татьяна Ильюченко в числе тех, кто поддерживает жесткие меры. Тем более, что в кодах и прививках, по ее мнению, ничего страшного нет. Да и ситуация с пандемией требует решительности.
«Мы сегодня находимся в режиме военных действий, у нас умирают люди. От коронавируса, от того, что все усилия здравоохранения направлены на борьбу с этим заболеванием и их не хватает. Нужно, чтобы все это быстрее закончилось», – считает Татьяна Ильюченко.
Что же касается бизнеса, то он в условиях ограничений, разумеется, нуждается в поддержке. Но с некоторыми нюансами.
«Это должна быть дорога с двусторонним движением. Нужно и ужесточать меры, и помогать людям, которые соблюдают правила», – отметила необходимость определенного содействия и со стороны самих предпринимателей депутат.
Сергей Малинкович («Коммунисты России»)
Депутата от «Коммунистов России» Сергея Малинковича введение QR-кодов поставило в неудобную ситуацию: он переболел ковидом еще в феврале, но при этом у него сохранился высокий уровень антител.
Действие кода (которые выдают и переболевшим) у депутата уже истекло. Ставить прививку тоже пока не планирует. Заявляет, что врачи не рекомендовали ему этого делать, пока не упадет количество собственных антител. А потому даже для того, чтобы, например, попасть на следующую сессию алтайского Заксобрания нужно будет сдать ПЦР-тест. А если делать это регулярно и за свой счет, то не напасешься никаких денег, сетует он.
Отметим, что 25 и 26 ноября (в дни заседания фракций и сессии) для входа в Парламентский центр обязательно предъявлять тест не старше 72 часов, QR-код о вакцинации или о перенесенном менее полугода назад ковиде.
«Если с 1 февраля введут QR-коды для посадки в самолет, а еще не буду вакцинирован, то что мне останется делать? Добираться ползком?» – задался вопросом коммунист.
Впрочем, даже в таком случае сдаваться Малинкович не намерен. Если законодательство скажет, что транспорт ему противопоказан, то коммунист просто перейдет на удаленный режим работы.
При этом он не считает QR-код эффективным способом мотивации людей к вакцинации или методом борьбы с распространением коронавируса. В первом случае поможет только одно: сделать прививку обязательной на законодательном уровне. Во втором же гораздо лучше работает действительно строгое соблюдение масочного режима и социальной дистанции. Контролеров QR-кодов, кстати, по мнению Малинковича, лучше бы перенаправить именно на то, чтобы они следили за соблюдением масочного режима.
Александр Ткачев (КПРФ)
Лидер фракции КПРФ в алтайском парламенте Александр Ткачев к прививке как таковой относится положительно (сам он привился еще летом). А вот новую «кодовую систему» не поддерживает.
«Считаю внедрение кодов неэффективной мерой, их вводят не там, где массово скапливаются люди, а просто там, где это максимально легко для власти. В тех же ТЦ люди друг с другом мало контактируют, в отличие от больших продуктовых магазинов с их очередями или общественного транспорта», – сомневается коммунист.
Если коды и могут работать, то, по мнению депутата, только вкупе с другими мерами, например, массовым тестированием, строительством госпиталей и, разумеется, увеличением расходов на медицину в целом.
Бизнесу же, по мнению Ткачева, в сложившихся обстоятельствах остается только одно: требовать от государства возмещения понесенных убытков.
Сергей Приб («Единая Россия»)
Руководитель фракции «Единая Россия» в краевом Заксобрании успел высказаться о QR-кодах еще на круглом столе в Общественной палате.
Приб от партийной линии не отошел: ситуация критическая, ограничения и коды нужны.
«Народ гибнет, народ помирает. Дошло до такого, что люди ждут две-три недели, чтобы похоронить родственников. Похоронные службы не справляются», – привел, наверное, самую мрачную иллюстрацию серьезности эпидситуации Приб.
Обсуждать необходимость вакцинации и ввода QR-кодов, по мнению Приба, попросту бессмысленно. Никакой альтернативы электронным пропускам нет. И если их не ввести сейчас, то потенциальный урон для бизнеса в будущем будет гораздо хуже: исчезнут целые производственные цепочки.
Вячеслав Лаптев (КПРФ)
Коммунист Лаптев в числе тех депутатов АКЗС, у которых нет QR-кода. Сама идея вакцинации вопросов у него не вызывает, однако он пока до конца не определился, каким именно препаратом намерен уколоться. Кроме того, до избрания в АКЗС образ жизни Лаптева был довольно изолированным и не создавал потребности в прививке: депутат из Топчихи большую часть времени проводил на своем участке.
А вот ограничения Лаптеву, как и большинству его коллег по партии, пришлись не по нраву.
