50 лет назад Министерство обороны СССР приняло решение о создании Барнаульского училища летчиков

Вечером 2 августа 1912 года улицы Барнаула были запружены народом. Все шли в одном направлении – за тюрьму, к ипподрому Общества любителей конного спорта. Однако не скачки стали причиной ажиотажа – на ипподроме должен был состояться первый в Барнауле показательный полёт знаменитого авиатора А.А. Васильева, прибывшего накануне на пароходе из Новониколаевска. Билеты, стоившие от 30 копеек до 3 рублей, были распроданы задолго до выступления. Сделав четыре больших круга над ипподромом, моноплан приземлился точно в центре поля, после чего зрители смогли поближе рассмотреть и даже потрогать удивительную машину.

Так состоялось первое знакомство барнаульцев с авиацией.

Регулярное воздушное сообщение между Барнаулом и соседними городами началось в 1931 году. Самолёты ПО-2 барнаульского авиазвена выполняли почтовые, грузовые, реже – санитарные и пассажирские рейсы.

В 1935 году в Барнауле был создан аэроклуб, вошедший в структуру ОСОАВИАХИМ и ставший кузницей кадров для военной и гражданской авиации. Курсанты аэроклуба могли обучаться как с отрывом, так и без отрыва от производства, ежегодный набор на курсы пилотов составлял более 200 человек.

Начало Великой Отечественной войны потребовало существенных изменений в системе подготовки лётных кадров. Приказом Алтайского краевого совета ОСОАВИАХИМа №096 от 7 августа 1942 года учебные самолёты барнаульского аэроклуба были переданы РККА, а всё учебное имущество, автотранспорт, подсобное хозяйство и аэродром со всем оборудованием поступили в ведение парашютно-планерного клуба. Многие выпускники Барнаульского аэроклуба, закончив авиационные училища, стали профессиональными военными лётчиками и достойно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Восемь барнаульцев, воспитанников аэроклуба, были удостоены звания Героя Советского Союза, а один из них – П.А. Плотников – стал единственным на Алтае дважды Героем.

Барнаульский аэроклуб был воссоздан в 1950-е годы в системе ДОСААФ и существует до настоящего времени.

Однако событие, по-настоящему связавшее Барнаул с небом и большой авиацией, произошло в 1966 году. Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский подписал Приказ №0192 от 9 сентября 1966 года, предусматривающий создание пяти новых высших военных училищ. В их числе было Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков в составе трёх авиационных полков.

Училище создавалось на базе 48-й военной авиационной школы механиков. Управление училища размещалось в Барнауле, полк учебных самолётов – в населённом пункте Панфилово, полки боевых самолётов – в гарнизонах Топчиха и Славгород. Место для размещения училища было выбрано не случайно: единственное за Уралом, оно создавалось с учётом стратегических соображений и климатических условий.

Генерал-лейтенант авиации Д.Т. Никишин, командующий ВВС СибВО и один из инициаторов создания училища, писал в своих воспоминаниях:

«Сибирский округ в результате сокращений стал третьеразрядным, войск в нём почти не осталось. Всякий раз при случае я предлагал командованию ВВС: «Давайте создадим в Сибири учебную воздушную армию, или как хотите ещё её назовите, и я буду в ней готовить лётчиков для любых видов и родов авиации, для любых условий».

<…>

…Через месяц раздался звонок в Новосибирск. Я сразу узнал голос Константина Андреевича (Вершинина, Главного маршала авиации, Главнокомандующего ВВС – заместителя министра обороны – В.Ч.): «Как ты смотришь, если предложим в твоём округе сформировать высшее военное училище лётчиков?» Отвечаю: «С удовольствием!» - «Тогда подумай, где его можно разместить?»

<…>

Вернулся в штаб и позвонил первому секретарю Алтайского крайкома КПСС Александру Васильевичу Георгиеву. Договорились о встрече. На следующий день я прилетел в Барнаул и изложил ему суть дела. Александр Васильевич сразу поддержал эту идею.

<…>

…Затем вместе со специалистами мы проанализировали метеорологические условия, количество солнечных и пасмурных дней в году. Стало ясно, надо докладывать К.А. Вершинину, что единственное место, где можно разместить и заниматься по-настоящему обучением лётчиков, - это Алтайский край».

Кстати, впоследствии, в 1974 году, Барнаульскому ВВАУЛ было присвоено имя Главного маршала авиации, Героя Советского Союза К.А. Вершинина.

               Александр Руцкой - один из самых известных выпускников БВВАУЛ.

Вновь образованное училище разместилось на территории, с которой были связаны давние боевые традиции барнаульцев. Военный городок на ул. Чкалова был построен ещё в начале XX века для размещения 12-го Барнаульского пехотного Сибирского полка, храбро сражавшегося в Русско-японской войне и получившего Георгиевское знамя за бой под Дашичао. Во время Великой Отечественной войны в этих же казармах размещались эвакуированное в Барнаул Лепельское артиллерийско-миномётное и сформированное в Барнауле военно-пехотное училища.

Основу преподавательских и инженерно-технических кадров Барнаульского ВВАУЛ составили преподаватели и выпускники из двух соседних авиационных училищ, расформированных в 1960 году. Это Сталинградское (Сибирское) военно-авиационное училище лётчиков, располагавшееся в г. Обь Новосибирской области, и Омское военное авиационное училище лётчиков ВВС.

Первым начальником училища был назначен генерал-майор авиации В.Н. Филимонов.

Митинг в честь открытия БВВАУЛ 1 сентября 1967 года.

6 февраля 1967 года на аэродроме ДОСААФ в Барнауле приземлился первый самолёт для создававшегося училища. Это был самолёт звена управления Ли-2, который перегнали из Канской военной авиационной школы стрелков-радистов.

Весной 1967 года в краевой газете было размещено объявление о начале приёма желающих во вновь созданное училище лётчиков. За короткое время заявления на поступление подали 1700 абитуриентов. Среди них была как гражданская молодёжь, так и военнослужащие разных родов войск. После экзаменов, которые принимались в одной из средних школ Барнаула, в училище было зачислено 208 курсантов.

Первый учебный год начался 1 сентября 1967 года, а 23 февраля 1968 года командующий ВВС СибВО генерал-лейтенант Д.Т. Никишин в торжественной обстановке вручил личному составу БВВАУЛ Боевое Красное Знамя.

Казармы Барнаульского полка.

Старые казармы, в которых первоначально разместилось училище, требовали серьёзного ремонта и приспособления для нужд современного военного учебного заведения, а также строительства новых зданий. В связи с этим на территории городка производилась расчистка необходимых площадей: были снесены деревянные строения по улицам Чкалова и Партизанской. 5 января 1968 года был заложен фундамент под новый учебный корпус и жилое помещение для курсантов. За основу взяли проект учебного корпуса Качинского ВВАУЛ, доработанный «Алтайгражданпроектом». В сентябре 1971 года строительство было окончено.

В здании были размещены: конференц-зал на 800 мест, лекционные аудитории на 210 посадочных мест, класс-ангар авиационной техники, лаборатории аэродинамики, самолётовождения, радиоэлектроники, авиационного вооружения, спортивный зал и плавательный бассейн.

Казарма курсантов-летчиков.

Подготовка настоящих военных профессионалов осуществлялась силами преподавателей, объединённых на нескольких профильных кафедрах. Среди них можно назвать кафедру конструкции и эксплуатации авиационной техники, где курсанты приобретали знания по конструкции основных типов самолётов и систем их функционирования. Учебные дисциплины, преподаваемые на кафедрах авиационного и радиоэлектронного оборудования самолёта, самолётовождения, боевого применения авиационных средств поражения, аэродинамики и динамики полёта дополняли знания курсантов и превращали их не просто в лётчиков, но и в инженеров – техническую элиту Вооружённых Сил. Важное место в учебном процессе отводилось занятиям на кафедре тактики ВВС, где процесс обучения строился исходя из дальновидного принципа «знать противника лучше, чем свои войска». Этот принцип позволял сформировать из курсантов не только знающих офицеров, но и будущих полководцев.

Полученные теоретические знания курсанты применяли на практике – в учебных авиационных полках.