«Прежде чем кого-то принуждать, власть должна сначала вернуть себе доверие. Тогда, может, и заставлять прививаться никого не придется. А когда 30 лет от государства получаешь одни пакости, то такая неожиданная забота о «дорогих россиянах», конечно, выглядит сомнительно», – оценил стратегию власти в период пандемии депутат.
Евгения Боровикова («Справедливая Россия – За правду»)
Евгения Боровикова также оказалась среди QR-скептиков.
«Сам факт того, что мы рассматриваем введение таких ограничений для жителей России, – уже серьезный повод проверить, а не противоречат ли эти ограничения Конституции», – сказала Боровикова.
Депутат отмечает, что особенно возмущает ее то, что непривитым приходится сдавать все те же ПЦР-тесты, которые, как уже было сказано, стоят денег и немалых. А с зарплатой в15-20 тысяч анализ за 1,5 тысячи может легко разорить.
И главной мерой по сдерживанию коронавируса, по мнению Евгении Боровиковой, является именно массовое и бесплатное тестирование. Сейчас, по ее словам, врачи слишком часто ставят диагноз ОРВИ пациентам, у которых вполне может быть ковид.
Владимир Лещенко («Единая Россия»)
Председатель комитета АКЗС по здравоохранению Владимир Лещенко убежден, QR-коды – правильное и очень удобное решение. А вот массовое тестирование на ковид, как его альтернатива, слишком дорого. Учитывая, что одна такая проверка стоит около тысячи рублей, то на 1 млн жителей край придется тратить по 1 млрд каждые три дня (сколько действительна справка о тесте).
«Не понимаю и не принимаю рассуждений о том, что QR-коды являются ущемлением прав и свобод. Люди, которые вакцинировались или переболели, имеют этот код. Возможность поставить прививку была и есть у каждого. Да, вакцина не гарантирует полную защиту от заражения, но сегодня это единственный надежный способ защитить себя от тяжелых последствий ковида, выжить», – рассказал он в интервью, опубликованном на сайте парламента.
И хотя введение кодов пусть пока только на краевом уровне уже подтолкнуло часть жителей региона к вакцинации, но большинство же пока так и отказывается сделать этот укол. А некоторые и вовсе присоединяются к движению антипрививочников.
Но при этом Лещенко однозначно не отвечает на вопрос о том, стоит ли делать прививание обязательным. С одной стороны, это не раз выручало человечество (спасая от оспы, чумы), с другой стороны, время и ментальность сейчас не те.
Александр Молотов («Справедливая Россия – За правду»)
Лидер эсеров в алтайском парламенте еще на круглом столе в общественной палате заявил, что СР поддерживать введение кодов на федеральном уровне не будет. Потому что начинать надо с другого.
«Первое – введение бесплатных ПЦР-тестов для всех (…) Второе – QR-коды. Есть люди с высоким титром антител, почему они не получают код? Если главная задача вакцинации – ограничить распространение инфекции, то почему человек, который ее не распространяет, оказывается поражен в правах? Третье – наведение порядка с изоляцией заболевших», – предложил альтернативную стратегию Молотов.
Примеры изоляционного бардака, по словам Молотова, были даже среди депутатов Заксобрания. Некий член депутатского корпуса получив положительный анализ как ни в чем не бывало вел обычную жизнь, и, вполне возможно, мог заразить других людей.
И, конечно же, необходимо увеличение объема средств, вкладываемых в медицину, которая сейчас, по словам Молотова, переживает тяжелейшие времена. Да и государство должно поддерживать медиков не только словесно.
Что же до бизнеса, то, разумеется, и он нуждается в помощи. Желательно очень серьезной и финансовой. А деньги на это можно взять из Фонда национального благосостояния, который запасен «на черный день». Коронавирусная пандемия, по словам Молотова, это как раз тот самый черный день, который уже наступил.
Владимир Семенов (ЛДПР)
Владимир Семенов счел QR-коды мерой, которая вполне успешно стимулирует вакцинацию. Пусть даже и за счет бизнеса (что, безусловно, плохо). Сама же вакцинация в обсуждении не нуждается.
«Непонятно, почему мы обсуждаем, должна ли Россия выбирать, как мы часто это любим делать, свой отдельный путь борьбы. Есть большинство стран мира, которые выбрали вакцинацию (…). Не знаю, насколько верно будет искать какие-то другие варианты», – вспомнил Семенов классическую историко-философскую дискуссию о судьбе российского государства.
Если вакцинация действительно является единственным эффективным выходом, то и QR-коды, как меру ее стимулирующие, вводить необходимо, считает депутат. И федеральная власть должна взять на себя часть обязательств по поддержке пострадавшего бизнеса.
В общем, некие участки соприкосновения нашлись почти у всех политиков. Ярых противников вакцинации как таковой вроде бы не нет, однако скепсис по отношению к QR-кодам все же присутствует. При этом то, что необходимо поддержать пострадавший бизнес, сомнений не вызывает ни у кого.