44-й учебный авиационный полк Барнаульского ВВАУЛ базировался на ст. Калманка (с. Новороманово), на аэродроме «Панфилово». В августе 1967 года на аэродром «Славгород-Северный» из г. Ивано-Франковска прибыли первые 10 чехословацких самолётов Л-29, которые в то время считались лучшими учебно-тренировочными самолётами и поставлялись во все страны Организации Варшавского договора. Самолёты этого типа составили основу полка, в 1971 году перебазированного из Славгорода в Калманку. Полёты производились с нескольких аэродромов.

Полёты в 59-м учебном авиационном полку начались 14 января 1969 года. В марте 1970 года Славгородский авиационный полк приступил к обучению курсантов лётной практике. За время существования полка его личный состав освоил ряд типов самолётов: Ил-28, Л-29, МиГ-21, Л-39.

Первый выпуск. 1971 год.

96-й учебный авиационный полк БВВАУЛ, базировавшийся в г. Камень-на-Оби, с 1970 года производил обучение курсантов на самолёте Як-28, а с 1983 года – на МиГ-21. Именно Як-28, как один из основных учебных самолётов, был установлен в 1980 году перед учебным корпусом училища на пр. Комсомольском в Барнауле.

Будущие летчики учились сначала на тренажерах...

...затем в небе. Л-29 идет на посадку.

За время своего существования Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина сделало 28 выпусков военных профессионалов высокого уровня, всего более 1000 человек.

Более 200 выпускников училища принимали участие в боевых действиях, которых так много было в конце прошлого и в начале нынешнего века. В частности, около 80 выпускников и преподавателей БВВАУЛ выполняли свой долг в Демократической Республике Афганистан.

Навечно занесён в списки личного состава училища старший лейтенант К.Г. Павлюков, выпускник 1984 года, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза.

Открытие бюста Героя Советского Союза Константина Павлюкова.

Среди первого набора курсантов находился сержант А.В. Руцкой – будущий боевой лётчик, совершивший 428 боевых вылетов в Афганистане, будущий генерал-майор авиации, Герой Советского Союза и вице-президент Российской Федерации.

Автограф Руцкого есть в Книге отзывов почётных гостей училища. Да кого там только нет! Представители высшего командования Вооружённых Сил, легендарные асы Великой Отечественной войны, космонавты… Последняя запись в этой книге стала своеобразным девизом выпускников и ветеранов училища: «Роспуск – не конец полёта!»

Здесь имеет место игра слов: слово «роспуск», с одной стороны, можно считать синонимом «расформирования», но в авиации «роспуск» - это элемент полёта на групповую слётанность, предшествующий посадке. Однако выполнение этого элемента не даёт основания считать полёт завершённым. Именно «групповую слётанность» показывают выпускники БВВАУЛ уже почти 20 лет. Город привык к их традиционным августовским построениям и торжественным маршам от территории училища к Речному вокзалу. И мы знаем, что память об училище и крепкое военное братство будут жить до тех пор, пока в живых остался хоть один выпускник.

…В ноябре 1998 года состоялась церемония прощания с Боевым знаменем Барнаульского ВВАУЛ.

 

Начальник училища полковник Юрий Кононов прощается с боевым знаменем.

Начальник училища, полковник Юрий Кононов, завершил своё выступление так: «Сегодня Знамя училища передаётся в Центральный музей Вооружённых сил. Но, как сказал Пётр I, «кто знамени присягнул однажды, у оного всю жизнь и стоять должен». Помните боевые традиции, которые созданы здесь!»

Духовой оркестр училища играет марш «Прощание славянки», под который мимо знамени проходят роты, и Знамя навсегда уносят с плаца.

А закончить хочется сухими фактами из энциклопедии:

25 апреля 1999 года училище было расформировано. Курсанты переведены в Армавир, преподавательский и обслуживающий персонал был уволен в запас, площади, занимаемые училищем, были переданы Барнаульскому юридическому институту.

Вячеслав Чернов, заместитель директора барнаульского музея «Город».

Фотографии из фондов музея «Город». 

Читать tolknews.ru в

Лента новостей